Пхагпа Лодро Гьялцен
Пхагпа Лодро Гьялцен (тиб. འཕགས་པ་བློ་གྲོས་རྒྱལ་མཚན།, Вайли: 'phags pa blo gros rgyal mtshan, 1235-1280)
Чогьял Пакпа (тиб. ཆོས་རྒྱལ་འཕགས་པ་, вил. chos rgyal 'phags pa) (1235-1280) — иерарх школы Сакья, признанный в 1253 правителем Тибета ханом Хубилаем (1215-1215-1280). 1294) во времена династии Юань. Он также был племянником Сакья Пандита.
По просьбе Хубилай-хана Чогьял Пхакпа разработал новый алфавит, сценарий «пхаг-па», который можно было использовать в качестве единого алфавита для письменных языков Империи Юань. Чогьял Пакпа расширил тибетский алфавит, включив в него монгольский и китайский языки. Фактическое использование этого письма было ограничено примерно сотней лет во времена монгольской династии Юань, и оно вышло из употребления с приходом династии Мин.
(Взято из жизнеописания, написанного Сакьяпой Нгаванг Кунга Сонам)
Отцом Дрогон Чогьял Пхагпы был Сангца Сонам Гьялцен, который был младшим братом Сакья Пандиты. У Сонам Гьялцена было пять супруг, первой из которых была Мачиг Кунчид из местности Цанадап. Дрогон Чогьял Пхагпа являлся её старшим сыном.
Чогьял Пхагпа родился в Намринг Лукхунг в год Дерева-Овцы в шестой день третьего месяца по лунному календарю. В то время его отцу Сонаму Гьялцену было 52 года. Зачатие и рождение Чогьяла Пхагпы сопровождалось множеством благоприятных знаков. В детстве ещё не получив образования он уже мог читать и писать различными видами письма. Также он овладел многими предметами без малейшей трудности.
С раннего возраста Чогьял Пхагпа обладал ясновидением и мог ясно вспомнить свои предыдущие жизни. Например, когда пришёл момент определить являлся ли он действительно реинкарнацией знаменитого учителя, известного как Сатон Рипа, два ученика Сатона пришли посмотреть на него. В тот момент Чогьял Пхагпа играл с другими детьми, но увидев двух монахов, он сказал: «Наконец-то вы пришли!» Они спросили: «Ты узнаёшь нас?» и он ответил: «Конечно» и назвал их по именам. Это не оставило никаких сомнений и с большой преданностью они совершили перед ним простирания.
Отец Чогьяла Пхагпы Сангца Сонам Гьялцен был великим практикующим, который занимался практикой Ганапати. Однажды Ганапати явились перед ним и подняли его в воздух на высоту горы, сказав: «Посмотри вниз». Но Сонам Гьялцен испугался, но когда всё-таки посмотрел туда, то увидел три тибетские провинции. Ганапати сказал: «Всё, что ты увидел, будет местом твоего правления. Ты увидел три провинции Тибета, это означает, что твои потомки будут править на этих территориях. Но, поскольку ты не сразу посмотрел, как было сказано, правителем будешь не ты.» Затем он опустил Сонама на землю.
В течение долгого времени у Сонама Гьялцена не было сына и будучи сильно расстроенным он обратился с особыми молитвами к Ганапати. Ганапати появился в жилище Сатон Рипа и сказал: «Сангца Сонам Гьялцен постоянно призывает меня, говоря, что ему нужно управлять тремя провинциями Тибета. Но какие бы практики он не делал у него нет кармы быть правителем самому. Таким образом, Бодхисаттва, который накопил много заслуг и который мог бы управлять большой территорией должен родиться его сыном. Ты, Сатон Рипа, обладаешь этими качествами, поэтому пожалуйста прими рождение у Сонама Гьялцена с благопожеланием помочь всем тибетцам, особенно жителям тех трёх провинций.» Сатон Рипа согласился и позже переродился Чогьялом Пхагпой.
В три года Чогьял Пхагпа мог читать по памяти садхану Хеваджры, известную как Друбтап Цокье (Рождённый из Лотоса). Все, кто видел это были поражены и восклицали: «Вне всякого сомнения, он – настоящий Пхагпа (святой)!» С того времени он стал известен как Пхагпа и слава о нём распространилась по миру.
В 8 лет он читал по памяти жизнеописание Будды. В 9 лет, когда его дядя Сакья Пандита поворачивал Колесо Дхармы, Чогьял Пхагпа читал по памяти вторую главу Тантры Хеваджры. Также он прочитал глубокую публичную лекцию для собрания практикующих. Там присутствовало множество учёных, и все они были поражены его знанием и восхваляли его добродетельные качества и мудрость.
