Чотрул Дучен

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 06:31, 24 февраля 2024; Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Чотрул Дучен (тиб. ཆོས་འཕྲུལ་དུས་ཆེན་''', день Великих чудес Будды. Будда продемонстрировал 15 чудес, чтобы помочь исправить ошибки шести гордых учителей. Первая луна Нового года (по лунному календарю) — Чотрул Кучен (Чунга Чоепа), День праздн...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Чотрул Дучен (тиб. ཆོས་འཕྲུལ་དུས་ཆེན་, день Великих чудес Будды. Будда продемонстрировал 15 чудес, чтобы помочь исправить ошибки шести гордых учителей.

Первая луна Нового года (по лунному календарю) — Чотрул Кучен (Чунга Чоепа), День празднования чудес Будды, который часто отмечается фестивалем масляных светильников. Фестиваль пятнадцати чудес Будды фактически начинается в Лосар (Новый год). В течение 15 дней подряд верующие отмечают 15 дней чудес. Кульминацией этого является последний день чудес, называемый просто День чудес.

Учителя линии Ваджраяны говорят, что это «умножающиеся» дни — когда все заслуги и все негативные действия увеличиваются «в миллионы» раз. Миллионы обычно переводятся как «много».

В ознаменование пятнадцатого дня, известного как День чудес, тибетские буддисты изготавливают лампы, традиционно из масла яка, называемые масляными светильниками, в форме цветов, деревьев, птиц и других благоприятных символов. По-настоящему преданные люди расставляют изысканные масляные лампы или свечи у себя дома и в общественных местах. Для общественных мероприятий световые дисплеи могут достигать размеров небольшого здания. Все фонари зажигаются в честь праздника пятнадцатого числа месяца. Для большинства буддистов, безусловно, считается благоприятным предложить подношение светильников Будде Шакьямуни в этот день.

Чудесные деяния Будды Шакьямуни в Шравасти

Однажды Будда жил с сотнями полностью посвященных монахов в Бамбуковой роще недалеко от Раджагрихи. Правитель этой страны король Бимбисара был одним из величайших покровителей Будды. Из преданности и уважения к Будде и его монахам король привел многих своих подданных к практике учения.

Там же в то время находились и шесть учителей-еретиков, и их лживые учения стали причиной многих неумелых действий. Младший брат короля Бимбисары последовал за этими учителями и сделал им большие подношения, думая, что они учат пути к освобождению. В результате он осквернился ошибкой, так что, хотя Будда и показывал величие просветления, он не видел его.

Царь Бимбисара убедил своего брата отказаться от своих ошибочных идей, но тот ответил: «У меня есть свой учитель. Почему я должен слушать Будду?» Тем не менее, чувствуя, что он должен уважать чувства короля Бимбисары, брат решил устроить пир, предложив еду и подарки всем пришедшим. Шесть учителей пришли и сели на самые высокие места. Когда Будда и его ученики прибыли, они подошли к немногим оставшимся местам, но прежде чем они смогли добраться до них, шесть учителей поднялись с самых высоких мест и заняли нижние. Они трижды пытались занять верхние места, но каждый раз оказывались на нижних. В конце концов, испытывая стыд, они остались там. Перед подачей еды гостям приносили воду, чтобы они могли вымыть руки. Поскольку Будда занимал самое высокое место, его хозяин первым предложил воду ему, но он сказал: «Сначала предложите ее своим учителям». Затем им предложили воду, но когда сосуд опрокинули, им в руки ничего не потекло. Хозяин пытался снова и снова, но вода все равно не текла. Затем он снова предложил его Будде. Вода свободно текла к Будде, а затем ко всем.

Прежде чем они поели, хозяин попросил Будду благословить еду. Он снова обратился к шести учителям, сказав: «Попросите благословения у своих учителей». Но когда шесть учителей попытались помолиться, они не смогли произнести ни слова и жестом предложили Будде произнести благословение. Будда сделал это ясным, красивым голосом, и сначала ему предложили еду, но он сказал еще раз: «Сначала предложите ее своим учителям». Затем им предложили еду, но все, что они пытались взять, летело в воздух. После того, как Будда принял пищу, все перешло в их руки.

После еды хозяин обратился к Будде с обычной просьбой об обучении. Будда снова уступил место шестерым, сказав: «Пусть ваши учителя расскажут о своих учениях». И снова шестеро учителей, неспособные произнести ни слова, могли только жестом попросить Будду заговорить. Он говорил прекрасным голосом, и каждый слушатель слышал то, что соответствовало его собственным потребностям. Всеобщее понимание значительно возросло. Даже знания короля Бимбисары росли все выше и выше.

