История линии передачи Шидже и Чод
Умиротворение страдания
Святая Дхарма, Умиротворяющая Страдания (dam chos sdug bsngal zhi byed) - это общее название, которое посмертно было применено к разнообразным учениям и линиям, восходящим к южноиндийскому мастеру Дампа Сангье (ум. 1117), которого также называли Па Дампа ("отец Дампа") и Дампа Гьягар ("индийский Дампа"). И сам человек, и учения, которые сейчас составляют эту шестую линию практики, замечательны даже среди множества замечательных мастеров и их систем практики, нашедших дом в Тибете. Название "Умиротворение страданий" обычно отождествляется с аналогичной фразой, которая вводит мантру в "Сутре сердца": "мантра, которая полностью умиротворяет все страдания". Хотя, конечно, то же самое можно сказать обо всей Буддадхарме, эта атрибуция помещает Умиротворение в коллекцию сутр, известную как Совершенство Мудрости, позже классифицированную как второй поворот колеса дхармы. Сам Дампа Сангье говорит об этом в раннем тексте источника под названием "Светильник просветленного поведения":
- Существам, терзаемым страданиями,
- Объясните безупречное, учение об умиротворении страданий.
Бесчисленные цитаты из Сутры и Тантры подтверждают это утверждение, но Конгтрул объясняет отличительную черту Умиротворения:
Другие учения сначала устраняют причину [страдания] — омрачающие эмоции — тем самым предотвращая последствия страдания. В этой [системе] результат — страдание — непосредственно очищается, и омрачающие эмоции искореняются как естественное следствие этого. Это чрезвычайно глубокие методы.
Дампа Сангье получил необычайное множество учений как от просветленных существ, так и от индийских адептов. Чаще всего их классифицируют как четыре наследия или передачи (bka’ babs bzhi), идентифицированные в самых ранних источниках. Таким образом, он получил учения от двенадцати сугат, двадцати четырех гуру благословленных дакини, тридцати шести гуру удивительной линии царствия небесного и пятидесяти четырех (или пятидесяти пяти) великих махасиддхов Индии. Они встречаются во всех текстах, особенно в "Яичной трилогии" и посвящениях более поздней линии. Поэтому неудивительно, что он привез из Индии огромное количество учений, которые передавались его ученикам в Тибете во время его многочисленных визитов. Не существует последовательного отчета об этих визитах, число которых варьируется от трех до семи. Джамгон Конгтрул, Го Лоцава и другие описывают пять визитов, перечисляя точные географические точки въезда и выезда для каждого из них. Другие, такие как Дэн Мартин, выдающийся ученый в этой области, настаивает на "трех путешествиях", основываясь на текстовых свидетельствах. Вопрос значительно осложняется тем, что Дампа Сангье был идентичен индийскому ученому Камалашиле (ок. 740-795) (от его индийского имени Камалашри или Камалашила), а также индийскому патриарху китайского чань-буддизма Бодхидхарме (конец IV - начало V вв.). Это дает ему продолжительность жизни около 570 лет, что объясняется его практикой "принятия сущности" (gcud len). Мало того, это ставит его по обе стороны легендарного философского диспута, который состоялся в Самьелинге (около 797 года) между фракциями, возглавляемыми индийцем Камалашилой с одной стороны и китайским чаньским монахом Хешангом Мохеяном с другой, спорящими о мгновенном и постепенном просветлении. Дампа, как блестящий учитель парадоксов и противоречий, был бы в восторге от этого!
Еще одна общепринятая история о путешествиях Дампы Сангье в Тибет - о том, как он потерял свое изначальное тело. По одной из версий, он наткнулся на мертвого слона, который загораживал проход в деревню, и совершил перенос сознания в жилище (grong 'jug 'pho ba), выйдя из него в облике слона. Тем временем темнокожий индийский адепт по имени Дампа Накчунг, обладавший тем же талантом, оживил красивый труп Дампы, оставив Дампе выбор, кроме как вселиться в уродливый труп Накчунга. По прибытии в Тибет он получил еще одно имя: "Маленький Черный" (nag chung).13 Об этом необычном человеке можно было бы рассказать еще очень много, но не здесь.
Сколько бы раз Дампа ни посещал Тибет, он пробыл там достаточно долго, чтобы передать целый ряд учений, которые традиционно исчисляются тремя передачами: ранней, средней и поздней (или последней) (snga phyi bar gsum). Средняя передача далее делится на три отдельные преемственности, поэтому существовало пять основных линий, передающих отдельные учения, а также три основные второстепенные линии и пятнадцать других наставлений разных линий. (Подробности о пяти основных линиях можно найти в обширном резюме Дхармашри под названием "Выделенный эликсир"). Поэтому неудивительно, что так часто отмечается сложность в определении того, к чему на самом деле относится "Умиротворение". Эта трудность вдохновила Джамгона Конгтрула на объяснение того, почему каждое пребывание в Тибете давало такое разнообразие и в то же время общую согласованность:
Во всех этих случаях [Дампа Сангье] интуитивно понимал точный характер и способности каждого человека и освобождал их с помощью нескольких соответствующих инструкций.Таким образом, не существует единого первоисточника или систематической традиции, которую можно было бы приписать им всем.Тем не менее, [мы могли бы сказать],что он в основном опирался на исходные тексты «Тантра Великой реки Аликали», «Символическая тантра Махамудры» и другие. Методы, которые он использовал, в соответствии с его собственным жизненным примером, включали три уровня обетов в качестве поддержки, аскетические усилия как путь и деятельность на благо других как результат. Множество существ, обладающих [правильной] кармой – столь же многочисленные, как звезды на небе – были освобождены в состоянии будды.