В 10 лет Чогьял Пхагпа отправился на север от Сакья, где Сакья Пандита был настоятелем и мастером Церемонии. Чогьял Пхагпа получил монашеские обеты от Сакья Пандиты и затем получил наставления по правилам Винайи и обеты от настоятеля Чормолунга, Шераба Сенге.
Когда ему исполнилось 17 лет, Сакья Пандита передал ему все свои учения, благие качества и обязанности и был очень доволен им. Видя что, Чогьял Пхагпа мог вести собственную благую деятельность, Сакья Пандита подарил ему свою раковину, чашу для подношения и другие религиозные предметы. Также он передал ему своих учеников, сказав: «Пришло время для тебя заняться распространением Учения Будды и работать на благо живых существ. Знай, что ты дал это обещание в своих предыдущих жизнях.» Произнеся это, Сакья Пандита передал Чогьялу Пхагпе эти полномочия.
В год Быка, Император Китая Кублай Хан пригласил Чогьяла Пхагпу в свой дворец и задал ему много вопросов, на которые не получил ответа от других мудрецов. Чогьял Пхагпа отвечал так логично, что император был удовлетворён.
Позже, император заявил, что он собирается отправить в Тибет собирателей дани, а жителей набирать в свою армию. Чогьял Пхагпа много раз просил императора не делать этого, говоря: «Тибет – страна маленькая и расположена далеко к западу. Там недостаточно природных богатств, а население малочисленное и разбросанное. Страна не способна платить налоги, а населения не достаточно, чтобы пополнить вашу армию. Я умоляю вас не требовать этого.» Но император был непреклонен и Чогьял Пхагпа был сильно расстроен.
«В таком случае,» – сказал он – «мне, вашему гостю, тибетскому монаху, нет необходимости оставаться здесь. Я буду готовиться к отъезду на свою родину.» Император ответил: «Прекрасно, отправляйтесь, если желаете.» Но жена Кублай Хана Императрица Чу сказала: «Мы нигде не найдём такого учителя как Чогьял Пхагпа. Все, кто были до него, не обладали ни толикой его благих качеств, и не могли совершать таких благих дел. Не мудро отпускать его в Тибет. Ты должен продолжать общаться с ним и учиться у него добродетели.»
Император послушал её и стал учиться Дхарме у Чогьяла Пхагпы. Со временем у него развилось большое уважение к Учителю и супруга спросила: «Разве не мудро мы поступили, что не пустили Чогьяла Пхагпу в Тибет? Сейчас нам надо получить учение от него. Я слышала, что у Сакьяпы есть уникальные посвящения Ваджраяны, которых нет в других школах. Мы должны попросить его об этом». Император ответил: «Вначале ты получи их, если они будут стоящими, тогда я тоже попрошу».
Императрица обратилась с просьбой к Чогьялу Пхагпе даровать ей посвящение Хеваджры. Она спросила, какое подношение она должна сделать, чтобы получить это посвящение. Учитель ответил: «В знак признательности ученик подносит своё физическое тело, материальные богатства и другое имущество, особенно всё то, к чему сильно привязан. Вот, что является знаком истинной благодарности.»
Императрица сказала: «Когда я пришла ко двору моя семья подарила мне эти серьги, которые являются самой дорогой вещью из моего приданного. Обычно я никогда их не снимаю, но сейчас хочу поднести их вам.» Сказав так, она сняла большую жемчужину со своего уха и поднесла её Учителю. Позже, он обменял её у монгольского купца на большую меру золота и 1000 мер серебра. Когда он вернулся в Тибет он поднёс часть этого богатства большому собранию сангхи в Цанг Чумиг. А остальная часть была потрачена на строительство золотой пагоды для монастыря Сакья.
Получив посвящение Хеваджры, императрица сказала Кублай Хану: «Учение, которое я получила – очень глубокое и необычное. Тебе тоже следует его получить.» Тогда император попросил об этом Чогьяла Пхагпу.
Чогьял Пхагпа сказал: «После получения посвящения ученик должен относиться с почтением к своему гуру и посадить его на трон выше себя. Телом он должен совершать простирания перед ним; речью он должен следовать наставлениям учителя; а умом не противиться намерениям Ламы. Возможно, вы не сможете следовать этим правилам.» На что императрица сказала: «Когда император будет получать посвящение в небольшом кругу приближённых, он посадит учителя на трон выше себя, чтобы поддержать эту традицию. А что касается действий по отношению к Тибету, император не должен отдавать приказы тибетцам без предварительного согласования с Ламой. Другие вопросы должны также согласовываться с Ламой, т.к. он обладает великим состраданием. Однако, поскольку некоторые люди могут неправильно использовать его доброту, он, в свою очередь, должен согласовывать свои решения с императором.» Чогьял Пхагпа согласился на эти условия. Затем он даровал императору Китая и 24 членам его свиты посвящение Шри Хеваджры, которое есть только в традиции Сакья. Таким образом, Ваджраяна стала устанавливаться в землях Китая и Монголии.
