Ньяла Чангчуб Дордже
Ньяла Чангчуб Дордже (тиб. ཉག་བླ་བྱང་ཆུབ་རྡོ་རྗེ་, Вайли. nyag bla byang chub rdo rje) (1826?-1961/1978?) был прославленным мастером дзогчена как учитель Намкая Норбу Ринпоче. Он родился в регионе Ньяронг в Кхаме и учился у Адзома Другпы, Ньяла Пема Дундул, его ученик Ньяла Рангрик Дордже и мастера бон Шардза Таши Гьялцена (1859-1935).
Ньяла Ринпоче возглавлял общину практикующих Дзогчен в Ньялагаре (также известном как Кхамдогар) в районе Дедрол в Кхаме. Он обрел радужное тело.
Его родная дочь Тамдрин Лхамо также достигла высокой реализации. Также говориться о сыне.
Отрывок биографии Дечена Осэла Дордже
Прежде чем уйти из жизни в 1946, Друбванг Дечен Дордже поручил своему ученику продолжить тантрические изыскания у другого реализованного мастера дзогчен. Следуя совету своего учителя, несколько лет спустя, в середине 1950-х, Дечен Осел Дордже отправился в путешествие, которое привело его в Годзё в Ньяронг к югу от Дэге, где он встретил харизматичного мастера Ньяла Ригдзина Чангчуба Дордже, который оказал глубокое влияние на его религиозную карьеру. Друбванг Дечен Дордже предложил ему учиться у этого учителя по двум причинам. Чангчуб Дордже в то время был хорошо известен своими достижениями в практике дзогчен и за его искренность и строгость в передаче учений. Более того, он вел образ жизни домохозяина. Друбванг Дечен Дордже увидел возможность для своего ученика, также не монаха, обогатить свой опыт, обучаясь у такого харизматичного мастера.
Дечен Осел Дордже прибыл в Ньяла Гар, ретритный центр Ньяла Чангчуба Дордже, в 1955 году, когда ему было 35 лет. В то время, когда он прибыл в Ньяла Гар, в скиту жил еще один тулку, который впоследствии стал известным буддийским учителем, Чогьял Намкай Норбу (1938-2018). Период, который он провел в сообществе Чангчуба Дордже, включен в его автобиографию. На самом деле, несмотря на то, что они были там в одно и то же время, два ученика, по-видимому, никогда не встречались.
Родом из Ньяронга, Ньягла Чангчуб Дордже (1826? – ок. 1978 г.), открыватель «rGyal mo rong gi gnas chen dmu rdo», большую часть своей жизни прожил в затворничестве в отдаленном районе Рачукдо около Годзё в Кхаме в современном округе Чабмдо. Там он основал самостоятельную общину и религиозный лагерь (chos sgar), со слов Намкая Норбу его назвали Ньяла Гар. Постоянное население Ньяла Гара состояло из монахов, тантриков и преданных мирян. Выросший в немонашеской среде Ньяла Чангчуб Дордже подходил к буддизму скорее эмпирически и практически, отдавая предпочтение несектарному подходу. Его главными учителями были Ньяла Ранриг Дордже (Nyag bla rang rig rdo rje, 1847-1903) и Адзом Другпа (1842-1924), но он также учился у Ньяла Пема Дудула (1816-1872) и известного бонского ученого Шардза Траши Гьялцена (Shar dza bkra shis rgyal mtshan, 1859-1935). Существует очень мало литературы на тибетском или западном языках о Чангчубе Дордже, который оставил глубокий след в буддийской истории Годзё. Рассказы Намкая Норбу — единственная доступная биографическая информация об этом великом мастере.
Ньяла Чангчуб Дордже, чье имя как тертона было Трактунг Дудул Хумнаг Лингпа (Khrag ’thung bdud ’dul hūm nag gling pa), был хорошо известен в Кхаме не только за его глубокий опыт и знание учений Дзогчен, но и за его навыки ясновидения и традиционного тибетского доктора. В то время, когда Дечен Осел Дордже и Намкай Норбу жили в общине в 1955 или 1956 году, Ньяла Чангчуб Дордже был все еще очень активен в раскрытии своих Сокровищ ума.
