Бакха Тулку Ринпоче
Бакха Тулку Ринпоче (тиб. རྦ་སྤྲུལ་རིན་པོ་ཆེ), он же Бакха Тулку Пема Тенцинг (р.1944) — десятое воплощение в линии Бхаха Тулку из Бакха Гомпы (расположенной в регионе Пово на юго-востоке Тибета, у входа в Пемако) и как таковое воплощение Пема Лингпы. Он является старшим учеником Гарванга Сангье Дордже, Дуджома Ринпоче и Чатрала Ринпоче.
Рождение, семья, распознание
Бакха Тулку Ринпоче родился в 1944 году в Тибете. В юном возрасте он был признан Джамьянгом Кхьенце Чокьи Лодро, Шестнадцатым Кармапой и Дуджомом Ринпоче десятым воплощением в линии Бхакха Тулку.
Бакха Гомпа в Пово, Южный Тибет
Бакха Гомпа, первоначальный монастырь Бакхи Тулку Ринпоче, расположен в Пово, которое когда-то было независимым королевством на юге Тибета. Бакха Тулку Ринпоче объясняет происхождение монастыря:
- В седьмом веке правящий император Тибета Сонгцен Гампо послал своего самого доверенного министра сопровождать свою китайскую невесту от двора династии Тан. Они влюбились друг в друга, и министр сговорился вернуться в Лхасу самым окольным путем. Когда они вошли в долину Пово, принцесса родила мертворожденного ребенка и сверилась с геомантическими текстами, чтобы определить наиболее благоприятное место захоронения. Спустя столетия на месте могилы был построен монастырь Бакха (Могильник).
По словам Яна Бейкера:
- Бакха Гомпа — один из главных монастырей Пово. Он расположен на мысе на южном берегу реки По Цанг, в окружении сверкающих снежных вершин и густых лесов из болиголова и пихты. На самом деле, песчаные отмели простираются до широкой и спокойной части реки По Цангпо. Там, где река снова сужается и превращается в жестокие пороги, деревянный подвесной мост, увешанный разноцветными молитвенными флажками, соединяет монастырь с северным берегом и дорогой из Сычуани в Лхасу.
Тесные связи с Пема Лингпой и Бутаном
Линия воплощений Бакха Тулку имеет много связей с Бутаном, и Бакха Тулку были признаны воплощением Пемы Лингпы — одной из самых почитаемых фигур тибетской буддийской традиции в Бутане. Резиденцией Бхаки Тулку Ринпоче в Бутане является Тамшинг Гомпа в долине Бумтанг.
Признание другими воплощениями
Бхаха Тулку Ринпоче также был признан воплощением Тертона Дордже Лингпы и эманацией учёного и переводчика восьмого века Вайрочаны.
Обучение
Первые годы в Пово
В возрасте девяти лет Бакха Тулку Ринпоче начал трехлетний уединенный медитационный ретрит в Пово под руководством Гарванга Сангье Дордже.
Паломничество в Пемако
Через месяц после завершения ретрита он отправился в шестимесячное паломничество через Пемако. Медоу когда-то был резиденцией монастыря Ньингма под названием Тамбо Гомпа. Бакха Тулку Ринпоче провел там три месяца во время своего паломничества через Пемако в 1956 году. Местные монпы уговаривали его остаться и предложили его семье рисовые поля и крупный рогатый скот митхун. Предчувствуя, что вскоре произойдет с Тибетом, Бхаха Тулку Ринпоче настаивал на том, чтобы остаться в Пемако, говоря своей матери: «Если мы покинем это место, мы никогда больше не встретимся». По настоянию наставника они покинули Пемако через перевал Дошунг-Ла. Отец Бхаки Тулку Ринпоче встретил их на дальней стороне перевала с лошадьми и мулами для дальнейшего путешествия в Лхасу.
Учение Пема Лингпы распространилось по всему Пемако в 1700-х годах, и, будучи основным наследником этого тертона, Бхакка Тулку Ринпоче отвечал за строительство многих храмов в Пемако, посвященных линии передачи Пема Лингпы.
Дядя Бхаки Тулку Ринпоче путешествовал по Китаю вместе с Джедрунгом Тракпой Гьялценом — реинкарнацией Джедрунга Тринле Джампы Джунгне — и стал свидетелем начала крупного культурного переворота. По возвращении он призвал членов своей большой семьи переселиться в уединенные долины нижнего Пемако. Вместе с наставником, двумя слугами-монахами, своей матерью, двумя младшими братьями, тремя другими семьями и их слугами Бакха Тулку пересек перевал Дашинг-Ла из Пово. Его отец уехал в торговую экспедицию в Кхам, а старший брат уехал учиться в Пекин, как это было принято в знатных семьях.
Когда Бхаха Тулку и члены его семьи достигли Чимдро, они пробыли месяц в качестве гостей у второго Джедрунга. После этого он отправился в Кунду Дорсем Подранг, а в течение следующих нескольких месяцев - в Ринченпунг и нижнюю часть долины Цангпо в поисках места, где они могли бы поселиться.
Обучение в Миндролинге
В Медоке планы резко изменились, когда Бхаха Тулку получил известие от Дуджома Ринпоче о том, что он должен начать строгий курс обучения в монастыре Миндролинг в Тибете. После того, как Бакха Тулку Ринпоче пришел в Миндролинг, его мать и отец вернулись в Пово. Боевые действия с китайцами начались в 1958 году. Его отец возглавлял местное сопротивление Пово и командовал ополчением из семисот человек. Его отец, мать и другие члены семьи погибли во время политических событий в Тибете.
Переезд в Индию
В 1959 году Бхаха Тулку Ринпоче бежал через Гималаи в Бутан со своим наставником, а затем в Индию, где позже учился в школе для молодых тулку в Далхаузе.
Обучение у Дуджома Ринпоче
Бакха Тулку Ринпоче служил Дуджому Ринпоче в течение 7 лет в качестве помощника и секретаря и получил от него всю линию передачи Дуджома Терсар, Ринчен Тердзо, тринадцать циклов Пема Лингпы и многие другие учения.
Получение учений от многих мастеров
Бакха Тулку Ринпоче также получил множество учений от таких мастеров как:
- Чатрал Ринпоче;
- Дилго Кьенце Ринпоче;
- Додрубчен Ринпоче;
- Пенор Ринпоче;
- Гарванг Сангье Дордже, Пулунг Сангье Дордже;
- Тамшинг Лама Пунцок, главный держатель линии Пема Лингпы в Бутане, который передал ему тринадцать циклов Пема Лингпы.
Бакха Тулку Ринпоче также является держателем линии Дзогчен традиции Намчо, Лонгчен Ньингтик и Чецун Ньингтик.
Семья
В Индии в 1969 году Бакха Тулку Ринпоче женился на Сонам, дочери второго Джедрунга, Тринле Джампа Джунгне, который поселился в Тэзу в Аруначал-Прадеше.
Студенты
Среди его основных учеников — его племянник Тулку Оргьен Пунцок.
Активность
Бхаха Тулку Ринпоче преподавал в Индии, Непале, Бутане, Тибете, Тайване и США, а также является основателем Фонда Вайрочана в США.