В благодарность за посвящение император поднёс во служение Чогьялу Пхагпе 13 собраний из 10000 подданных в каждой.
Второе подношение состояло из знаменитой священной раковины, известной как Чудунг Карпо Джандрак (Священная Белая Ракушка). Император также поднёс учителю религиозную общину и мирян практикующих трёх провинций Тибета. Три провинции Тибета – это территория, начинающаяся от трёх областей Нгари западного Тибета до Ущелья Согла Кьяво (Серое Ущелье (Перевал) Региона Сог), известная как «Провинция Святой Дхармы»; вторая провинция – от Согла Кьяво до реки Мачу Кугпа (Река Меконг), известная как «Провинция Людей»; и третья провинция – от реки Мачу Кхугпа до Джа Чортен Карпо (Белая Ступа Китая), известная как «Провинция Лошадей».
Во времена Кублай Хана его царство состояло из 11 шинг, и три провинции, которые были отданы Чогьялу Пхагпа считались за 1 шинг. В действительности, из-за малочисленного населения они не могли считаться как шинг, но поскольку это была земля учителя императора и распространения Дхармы она считалась как 1 шинг.
За третье посвящение Чогьял Пхагпа попросил в качестве подношения прекращение практики «чистки населения». (В то время каждые три года проводилась т.н. чистка населения, когда подвергались утоплению старики, инвалиды и уроды.) Попросив о прекращении этих действий, Чогьял Пхагпа сохранил жизни тысячам людей. Это подношение особенно порадовало учителя и он сложил следующий стих по этому поводу:
- «Элементы пространства красны как кровь.
- Трупы плоскостопных заполняют океаны.
- Заслугу от прекращения подобных действий я посвящаю.
- Пусть намерения Владыки Мудрости будут исполнены,
- Пусть Учение блага и счастья процветает вечно,
- И пусть жизнь Повелителя Народов будет долгой.»
Таким образом, великий Владыка Дхармы, Чогьял Пхагпа был почитаем императором как высший учитель. Императрица Чу обладала нерушимой верой в Чогьяла Пхагпу и учение Сакья. Однажды, она попросила его о следующем: «Ринпоче, для того, чтобы утвердить веру императора, пожалуйста, совершите чудо! Если вы этого не сделаете, существует опасность, что вера и преданность поколеблются.»
Чогьял Пхагпа ответил: «Если я могу помочь императору укрепить веру и поддержать самайю, я выполню вашу просьбу. В Ваджраяне говорится, что если в критический момент учитель не исполняет просьбы своего ученика он совершает великий грех. Принесите мне острый меч из оружейной и позовите императора и его министров прийти и посмотреть на свершение чуда. » Императрица сделала, как он сказал.
Когда все собрались, Чогьял Пхагпа обратился к ним: «Сейчас я благословлю мои части тела как 5 Дхьяни Будд. Все вы, собравшиеся здесь сделайте благопожелание переродиться в той чистой земле, в которой желаете.» Сказав так, Чогьял Пхагпа отсёк себе голову, руки и ноги, которые трансформировались в 4 Дхьяни Будд, а его голова превратилась Махавайрочану. Затем, император, императрица и министры сделали простирания и кору вокруг него и благопожелания в соответствии с их способностями. Во время обхождения, они заметили, что туловище Чогьяла Пхагпы, которое всё ещё сидело на троне продолжало кровоточить. Увидев это, император и министры стали плакать и умолять, чтобы он вернулся в свою обычную форму. Тогда Чогьял Пхагпа предстал перед ними в прежнем виде.
Позже, многие великие учёные и высоко реализованные махасиддхи посещали Тибет и совершали различные чудеса, но император думал: «Да, это удивительные демонстрации великого блага для живых существ, но никто не может сравниться с нашим учителем Чогьялом Пхагпой.» С того дня у него не осталось ни малейшего сомнения в реализации Чогьяла Пхагпа.
Когда Чогьялу Пхагпа было 19 лет, он даровал посвящение Кублай Хану во время празднования Нового Года Воды-Быка. В то время император пожаловал своему учителю титул «Тишри» (Учитель Императора). Также он поднёс ему печать из нефрита с вырезанной буквой СА и украшенной драгоценностями. А также золотые дхармовые одежды с жемчугом, шапку, туфли, золотой трон, балдахин, набор для чая, верблюдов и мулов. Также поднёс подданных во служение, провинции и раковину, описанную выше.
