Кьюнгпо Налджор

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 19:13, 19 декабря 2023; Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «мини|справа|400px|Кьюнпо Налждор - танка коллекции монастыря Шечен, 19 век. '''Кхьюнгпо Нелджор (khyung po rnal 'byor)''' родился в клане Кхьюнгпо в Ньемо Раманге (snye mo ra mangs) в Восточном Цанге. Его отцом был Кьюнгьял Такье (khyung rgyal stag skye), которого...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Кьюнпо Налждор - танка коллекции монастыря Шечен, 19 век.

Кхьюнгпо Нелджор (khyung po rnal 'byor) родился в клане Кхьюнгпо в Ньемо Раманге (snye mo ra mangs) в Восточном Цанге. Его отцом был Кьюнгьял Такье (khyung rgyal stag skye), которого также звали Такла Кье (stag la skye), а его мать звали Годза Таши Чьи (mgo gza' bkra shis skye). Существуют разногласия по поводу года его рождения, года тигра. Некоторые источники дают 978 или 990 год, а некоторые с большей вероятностью1050 год.

В возрасте тринадцати лет Кьюнгпо Нелджор изучал бон у Юнгдрунга Гьялвы (g.yung drung rgyal ba), а вскоре после этого изучал Дзогчен у Джунгне Сенге ('byung gnas seng ge), предположительно набрав семьсот учеников. Он также учился у Конг/Кор Нирупа (kong/skor nu ru pa) в Шаморе (sha mo ra) в Толунге (stod lung). Согласно Цуклаку Тренгве (gtsug lag 'phreng pa, 1504-1564/66), Нирупа научил его Аманасей Чокор Ньернга ( a mA na sa'i chos skor nyer lnga ), циклу Дзогчен, якобы изобретенному Шеутоном Джангом (she'u стон бьянг).

Не удовлетворенный имеющимися учениями в Тибете, Кхьюнгпо Нелджор отправился в Непал, где учился у нескольких учителей. Он служил слугой Амогаваджры, которого также звали Ратнакарагупта и Шаурипа, и получал от него учения. От Васумати он получил посвящение в крийя-тантры и йога-тантры. Он также учился у дакини Девикоти, Канашри; Ратнапела; и трех учеников Майтрипы: Ратнаваджры, Кшетраваджры, Атульяваджры. Согласно «Синей летописи», он также встретил Вайрочанаваджру и получил от него учения.

После непродолжительного возвращения в Тибет Кхьюнгпо Нелджор снова отправился в Непал, а затем в Индию, где учился у Данашилы, ученика Наропы. Привезя с собой значительное количество золота, он предлагал его многочисленным учителям в обмен на их наставления и передачи. Он встретил Майтрипу и получил от него учение о Белом Махакале.

Согласно "Синей Летописи", Кхьюнгпо Нелджор спросил своих учителей, встречал ли кто-нибудь в Индии Будду Ваджрадхару, источник буддийских тантр. Они ответили, что это сделала Нигума, по общему мнению, сестра Наропы. Кхьюнгпо Нелджор разыскал ее и нашел на кладбище Соса в Восточной Индии. Он запросил у нее передачу, на что она ответила: «Я плотоядная дакини!» Когда он оказал на нее давление, она требовала золота. Взяв его золото и бросив его в лес, ее свита дакини сформировала мандалу, даровав Кхьюнгпо Налджору посвящение в Иллюзорное Тело (sgyu lus) и Йогу Снов, две части, которые составляют Нигу Чодрук (ni gu chos Drug), или Шесть йог Нигумы. Затем Нигума перенесла его на вершину золотой горы, где она даровала полные Шесть йог, Дордже Циканг (rdo rje tshig rkang) и Гьюма Ламрим (sgyu ma lam rim). Она предсказала, что учения должны оставаться в секрете до седьмого держателя линии передачи, она была второй после Ваджрадхары.

Список дополнительных учителей, у которых учился Кхьюнгпо Нелджор, включает дакини Сукхасиддхи, ученика младшего Вирупы, который обещал проявиться в своей линии; Рахулагуптаваджра; Камаларакшита; и Атульяваджра. Он ненадолго вернулся в Тибет, чтобы добыть больше золота, а затем снова в Индию, чтобы получить больше учений. Кхьюнгпо Нелджор сообщил, что он встретил Атишу Дипанкару (ок. 982–1054), проезжая через Толинг по возвращении в Тибет, и сравнил собранные им тексты с текстами Атиши. Атиша сказал ему, что его тексты подлинны, и предложил Ринчену Зангпо (rin chen bzang po, 958-1055) и Дхарма Лодро (дхар+ма бло грос) переводят их. Учитывая, что Атиша скончался в 1055 году, такая встреча исторически невозможна, если только не признать, что Кхьюнгпо Нелджор действительно прожил сто пятьдесят лет, и если этот инцидент произошел в его юности.

Кьюнгпо Нелджор принял монашеское посвящение под руководством известного наставника Кадампа (bka' gdams pa) Лангри Тангпа Дордже Сенгге (glang ri thang pa rdo rje seng ge), основателя монастыря Лангтанг (glang thang). Считается, что он основал сто восемь монастырей в Тибете, хотя известны только два: Чакар ('chad dkar) в Пеньюле ('phen yul) и Чжанчжонг Дорджеден (gzhang gzhong rdo rje gdan) в долине Шан, в 1121 год.