В Ньяла Гаре Дечен Осел Дордже получил посвящения и инструкции по многим практикам из учений из терма Ньяла Чангчуба Дордже и практиковал их в строгом ретрите в пещерах недалеко от лагеря. В это время, следуя совету и пророчеству своего учителя, он достал несколько сокровищ земли (sa gter), медитируя в ретрите недалеко от Ньяла Гара. Для Дечена Осела Дордже Ньяла Чангчуб Дордже был больше, чем просто учителем; он был моделью организации и поведения, в которой он искал вдохновения. Организация и структура, которые он позже принял для своей общины, скорее всего, были вдохновлены общиной Ньяла Гара. Деятельность Дечена Осела Дордже как врача, тантрического мастера и открывателя сокровищ во многом совпадает со стилем Чангчуба Дордже. Они оба хорошо разбирались в выполнении ритуалов и церемоний и делали упор на созерцание, устную передачу и глубокие наставления, а не на интеллектуальную схоластику.
Дечен Осел Дордже пишет, что благодаря усердной практике циклов гневных мантр (drag sngags skor) он прославился под именем Нуден Дордже (Могущественная Ваджра), которое было дано ему его первым учителем Таши Чопелом. Однако, как и Шестнадцатый Кармапа несколькими годами ранее, Чангчуб Дордже тоже дал ему духовное имя (chos ming): Осел Дордже. Его религиозные имена были даны ему обоими учителями, поскольку они были предсказаны в связи с его будущим развитием как Открывателя Сокровищ.
THE LIFE AND TEACHINGS OF BDE CHEN ’OD GSAL RDO RJE, TREASURE REVEALER OF CONTEMPORARY TIBET / ANTONIO TERRONE
Рассказ Намкая Норбу Ринпоче
Спустя год после того сна, когда я уже вернулся в Тибет, в нашу деревню прибыл один человек навестить моего отца, и я стал свидетелем их разговора, в котором гость сообщил отцу o своем знакомстве с одним очень необычным лекарем. Он описал место, где жил лекарь, а также подробно описал самого человека, и, пока он рассказывал, в моей памяти всплыл прошлогодний сон. Я был уверен, что человек, описанный гостем, — тот самый, которого я видел во сне. Обратившись к отцу, я напомнил ему свой сон, o котором рассказал вскоре после того, как его увидел, и спросил отца, не хочет ли он посетить этого лекаря. Отец согласился, и мы отправились на следующий же день. Наше путешествие верхом длилось четыре дня, и, когда мы добрались до места, старец действительно оказался тем человеком, которого я видел во сне. У меня было реальное чувство, что я бывал в этой деревне раньше и мне знакомы и эти тибетские дома, построенные покитайски, из бетона, и мантра над дверью дома лекаря. У меня уже не оставалось сомнений, что он должен быть моим Учителем, и я остался у него, чтобы получить учение. Имя Учителя было Чангчуб Дордже, а выглядел он как простой тибетский крестьянин. Внешне его манера одеваться и образ жизни были совсем обычными, хотя в этой книге я поведаю некоторые другие истории o нем, из которых вы сможете понять, что его состояние было весьма далеко от ординарного. Его ученики тоже жили совсем скромно, причем большинство из них были самыми простыми, далеко не богатыми людьми, которые выращивали урожай, работая в поле, и в то же время занимались совместной практикой.
Чангчуб Дордже был учителем Дзогчена, а Дзoгчен опирается не на внешнее: ведь это Учение о сущности состояния человека. Поэтому, когда позднее я по политическим обстоятельствам покинул Тибет и в конце концов поселился на Западе, в Италии, получив должность профессора в Восточном институте Неапольского университета, то убедился: хотя внешние условия и культура здесь и отличаются от тех, которые окружали меня в Тибете, основополагающее состояние каждого человека всегда одинаково. Я убедился, что учения Дзoгчен не зависят от культуры и их можно изучать, понимать и практиковать в любом культурном контексте.
Дальнейшее чтение
- Namkhai Norbu, Dzogchen: The Self-Perfected State, 1996
- Namkhai Norbu, The Crystal and the Way of Light: Sutra, Tantra and Dzogchen (Ithaca: Snow Lion, 2000)