На следующий год, год Тигра, император вынес постановление, известное как Бханде Шет Кьедма («Усиление Буддизма»). По этому поводу он поднёс Чогьялу Пхагпа 56 больших мер серебряных монет, 200 брусков чая, 80 рулонов серебряной парчи и 1000 рулонов других тканей. В дополнение, он выполнил просьбу учителя, чтобы китайцы более не требовали, чтобы их эммисары (агенты) и посланники, посещающие Тибет размещались в частных домах, не заставляли жителей заниматься их размещением и транспортировкой. Также издал указ о прекращении налогообложения тибетцев. И в постановлении говорилось: «На западе Китая, буддийская религия должна практиковаться под руководством Сакьяпы.»
Однажды император сказал Чогьялу Пхагпе: «Все тибетцы должны следовать традиции Сакьяпа». Другие школы не должны превалировать. Давайте сделаем это правилом.» На что Чогьял Пхагпа ответил: «Мы должны помогать существам практиковать буддизм, в соответствии с их собственными традициями. Не хорошо силой обращать в другую веру.» С того времени император и его учитель решили, что те традиции, которые уже существовали должны продолжать совё существование собственным путём. Таким образом, они оба продемонстрировали сострадание и справедливое использование своих полномочий. Благодаря доброте и достижениям Чогьяла Пхагпы все живые существа на севере от Страны Снегов нашли мир и счастье.
Владыка Дхармы, Чогьял Пхагпа, учитель, который принёс благо и счастье во многих частях света в общем, и в Тибете в частности, учил Дхарме на многих языках и распространял буддистскую доктрину повсюду.
Чогьял Пхагпа был предсказал Гуру Ринпоче (Падмасамбхавой), который во время правления Царя Трисонга Децена сказал:
- «Ты, переводчик Кава Палцег,
- Принесёшь благо существам в Индии и Китае.
Затем ты, будешь связан со мной, Падмасамбхавой в Уддияне Гана,
- И в год Овцы появишься в семье Кхон в месте, известном
- Как Цанг Тромпа с именем Чогьял Пхагпа.
- Ты будешь поддерживать учения
- Трипитаки и Мантры и укротишь дикарей.»
Чогьял Пхагпа выполнил все эти действия, как и было предсказано.
На 15 день пятого месяца года Кролика-Дерева Чогьял Пхагпа принял полное монашеское посвящение от настоятеля Ньетанга Драгпы Сенге в местности на Китайско-Монгольской границе, известной как Теле на берегу большой реки. Также он получил тот него учение Праджняпарамиты. От мастера Сонама Гьялцена он получил учения по Винае и Пратимокше. От Чангчуба Гьялцена Ярлунгпы он получил много учений по логике, такие как семь категорий Праманы. После этого он приступил к подробному собственному обучению.
В тот же год вечером 13 дня 4 месяца, у Чогьяла Пхагпы было ясное видение Сакья Пандиты, который пророчествовал: «Через 100 тысяч лет ты достигнешь превосходных сиддх махамудры.» Услышав это, Чогьял Пхагпа почувствовал, будто новая жизнь вошла в него. Затем он отдал почести своему учителю, сказав:
- Я, столь долгое время испытывавший всяческие страдания существования
- Получил сейчас новое дыхание жизни через твои слова.
- Я простираюсь перед тобой, Владыка Дхармы,
- Сокровищница Сострадания и Учитель Мудрости.
С выражением почтения он написал стихи внутреннего подношения, известные как Тхупа Гьяцо.
Позже, Чогьял Пхагпа создал систему письма для жителей Монголии, у которых раньше не было её. В знак благодарности, император дал Чогьялу Пхагпа Бханде Шет Кьедпа или уполномочивание править над тремя тибетскими провинциями. Текст этого указа был выплетен на серебряной парче.
Чогьял Пхагпа затем повернул колесо Дхармы в императорском дворце. Многие учёные китайские мастера, которые были последователями учителя Ташинг Лачена, посещали эти собрания Дхармы. Они были сильно привязаны к своему воззрению и своим традициям. Император предвидя, что они могут исказить буддистское учение, попросил Чогьяла Пхагпа вступить с ними в спор и победить их. Тогда он отобрал 17 самых образованных мастеров той традиции и назначил дату соревнования. Чогьял Пхагпа победил в дебате всех, показал им правильное воззрение и утвердил их в буддийском пути, дав монашеское посвящение.
В 28 лет Чогьял Пхагпа отослал много ценных вещей в монастырь Сакья и посоветовал лидеру области Сакья Шакья Зангпо закончить постройку монастыря. Шакья Зангпо построил храм, названный «Серток Ченмо» или «Золотая Пагода» на западной стороне храма, известного как «Уце Ньингма».
В год Быка-Дерева Чогьял Пхагпа в возрасте 31 года вернулся в Сакья. Там он построил ступу, известную как Таши Гоманг (Множество Благоприятных Врат) инкрустированную драгоценными камнями и содержащую божеств Ваджрадхату. Ступа была помещена внутри Золотой Пагоды. В дополнение он восстановил ступы предыдущих основателей Сакья, повесил балдахины над каждой и золотую крышу наверху. Также он установил огромное позолоченное Колесо Дхармы. Внутри монастыря Чогьял Пхагпа спонсировал написание чернилами из чистого золота более 200 томов учения Будды, включая сутры, Тантры и Прджняпарамиту. Также он давал учение перед большими собраниями практикующих, которых он привёл к духовной зрелости и освобождению.