В «Синих летописях» есть интересный отрывок, который предполагает, что Кхьюнгпо Нелджор столкнулся с определенным сопротивлением своему учению. Кьюнгпо Нелджор обвинил «монахов» в том, что они слишком много внимания уделяют книгам, и вызывал призраки различных мирных и гневных божеств, чтобы побудить их к практике. Однако завистливые монахи взялись за оружие, и Кхьюнгпо Нелджору пришлось призвать фантомные войска, чтобы победить их. Затем он подчинил себе множество нечеловеческих существ, которые препятствовали его учению.

У Кьюнгпо Нелджора, как говорят, было шесть главных учеников: Меутон (rme'u ston), Йорпо Гьямоче (g.yor po rgya mo che), Нгултон Ринванг (rngul ston rin dbang), Латопа Кончок Кар (la stod pa dkon mchog mkhar ), Чжангом Чосенг (zhang sgom chos seng) и Мокчокпа Ринчен Цондру (rmog lcog pa rin chen brtson 'grus). Только Мокчокпа Кхьюнгпо Нелджор передал весь Нигу Чодрук. Мокчокпа учился у Кхьюнгпо Нелджора пять лет, пока ему не исполнился двадцать один год, и вернулся к нему примерно через пять лет, чтобы быть с учителем последние полтора года жизни Кьюнгпо Нелджора.

Кхьюнгпо Нелджор умер в 1127 году. Он попросил, чтобы его тело было сохранено в ступе, но некоторые ученики Кхампы решили вместо этого кремировать его, и, как сообщается, его прах оставил многочисленные реликвии.


Из автобиографии Великого Кьюнпо Налждора, основателя Шангпа Кагью:

В двенадцать лет, в соответствии с традициями семьи со стороны отца, я изучал учения Бон. Позже я практиковал Дзогчен и, наконец, Махамудру. Затем, взяв в дар драгоценности и золотой песок, я отправился в Индию и Непал, не заботясь о комфорте для себя и терпя много лишений. В ходе семи путешествий я учился у ста пятидесяти мудрецов и пятидесяти великих адептов. Четверых я принял в качестве своих славных коренных лам. А так же две дакини мудрости (Нигума и Сукхасиддхи) получили прямую передачу от Ваджрадхары — просветленного тела наслаждения, шестого Будды см. Примечание. Они восхитились мной и дали мне высшие устные наставления. Я отсек все отвлекающие факторы и практиковал целенаправленно. Все сомнения рассеялись, и я обрел как необычные, так и обычные сиддхи. Это был краткий обзор моей жизни. Размышляйте об этом с великой верой.

Моя семья склонялась к религии Бон, которую исповедовали предки со стороны отца. Из-за этого, когда мне исполнилось тринадцать, я учился у бонского учителя Юнгдрунга Гьяла.

Вскоре я овладел всеми внутренними и внешними учениями Бон. Я благословил святой водой более семисот практикующих. Я также написал несколько сборников трактатов и трудных комментариев. Своей работой я помогал распространять учения Бон в провинциях Центрального, Восточного и Западного Тибета. Короче говоря, я стал искусным адептом бон, и многие великие учителя и ученики приходили ко мне. В частности, ученый Гьял из Ронга пришел в этот район с тремя тысячами подношений — лошадьми, серебром и так далее — и спросил, не дам ли я учение о глубоком значении, которое найдет отклик у всех людей, независимо от их способности. Я cпел Песню Семи Наставлений для учеников с высоким, средним и средним интеллектом. На протяжении всей песни Гьял и пятьдесят учеников под моим руководством проникли в смысл воззрения и медитации. У многих других были настоящие видения.

Но у меня, как у практикующего бон, появились некоторые сомнения. Я подумал про себя: «Никто не оспаривает мои способности, никто не обсуждает меня. Никакие индийские адепты или переводчики никогда не переводили эти бонские тексты. Поэтому, когда я прошу о дебатах, люди отказываются, говоря мне, что я не практикующий Дхарму, я практикующий Бон!»

Теперь я вспомнил пророчество Амогхи о том, что я отправлюсь в Индию. Я собрал несколько мер золота и пошел к родителям, объясняя свои планы на поездку. Но они не хотели что бы я уезжал, говоря: «Сынок, мы стареем. Пожалуйста, не уезжай в Индию, пока мы не умрем». Полагаясь на своих родителей, я решил, по крайней мере, доверить моих самых младших бонских учеников ученому, сказав им, чтобы они слушали, учились и практиковали. Затем я отправился к Дзогчен-ламе Джунгне Сенге, которому преподнес щедрый подарок в виде золота, шелка и лошадей и у которого я попросил дать мне учения по трем разделам Дзогчен — разделу Пространства, разделу Ума и разделу Сущностных наставлений. Затем я проповедовал. Вскоре я прославился тем, что преподавал восемнадцать тантр раздела Ума [традиции Дзогчен] более чем трем сотням монахов. Таким образом, я собрал учеников со всех сторон.

Дополнительные источники

Примечания

(1) Традиционно буддизм говорит о пяти Буддах. Ваджрадхара является источником всех качеств, выраженных пятью буддами. В нем они все едины. Поэтому его иногда называют шестым Буддой.