Абхидхармахридая
АБХИДХАРМАХРИДАЯ (кит. Apitan xin lun; яп. Abidon shinron; кор. Abidam sim non 阿毘曇心論).
На санскрите «Сердце АБХИДХАРМЫ»; одна из первых попыток систематического изложения абхидхармы согласно школе САРВАСТИВАДА; трактат приписывается Дхармашрештину (Фашэн, ок. 130 г. до н. э.), который был родом из региона ГАНДХАРА в Центральной Азии.
Текст на санскрите больше не существует, но сохранился только в китайском переводе, сделанном где-то в четвертом веке (альт. 376, 391) Сангхадевой и ЛУШАНЕМ ХУЭЙЮАНЕМ. Трактат действует, по сути, как руководство по медитативному развитию, сосредотачиваясь на способах преодоления негативных склонностей ума (АНУШАЯ) и развития правильного знания (ДЖАНА). Медитативная тренировка, изложенная в трактате, фокусируется на четырех поглощениях (ДХЬЯНА) и двух практических техниках развития концентрации: внимательности к дыханию (АНАПАНСМРИТИ) и созерцании нечистоты (АШУБХАБХАВАНА). Этот текст также является одним из первых, в котором различаются путь видения (ДАРШАНАМАРГА), который включает первоначальное понимание ЧЕТЫРЕХ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИН, и путь совершенствования (БХАВАНАМАРГА), который устраняет все оставшиеся склонности, чтобы адепт мог испытать стадию Благородного (АРХАТ).
Принстонский словарь буддизма