Чогьял Пхагпа закончил своё образование и являлся Владыкой Дхармы, и у него не было гордыни. Для того, чтобы усилить свою преданность к Дхарме он всегда полагался на различных духовных учителей. От некоторых из них он получил учения Тхеравады, от других Махаяны, от других Ваджраяны. В целом, он получил и освоил практически всю Дхарму, существующую в Тибете в то время, включая 5 главных наук, Трипитаку, 4 класса тантр и все трактаты, относящиеся к сутре и тантре. Также он получил посвящения, благословения, наставления и сущностные наставления, включающие свои особые дополнения. Таким образом, он работал с усердием и посвятил всё, что у него было развитию Буддизма и благу всех живых существ.
В год Огня-Кролика в возрасте 33 лет Чогьял Пхагпа вновь получил приглашение от Кублай Хана приехать в Китай. Он принял приглашение и отправился в Китай с большой свитой.
По пути он раздавал посвящения и наставления многим счастливым ученикам, взращивая в них духовную зрелость и освобождение. Он был подобно солнцу, испускающему светящиеся лучи или луне, окружённой тысячами звёзд.
Когда Чогьял Пхагпа прибыл в Китай, его почтили церемонией, которую посетил старший сын императора, его жена и многие министры в окружении множества подданых. Чогьял Пхагпа восседал на индийском слоне, украшенном драгоценностями в окружении победных флагов, множества музыкантов и богатых подношений. Чогьял Пхагпа дал глубокое учение Дхармы, благодаря которому учение буддизма взошло в Китае, подобно солнцу на утреннем небе.
В следующем году глава области Сакья, Шакья Зангпо заложил основание Лхаканг Ченмо. Он и Кунгга Зангпо смогли привлечь 10 тысяч семей для завершения этого проекта. Также они построили Ринчен Ганг Лабранг, Лхаканг Лабранг и Дучод Лабранг.
В год Железа-Лошади, когда Чогьялу Пхагпа было 36 лет, император Китая попросил его о посвящении. Получив его, он поднёс учителю шестиконечную хрустальную печать, известную как Шелдан Лингдругма, похожую на ту, что была у царя Меньяка. Также он дал ему официальное признание: «Вы – единственный сын богов на земле и под небесами, эманация Будды, создатель письменности, миротворец, великий пандита, который является самым учёным в пяти видах знания, императорский наставник, Чогьял Пхагпа Тишри.»
Вместе с этим он совершил богатые подношения, включающие тысячу больших мер серебра и 59 тысячи рулонов шёлка и других материй. Когда император встречал учителя, он всегда подносил ему кхадаг и большую меру серебра. Итоговая сумма подношений императора за первый и второй визит составляли 100 мер золота, более 1000 мер серебра, более 50 тысяч рулонов шёлка и множество других предметов. В ответ, Чогьял Пхагпа поставил на путь Махаяны всё монгольское население и распространил учение Будды подобно солнцу по всему Китаю.
Чогьял Пхагпа стал готовиться в отъезду на родину, сказав императору, что вскоре он вернётся в Китай. Однако, императору было видение, что его учитель не долго останется в этом мире. В результате, учитель и ученик сильно страдали ко времени расставания. По этой причине Чогьял Пхагпа долго готовился к отъезду, и его отъезд задержался сначала на недели, на месяцы, потом на годы.
У предгорья Помралха рядом с Жёлтой Рекой, настал час прощания императора и Чогьял Пхагпа. Они стояли рядом друг с другом какое-то время, как солнце и луна, окружённые свитой императора, состоящей из четырёх дивизий армии и более 100 тысячи граждан. Император одарил учителя богатыми дарами и проводил его с наивысшими почестями.
В то время проявилось множество благоприятных знаков на земле и на небе. Белое облако, в форме хобота слона распространилось на юго-восток. На облаке ясно проявился махасиддха Вирупа, мастер Сачен Кунга Ньингпо и многие другие индийские и тибетские учителя линии передачи, окружённые буддами и бодхисаттвами. Эти знаки могли видеть обычные люди. Также проявились знаки, указывающие на то, что бодхисаттвы совершали благие действия для существ во всех сферах существования.
Благодаря благословению святых тела, речи и ума мастера Чогьяла Пхагпа, чьё настоящее имя было Лодро Гьялцен Палзангпо, в умах многих подданных монгольского императора были посеяны семена благих дел. Они достигли высших перерождений благодаря чистым благопожеланиям и обрели твёрдую веру в Дхарму, что утвердило их на пути к освобождению и стало вести к высшему непревзойденному состоянию.