Многие достигли первой-третьей стадий освобождения; другие расширили свой ум бодхи, а некоторые достигли высшего ума бодхи. Огромное количество людей достигло стадии невозвращения, а другие, достигнув того, о чем молились, развили великую веру в Три Драгоценности. С тех пор жители Раджагрихи последовали за Буддой.

Шестеро учителей ушли, разгневанные тем, что потеряли своих последователей. Они попросили демонов Мары помочь ограничить деятельность Будды. Демоны проявились как шесть учителей и пошли на рынок, чтобы совершить различные чудеса – извергать воду, пламя и разноцветные огни из своих тел. Люди дивились этим деяниям и становились их последователями. Им демоны провозгласили: «Из-за злобы Гаутамы мы попали в беду. Все короли, брахманы и великие покровители, которые раньше поклонялись нам и приносили нам подношения, теперь больше не уважают нас. Теперь эти люди бегут за Гаутамой, отдавая ему все, что раньше давали нам. Мы бросаем вызов Гаутаме – на каждое его чудо мы совершим два; если он сделает шестнадцать, мы сделаем тридцать два. Люди сами увидят, кто сильнее».

Шесть учителей пошли к королю Бимбисаре и попросили его передать их вызов Будде. Король посмеялся над их высокомерием. «Ты глупый. Ваши чудесные деяния не могут сравниться с деяниями Будды. Ваш вызов подобен свету светлячка по сравнению с солнечным светом, как вода в отпечатке копыта быка по сравнению с океаном. Это все равно, что лиса бросает вызов льву». Шестеро пандитов настояли на своем и сказали: «Вы увидите. То, что произошло раньше, не является показателем того, что произойдет сейчас. Когда мы посоревнуемся, станет ясно, кто сильнее».

Царь Бимбисара посетил Будду и рассказал ему о вызове: «Эти шесть учителей хотят сравнить свои чудесные деяния с действиями Татхагаты. Не могли бы вы показать им свою силу, чтобы изменить их неправильные взгляды и побудить их выполнять добродетельную работу? Когда ты это сделаешь, могу я быть там?» Будда ответил: «Время будет известно. Подготовьте подходящее место. Царь Бимбисара приказал своим министрам очистить и подготовить широкое поле деятельности. Там воздвигли львиный трон и победные знамена Будды-Победителя.

Люди с нетерпением ждали появления Будды и шести учителей, творящих свои чудеса. Однако, ко всеобщему удивлению, Будда покинул Раджагриху и отправился в соседний город Вайсали. Жители Вайсали, Личчави, приветствовали Татхагату. Когда шесть учителей услышали, что Будда ушел в Вайшали, они заявили: «Гаутама боится нас. Он сбежал!»

И они последовали за ним. Царь Бимбисара с пятьюстами экипажей, слонами, лошадьми, провиантом и тысячами слуг и министров отправился в Вайсали. Шесть учителей бросили вызов королю Личчави, и он пришел к Будде со словами: «Пожалуйста, покажи свои чудесные силы и покори этих людей». И снова Будда ответил: «Всему свое время», и велел им подготовить место.

Но он снова отправился в другую страну, Каусамби, в сопровождении большого множества людей и шести пандитов. Король Удраяна и жители Каусамби приветствовали Будду. Через царя Удраяну шесть учителей снова бросили вызов Будде, который снова ответил: «Время известно. Подготовьте место. Царь Удраяна провел большие приготовления, но Будда отправился в Войну, землю царя Шун Цина. С Войны он отправился в Тигитсашири, которым правил царь Брахмадатта. Оттуда он отправился в Капилу, страну своего народа, сакьев, и, наконец, отправился в Шравасти, землю царя Прасенаджита. За ним следовали короли стран, через которые он прошел, вместе с тысячами их сопровождающих, а также шесть учителей со своими девяносто тысячами последователей.

Шестеро учителей пошли к царю Прасенаджиту и сказали: «Мы подготовили наши чудесные дела. Прошло много времени с тех пор, как мы бросили вызов Гаутаме, а он все еще убегает». Царь Прасенаджит ответил, смеясь. «Ты ничего не знаешь, но хочешь бросить вызов великому царю Дхармы. Такие люди, как вы, не могут сравниться с ним». Но чтобы успокоить их, король Прасенаджит посетил Будду и сказал: «Эти шесть учителей хотят бросить вам вызов. Пожалуйста, прояви свои чудесные силы и покори их».

И снова Будда ответил: «Время известно. Подготовьте подходящее место. Король Прасенаджит приказал своим министрам очистить и подготовить широкое поле, сжечь благовония и разместить там львиный трон и знамена Победителя.