Дхармаскандха (Падашастра)

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 10:16, 5 января 2024; Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''ДХАРМАСКАНДХА [ПАДАШАСТРА] (тиб. Chos kyi phung po; кит. Fayun zu lun; яп. Hōunsokuron; кор. Pŏbon chok non 法蘊足論).''' На санскрите «собрание факторов» или «совокупность факторов»; одно из двух старейших произведений Сарвастивады АБХИДХАРМЫ, наряду с Сангитипарь...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

ДХАРМАСКАНДХА [ПАДАШАСТРА] (тиб. Chos kyi phung po; кит. Fayun zu lun; яп. Hōunsokuron; кор. Pŏbon chok non 法蘊足論).

На санскрите «собрание факторов» или «совокупность факторов»; одно из двух старейших произведений Сарвастивады АБХИДХАРМЫ, наряду с САНГИТИПАРЬЕЙ, традиционно помещается как третья из шести «ступней» (пада) ДЖАНАПРАСТХАНЫ, центрального трактата Сарвастивады АБХИДХАРМАПИТАКИ.

Текст приписывается Шарипутре или МАХАМАУДГАЛЬЯЯНЕ. Это считается ранней работой, причем некоторые ученые датируют ее еще ок. 300 г. до н.э. Она основана главным образом на писаниях АГАМА и дает описание буддийских сотериологических практик, а также недугов, которые препятствуют духовному прогрессу. По охвату ближайшими аналогами Дхармаскандхи являются ВИБХАНГА палийской абхидхаммапитаки и первая половина Шарипутрабхидхармашастры (вероятно связанной со школой ДХАРМАГУПТАКА), но она кажется наиболее примитивной из трех в том, как она организует классификации ДХАРМ, перечисляя их как чувственные поля или основы (АЯТАНА), совокупности (СКАНДХА) и элементы (ДХАТУ), а не стандартный список совокупностей, основ и элементов Сарвастивады (который также встречается в палийской абхидхамме).

Изложение дхарм в первой половине текста следует примитивному расположению тридцати семи факторов, относящихся к просветлению (БОДХИПАКШИКАДХАРМА), вероятно, самого раннего из списков МАТРИКА (матриц), которые послужили источником стиля абхидхармы анализа дхармы. Дхармаскандха представляет собой одну из самых ранних попыток в литературе Сарвастивады организовать составляющие пути (МАРГА) и ввести решающее новшество, заключающееся в различении пути видения (ДАРШАНАМАРГА) и пути совершенствования (БХАВАНАМАРГА). Это различие будет иметь решающее значение в зрелой систематизации пути, сделанной вайбхишками, и окажет глубокое влияние на более поздние представления пути махаяны. Вторая половина текста охватывает различные другие классификационные схемы, включая аятаны и дхату. Шестнадцатая глава синтезирует эти два раздела и уделяет особое внимание недугам (КЛЕША) и их устранению. Несмотря на то, что Дхармаскандха является одним из самых ранних текстов Сарвастивады абхидхармы, зрелая традиция считает ее одной из «столпов» (пада) Джнанапраштханы, центрального трактата Сарвастивады абхидхармапитаки. Дхармасканда не сохранилась на индийском языке и сохранилась только в китайском переводе, сделанном командой переводчиков Сюаньцзана в 659 году нашей эры.

Принстонский словарь буддизма