В год Кролика, в 41 год Чогьял Пхагпа прибыл в свою резиденцию, Монастырь Сакья. Многие учёные мастера из У и Цанг присоединились к нему вместе с правителями близлежащих областей, которые пожелали получить учение и совет. Поскольку слава о Чогьяле Пхагпа достигла Индии, Кашмира, и других областей, пандиты из этих стран также стали прибывать в Сакья чтобы получить учения, т.к. Чогьял Пхагпа получил практически все малые и большие учения сутры и тантры, которые приходили в Тибет из Индии. Не скрывая ничего, он давал бесчисленные глубокие и обширные учения в соответствии с нуждами существ, а также помогал им материальными дарами. Таким образом, он работал день и ночь в монастыре Сакья на благо существ.
В середине весны года Огня-Быка, Владыка Дхармы Чогьял Пхагпа повернул колесо Дхармы в Цанг Чумиг Рингмо. Один из сыновей императора спонсировал это учение. Во время учений Чогьял Пхагпа почтил более 70 тысяч монахов, щедрые поднося им пищу, золотые монеты и шерстяной материю для их одежд. Кроме монахов и монахинь там присутствовали тысячи высоко образованных мастеров. Толпа мирян превосходила 100 тысяч людей.
Чогьял Пхагпа поворачивал Колесо Дхармы в течение более двух недель. В один из этих дней он даровал обеты Бодхисаттвы ста тысячам присутствующих, посеяв в их умах семена непревзойдённого просветления. В тот день он также написал текст, известный как Тенци (Описание Учителей и Их Учения).
Несколько дней после начала учений, рано утром пошёл лёгкий дождь. Затем подул сильный ветер, который полностью смёл всю грязь и пыль. За ним последовал дождь из цветов со снегом и дождём, который очистил землю и покрыл её цветами. Все почувствовали распространяющийся благоуханный аромат, неизвестный ранее.
Утром все увидели, что солнце было окружено пятью радугами и небо было наполнено божественными подношениями. 11 великих мастеров, обладающих чистым восприятием и 12 чинг санг также обладающих чистым восприятием видели Будд и Бодхисаттв, испускающих лучи света внутри круглых радуг. Чудесное видение заполнило всё пространство.
Одновременно на крыше храма были подготовлены обширные материальные подношения, был выстелен шёлковый ковёр с выплетенными отпечатками ладоней, стоп и головы Чогьяла Пхагпы. Чогьял Пхагпа стоял на этом ковре и совершал подношения Буддам и Бодхисаттвам, такие обширные, как подношения Саматабхадры, произнося «Молитву Буддам Десяти Направлений».
Затем перед ними появились 80 видьядхар, таких как Нагарджуна, в окружении Махасиддхов Вирупы справа и Падмаваджры слева и с другими бесчисленными видьядхарами, вирами и дакини, заполнившими пространство. Видьядхары поместили руки на голову Чогьяла Пхагпы, дали ему наставления по Дхарме и пророчества о будущем, похвалили его за святые деяния и произнесли благопожелания.
Множество благоприятных знаков, таких как радуги и дождь из цветов появлялись каждый день учения. На 14 день, день завершения учения Чогьял Пхагпа встал перед собравшимися и дал подробное объяснение смысла посвящения заслуг. Утром того дня появилось много благоприятных знаков.
Главный учёный области Нартанг по имени Чомден Ригдрел не удосужился прийти на учение, т.к. чувствовал себя выше этого. Однако он прочёл кое-что из биографии Чогьяла Пхагпы и на 14 день подумал: «Если я не обращу внимания на действия Чогьяла Пхагпы я буду повинен в неведении, потому что его духовная сила оказала сильное влияние, как на обычных существ, так и на учёных мастеров. Я должен пойти и сам увидеть, какой он есть, и что делает.» С таким мыслями он отправился на учения.
У перевала к юго-западу от Нартанга проходя мимо одного места с ручьями и пещерой, он услышал голоса. Заглянув в пещеру, он увидел 16 пожилых монахов в оборванных дхармовых одеждах. Он подумал: «Это великое существо Чогьял Пхагпа не похож на других мастеров. Даже эти монахи, уже близкие к смерти, и которым трудно передвигаться исполнены решимости прийти на учения Чогьяла Пхагпы.»
Подойдя к Чумиг, он увидел Чогьяла Пхагпу, сидящего на троне посреди океаноподобного собрания монахов, мирян, мужчин и женщин. Он увидел, что его тело было украшено главными и второстепенными знаками совершенства; его голос провозглашал обширное и глубокое учение в сочетании с нерождённым звуком и пустотой; и его ум пребывал в самадхи блаженства и пустоты. С того момента, Чомден Ригдрел был так потрясён, что ни о чём другом не мог думать, как только о силе Чогьяла Пхагпа.
