Тогден Шакья Шри

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 18:29, 12 января 2024; Sherab (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Тогден Шакья Шри (1853-1919)
Пакчок Дордже и братья, Катманду, Непал, около 1918-1922 гг. Стоят: Цеванг Ринчен, Пакчек Дордже, Нгаванг Чоинг, сидят неизвестные

Шакья Шри (shAkya shrI) родился в 1853 году, в женский год Водяной лисы, в Кхаме в семье кочевников. Его отца звали Нару Донден (sna ru don den, d.u.), а мать - Ньямцо Дрон (nyam tsho sdron, d.u.). У него был дядя по имени Пенца (pen tsa, d.u.).

В детстве Шакья Шри, как говорят, у него был мягкий характер и он склонен к практике дхармы. Он часто использовал землю и гальку в качестве объектов для подношений, иногда сидел на возвышенных каменных платформах в позе Махамудры, имитируя медитацию. В других случаях он вел себя так, словно давал учения своим товарищам по играм. Согласно легенде, когда Шакья Шри было около четырех лет, его родителям явилась прекрасная йогиня и сказала, что ребенок произошел от дакини.

Говорят, что его очень трогали страдания других людей, и он часто плакал, видя их несчастья. Благодаря своему состраданию он часто посвящал благие результаты своей практики на их благо.

В молодости Шакья Шри работал поваром в Другу (gru gu), монастыре Друкпа Кагью в регионе Чамдо. Когда его кухонные обязанности были завершены, он садился у очага и занимался практикой, привязывая волосы к потолку, чтобы не заснуть. Однажды во время высокого учения Шакья Шри подавал чай Первому Цокньи, Пема Дриме Озеру (tshogs gnyis, pad+ma dri med 'od zer, р. 1828), который считался реинкарнацией Речунга Дордже Дракпы (ras chung rdo rje grags pa, 1085-1161) и Ратна Лингпы (rat na gling pa, 1403-1479). Шакья Шри попытался слушать учения и привлек внимание некоторых монахов в аудитории, которые смеялись над ним, говоря: "Длинноносый племянник Пенцы должен вернуться на свою кухню". Шакия Шри (или, в других версиях этой истории, Цокньи) ответил, что им не следует насмехаться над ним, поскольку в будущем они будут жаждать хотя бы капли его мочи.

После посвящения в монахи в Другу Шакья Шри брал уроки Махамудры у Шестого Кхамтрула, Тенпей Ньимы (khams sprul 06 bstan pa'i nyi ma, 1819-1907), который стал его коренным учителем. Он также получил посвящения в учения Дзогчен от Джамьянга Кьенце Вангпо ('jam dbyangs mkhyen brtse dbang po, 1820-1892).

Позже он оставил свои обеты и в течение многих лет практиковал в отдаленных горных пещерах региона Кхам вместе со своей супругой Чозанг Дролмой (chos bzang sgrol ma, d.u.) и их детьми. У него было четыре дочери и шесть сыновей; одного из сыновей звали Нгаванг Чоинг (ngag dbang chos dbyings, d.u.), а другого, Пакчок Дордже (phags mchog rdo rje, 1893-1943), считались эманацией ума Джамьянга Кьенце Вангпо. Насмешливые монахи называли его "грязным йогином с большой семьей".

Его репутация стала известна, когда Шестой Дечен Чокхор Йонгдзин, Шеджа Кункхьен (bde chen chos 'khor yongs 'dzin 06 shes bya kun mkhyen, d.u.) разбил лагерь под пещерой Шакья Шри, чтобы дать учения. Йонгдзину было видение, в котором он увидел мандалу тринадцати божеств Чакрасавары, указывающую на пещеру Шакья Шри. Спросив, кто находится в пещере, он получил ответ, что там присутствует "грязный йог". Он пригласил Шакья Шри испытать его йогическую силу, был поражен его достижениями и присвоил ему титул Друбванг (sgrub dbang).

Во время первой встречи с Джу Мипамом Гьяцо ('ju mi pham rgya mtsho, 1846-1912) в Гатра Гури (dga' tra gu ri) Шакья Шри участвовал в молитвенной церемонии с примерно пятьюстами монахами. Согласно его жизнеописанию, на рассвете он увидел видение Манджушри оранжевого цвета с четырьмя руками, держащего в одной руке меч, а в другой - лук, стрелы и книгу. Он удерживал это видение некоторое время и позже понял, что это видение Манджушри было не кем иным, как Мипамом Гьяцо. Он получил от него дальнейшие учения, в частности "Пел Кунту Зангпой Монлам" (dpal kun tu bzang po'i smon lam), и в течение пятнадцати дней они сидели вместе и беседовали. Мипам Гьяцо заметил, что Шакья Шри также был Джампельянгом в человеческом теле, и назвал его Шакья Шриджняна, что указывает на его глубокое понимание воззрений Дзогчен.

Слава Шакья Шри была очень велика, и ученики съезжались со всего Гималайского региона, включая Бутан. Среди них были Сонам Зангпо (bsod nams bzang po, 1892-1983), сын Тронгса Понлоба Джигме Намгьеля (krong gsar dpon slob 'jigs med rnam rgyal, d.u.) и брат первого короля Бутана; Лама Монлам Рабзанг (smon lam rab bzang, 1879-1945. ); Кунлха Тендзин (kun lha bstan 'dzin, ум.); Сонам Гьелцен (bsod nams rgyal mtshan); Нгаванг Тендзин Гьяцо (ngag dbang bstan 'dzin rgya mtsho, 1883-1966) и Десятый Друкчен, Мипам Чокьи Вангпо ('brug chen 10 mi pham chos kyi dbang po, 1884-1930).

Он останавливался в таких местах, как Пемако и Кхенпаджонг в Бутане, а также в Сиккиме и Непале. В Непале он спонсировал реконструкцию ступ Сваямбхунатх и Буданатх, а также ступы Намо Будды. Позднее эти проекты были завершены его сыновьями.

В конце жизни, продолжая преподавать, Шакья Шри сказал своим ученикам, что пришло время ему уйти в нирвану, и вскоре после этого у него появились признаки болезни. Когда его дети и ученики предложили ему лекарства и молитвы долгой жизни, чтобы он прожил подольше, Шакья Шри сказал, что, хотя лекарства и молитвы в конечном итоге ничего не изменят, они могут продолжать, поскольку это принесет им заслугу.

Шакья Шри скончался в 1919 году, в год земной овцы. Считается, что он проявил радужное тело ('ja' klu), превратив свое тело в свет.

Его ученик Сонам Зангпо отредактировал и опубликовал несколько томов его учений.

Наследие

Линия Шакья Шри укреплялась и поддерживалась в основном его детьми:

Внешние ссылки