Трикала

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 11:56, 5 января 2024; Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''ТРИКАЛА (пали. tikāla; тиб. dus gsum; кит. sanshi; яп. sanze; кор. samse 三世)''' На санскрите «три времени» обычно обозначают три временных периода прошлого, настоящего и будущего; часто ошибочно переводится с китайского как «три мира» (китайский термин ши в этом сложном...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

ТРИКАЛА (пали. tikāla; тиб. dus gsum; кит. sanshi; яп. sanze; кор. samse 三世)

На санскрите «три времени» обычно обозначают три временных периода прошлого, настоящего и будущего; часто ошибочно переводится с китайского как «три мира» (китайский термин ши в этом сложном слове означает «эпоха» или «поколение»). Этот термин часто встречается в таких фразах, как трикала-будда, «будды прошлого, настоящего и будущего». Трикала также используется для обозначения трех периодов одного дня: рассвета, дня и сумерек. Существует множество взглядов на онтологический статус трех временных измерений прошлого, настоящего и будущего. Один из наиболее распространенных аргументов заключается в том, что, хотя прошлого больше не существует и будущего еще не существует, настоящее существует как бесконечная серия случаев или моментов, в которых множество психических и физических составляющих возникают и мгновенно прекращаются. С другой стороны, школа САРВАСТИВАДА утверждала, что дхармы существуют и, таким образом, могут проявлять определенные типы причинной эффективности во всех трех периодах времени, требуя особого набора «разрозненных сил» (ЧИТТАВИПРАЮКТАСАМСКАРА), чтобы объяснить процесс изменений, по существу перемещая дхарму из прошлого состояния в настоящее и будущее состояние.

Принстонский словарь буддизма