Абхибхваятана

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 09:41, 5 января 2024; Sherab (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

АБХИБХВАЯТАНА (пали: abhibhāyatana; тиб. zil gyis gnon pa’i skye mched; кит. shengchu; яп. shōsho; кор. sŭngch’ŏ 勝處).

На санскрите «сфера владения» или «уровень мастерства»; восемь стадий выхода за пределы чувственных сфер (АЯТАНА), способствующих развитию медитативного погружения (ДХЬЯНА). Признавая с различных точек зрения, что материальные формы являются внешними, человек тренирует себя отпускать привязанности к материальным объектам и сосредотачиваться исключительно на объекте медитации. Стандартный список из восьми выглядит следующим образом. Когда человек воспринимает формы внутренне (т. е. на себе), он видит внешние по отношению к себе формы, которые

  • (1) прекрасны или безобразны (а именно, чистые и нечистые цвета),
  • (2) ограничены или безграничны, и овладевает ими так, что осознает, что знает и видит их; когда человек не воспринимает формы внутренне, он видит внешние формы, которые
  • (3) ограничены или
  • (4) безграничны.

Когда человек не воспринимает формы внутренне, он видит внешние формы

  • (5) синие,
  • (6) желтые,
  • (7) красные или
  • (8) белые, и осваивает их так, что осознает, что знает и видит их.

В палийской медитативной литературе говорится, что земля и цветные предметы (КАСИНА) особенно способствуют развитию этих уровней мастерства. Прогресс в этих сферах отучает ум от влечения к чувственному миру (КАМАДХАТУ) и, таким образом, способствует обращению к четырем медитативным погружениям (ДХЬЯНА; РУПАЧАРАДХЬЯНА), связанным с царством тонкой материальности (РУПАДХАТУ), в которых ум временно становится невосприимчивым к чувственным входам и полностью поглощен выбранным объектом медитации.

Принстонский словарь буддизма


Абхибхваятана «контроль над восприятием», — концепция в буддизме, посредством которой медитация достигается в восемь этапов путем овладения чувствами. Во время этого процесса практикующий отделяет себя от физического мира, освобождается от привязанностей к физическим формам и начинает освобождаться от боли и удовольствий материального мира, связанных со страданием в буддизме.