Когда учение закончилось, Чогьял Пхагпа объяснял посвящение заслуг и поднялся на крышу храма, остальные остались на местах. Чомден Ригдрел почувствовал приятный аромат, который раньше ему не доводилось встречать. Он пошёл в личные апартаменты Чогьяла Пхагпы под золотой пагодой монастыря и проверил внутреннюю и наружную часть храма. Внутри, наверху находилось 16 тронов на каждом из которых по пять подушек. Перед ними было расставлено множество материальных подношений. Чомден Ригдрел сразу же вспомнил о 16 пожилых монахах и подумал: «Раньше мной руководила гордыня. Действительно, этот мастер – необычное существо.» Почувствовав сильное сожаление оттого, что он не посещал эти учения, он подумал: «Я должен избавиться от всех сомнений касательно этого великого ламы.» В тот момент аромат усилился, и он узрел 16 архатов на 16 тронах и Чогьяла Пхагпа, читающего Семичленную Молитву и совершающего им подношения.
Чувствуя ещё более глубокое сожаление, Чомден Ригдрел совершил множество простираний и признал свои ошибки. С того момента его ум стал полностью умиротворён и он избавился от гордости. В итоге, он исполнился большой преданности перед Чогьялом Пхагпа и сочинил хвалебен в его честь, известный как Цангпа Друкдра (Звук Удара Молнии Брахмы). Позже, он был почитаем монгольским Императором как великий учёный и получал от него дары, которые приносили в Нартанг посланцы императора.
Таким образом, Чогьял Пхагпа совершал чудеса за пределами восприятия обычных существ. Также он спонсировал написание золотыми чернилами 115 томов учения, которые он поместил в храме До Кхам Ганг и 14 томов сутры, также написанных золотом, которые он отдал в Тагтог Жемочер. В монастыре Сакья он построил ступу для святых реликвий Сакья Пандиты, которая была возведена как Таши Гоманг и сделана из золота. Он поместил ступу внутри храма и возвёл золотую пагоду над ней. Эти и другие святые деяния он совершал на благо Учения. И не смотря на то, что он ежедневно получал бесчисленные материальные подношения он ничего не оставлял для себя, даже размером с горчичное зерно. Всё, данное ему было либо поднесено трём Драгоценностям или роздано бедным. В течение его жизни ему поднесли шесть собраний Кангьюра и он сам спонсировал более 2157 томов текстов, написанных золотыми чернилами. Монгольский император дважды подносил ему золото, серебро и другие дары. Всё это Чогьял Пхагпа посвятил для блага и счастья существ и процветанию Учения.
Храня чистую моральную дисциплину, Чогьял Пхагпа также приносил благо существам. Он служил настоятелем для 1425 посвящённых монахов и монахинь. Один из его главных учеников, Чоки Гомпо, в один год служил настоятелем для 947 полностью посвящённых монахов и новичков. Благодаря этому мастеру, его ученикам и линии передачи посвящение в монахи распространилось по всей Монголии, Китаю и Тибету.
Внешне, Чогьял Пхагпа проявлялся как учёный, совершавший соответствующие деяния, такие как учение, дебаты и написание текстов. Внутренне его ум никогда не отвлекался от однонаправленной концентрации. В результате, он мог напрямую воспринимать множество божеств и обладал нерушимой ясностью ума. Эти и другие качества его ума находятся за пределами описания.
Благодаря этим и другим историям сила ясновидения Чогьяла Пхагпа широко распространилась. Будучи таким святым человеком, обладающим беспрепятственным ясновидением и множеством благих качеств он мог совершить обширные деяния для учения Будды без всяких препятствий. По своей богатой деятельности на благо учению Чогьял Пхагпа приближался к индийским учителям древности, таким как Нагарджуна. Его сочинения были легки для понимания, и изящны в изложении, глубоки по значению и соответствовали сутрам и тантрам. Он был автором большого числа коренных текстов, комментариев по сутре и Тантре. После него также остались советы для множества живых существ, хвалебны и молитвы ламам и божествам. [Названий его сочинений не приводятся здесь, но интересующиеся могут обратиться к Сакья Дунграб Ченмо, автор Нгаванг Кунга Сонам. ]
Всё, что написано Чогьялом Пхагпой было приятно для слуха, легко для понимания, наполнено смыслом и легко запоминаемо. К его работам обращаются и по сей день. Таким образом, Чогьял Пхагпа распространял драгоценное учение Сугаты во всех направлениях, подобно лучам солнца. У него появилось множество учеников. Их количество не поддаётся счёту. Распространение Учения Будды в его время было так обширно, что его можно было бы сравнить с тем, как это происходило в Индии во времена самого Будды Шакьямуни.
