Скандха сознаний

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 20:36, 4 ноября 2023; Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Совокупность сознаний''' (тиб.: རྣམ་པར་ཤེས་པའི་ཕུང་པོ།, санскрит: vijñāna) — это то, что индивидуально познаёт фактическую сущность всех явлений.<br/> Эта совокупность подразделяется на шесть собраний, — от сознания глаза до ментального созна...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Совокупность сознаний (тиб.: རྣམ་པར་ཤེས་པའི་ཕུང་པོ།, санскрит: vijñāna) — это то, что индивидуально познаёт фактическую сущность всех явлений.

Эта совокупность подразделяется на шесть собраний, — от сознания глаза до ментального сознания, (представляющих из себя следующее):

Воспринимающая способность, возникшая на основе руководящего условия органа глаза, постигает видимые формы, и (то же самое в отношении носа, уха, языка, тела) вплоть до воспринимающей способности, возникающей на основе руководящего условия органа ума, которая постигает свои особые ментальные объекты, равно как и другие объекты.

В сутрах и шастрах традиции Читтаматра описывается восьмеричное собрание сознаний:

(Помимо шести вышеописанных, седьмое сознание) это эмоционально омрачённое сознание, являющееся аспектом ментального сознания, постоянно одержимым (эгоцентричными идеями). Оно направлено вовнутрь, к сознанию все-основы (в отличии от шести чувственных сознаний, направленных к внешним объектам). Это (аспект) ума, которому сопутствуют четыре беспокоящие эмоции неведения, привязанности к своему Я, эгоистичного высокомерия и верования в(существование независимого) Я. (Это соэнание) сопровождает все позитивные, негативные и нейтральные ментальные процессы, за исключением состояний реализации пути благородных существ, заблокированного спокойствия и уровнянеобучения.

(Восьмое по счёту) сознание всеосновы содержит в себе все зачатки, оставленные скандхами, элементами и аятанами. Оно является ясной и познающей основой для ментальных процессов, не расщеплённой на фракции. Благодаря тому, что оно является зачатком для манифестации среды, объектов и тела, оно назывется всеосновой и присваивающим сознанием. Так как сноподобные переживания окружающей среды, объектов чувств и тела — ничто иное, как проявление самого сознания всеосновы, то оно также именуется взращивающей всеосновой или сознанием всеосновы вызревания.

Существует обьяснение того, что ментальный процесс, умственная способность и сознание являются синонимами с одинаковым смыслом. Однако сказано, что ментальный процесс — это термин для сознания всеосновы, умственной способности и эмоционально омрачённого сознания, а также для шестиричного собрания сознаний.

Обратно к списку тем->