Благодаря своему ясновидению Чогьял Пхагпа привёл многих существ к освобождению в соответствии с их способностями. Но пришёл момент, когда он понял, что настало время покинуть эту жизнь, т.к. в следующих жизнях он должен совершит обширные деяния на благо существ. Призвав Дхармапалу Ракшиту, он сказал: «Благодаря святым жизнеописаниям великих сакьяпинских лам мы знаем, что они совершили великое благо для учения Будды и живых существ. Что касается меня, я старался сделать всё возможное для принесения пользы. Сейчас настало время для тебя взять эту ответственность, будь готов.»
Ещё в юности Чогьял Пхагпа видел сон, в котором он держал бамбуковую трость с 80 узлами, при этом 46-ой узел был кривым. Когда он пересказал этот сон Сакья Пандите, он объяснил, что это символизировало срок жизни и поскольку сорок шестой узел был деформирован, это означало, что возникнут препятствия, когда он достигнет этого возраста, и ему нужно быть осторожным в это время. Таким образом, Сакья Пандита предсказал срок жизни Чогьяла Пхагпа.
Он также предсказал, что когда Чогьял Пхагпа достигнет времени вхождения в нирвану, множество божественных существ, обладающих ясновидением будут охвачены скорбью и печалью. Птицы станут беспорядочно щебетать и их оперенье поблекнет. Даже солнце не будет таким ярким как обычно, люди почувствуют тревогу и неустойчивость и урожай в тот год будет скуден.
Однако в своём чистом видении Чогьял Пхагпа увидел, что он был окружён почестями и ему совершали подношения множество бодхисаттв в Сукхавати, в сфере Будды Амитабхи и других мирах.
В ночь на 3 день 10 месяца года Дракона, Чогьял Пхагпа увидел во сне, что он оказался на славной горе в Индии, где мастер Нагарджуна восседал перед огромным деревом Бодхи и что он слушал 6 собраний учения Мадхъямики и многие другие дхармы. В то же время богини, главным образом Царица Дхарани Махамая ясно проявилась в пространстве и совершила множество подношений. Эти и другие благоприятные знаки появились днём и ночью.
В то время Чогьял Пхагпа приступил к ежегодному подношению в честь Сакья Пандиты и продолжал совершать обширные подношения в течение того месяца. Его помощники поинтересовались, почему он решил сделать это на месяц раньше и он ответил: «Поскольку я пообещал выполнять эту церемонию в течение целого месяца каждый год и мы обычно начинаем в 11-ый месяц, то я боюсь, что я не успею завершить церемонию, если начну делать подношение мандалы в следующем месяце.» Таким образом, Чогьял Пхагпа руководил церемонией подношений каждый день в течение 10-го месяца, продолжая вплоть до 18 дня 11-го месяца.
В 19-ый, 20-ый и 21-ый дни 11-го месяца он остался в своей комнате. Рано утром 22-го он попросил своих помощников приготовить лучшие подношения. Когда они сделали это, в сопровождении многих благоприятных знаком он взял в руки ваджру и колокольчик и продемонстрировал свой уход в паринирвану. Дождь из цветов, лучи света распространились по всей местности и слышалась божественная музыка.
Таким образом, в 46 лет, в год Железа-Дракона Чогьял Пхагпа вошёл в паринирвану для того, чтобы рассеять неверное воззрение тех, кто верит в постоянство, продемонстрировать усердие тем, кто ленив и принести пользу в других мирах. В то время земля содрогнулась шестью разными способами в области Сакья и благоуханный аромат, неизвестный ранее заполнил пространство. Многие божественные подношения проявились.
Во время своей жизни Чогьял Пхагпа совершал множество деяний, таких как проповедование Дхармы, строительство монастырей и принятие как духовной так и политической ответственности за тибетский народ, путешествуя между Тибетом и Китаем. Таким образом, он усердно трудился на благо учения Будды и живых существ.
Во время церемонии кремации один из его главных учеников Драгпа Шонну, который, как считается, являлся эманацией Голубого Манджушри сильно взмолился своему гуру, и громко стеная, бился головой о ступу. В тот момент из ступы вылетел кусок угля, в котором он обнаружил реликвию большого пальца Учителя. Его поверхность имела контуры Пяти Дхьяни Будд так чётко выделяющиеся, словно исполненные художником. И снова Драгпа Шонну взмолился своему гуру, поместив реликвию на свою голову. После этого изображение стало ещё более отчётливым, так что можно было разглядеть лица и руки Будд. Позже он поместил эту реликвию внутрь образа Будды и хранил её в храме в Монастыре Шангдуд.
(Выдержки из текста «Сакья Дунграб Ченмо», автор Сакьяпа Нгаванг Кунга Сонам. Перевод на английский - Лама Калсанг Гьялцен и Виктория Хукенпахлер.)