Чотрул Дучен
Чотрул Дучен (тиб. ཆོས་འཕྲུལ་དུས་ཆེན་, день Великих чудес Будды. Будда продемонстрировал 15 чудес, чтобы помочь исправить ошибки шести гордых учителей.
Первая луна Нового года (по лунному календарю) — Чотрул Кучен (Чунга Чоепа), День празднования чудес Будды, который часто отмечается фестивалем масляных светильников. Фестиваль пятнадцати чудес Будды фактически начинается в Лосар (Новый год). В течение 15 дней подряд верующие отмечают 15 дней чудес. Кульминацией этого является последний день чудес, называемый просто День чудес.
Учителя линии Ваджраяны говорят, что это «умножающиеся» дни — когда все заслуги и все негативные действия увеличиваются «в миллионы» раз. Миллионы обычно переводятся как «много».
В ознаменование пятнадцатого дня, известного как День чудес, тибетские буддисты изготавливают лампы, традиционно из масла яка, называемые масляными светильниками, в форме цветов, деревьев, птиц и других благоприятных символов. По-настоящему преданные люди расставляют изысканные масляные лампы или свечи у себя дома и в общественных местах. Для общественных мероприятий световые дисплеи могут достигать размеров небольшого здания. Все фонари зажигаются в честь праздника пятнадцатого числа месяца. Для большинства буддистов, безусловно, считается благоприятным предложить подношение светильников Будде Шакьямуни в этот день.
Чудесные деяния Будды Шакьямуни в Шравасти
Однажды Будда жил с сотнями полностью посвященных монахов в Бамбуковой роще недалеко от Раджагрихи. Правитель этой страны король Бимбисара был одним из величайших покровителей Будды. Из преданности и уважения к Будде и его монахам король привел многих своих подданных к практике учения.
Там же в то время находились и шесть учителей-еретиков, и их лживые учения стали причиной многих неумелых действий. Младший брат короля Бимбисары последовал за этими учителями и сделал им большие подношения, думая, что они учат пути к освобождению. В результате он осквернился ошибкой, так что, хотя Будда и показывал величие просветления, он не видел его.
Царь Бимбисара убедил своего брата отказаться от своих ошибочных идей, но тот ответил: «У меня есть свой учитель. Почему я должен слушать Будду?» Тем не менее, чувствуя, что он должен уважать чувства короля Бимбисары, брат решил устроить пир, предложив еду и подарки всем пришедшим. Шесть учителей пришли и сели на самые высокие места. Когда Будда и его ученики прибыли, они подошли к немногим оставшимся местам, но прежде чем они смогли добраться до них, шесть учителей поднялись с самых высоких мест и заняли нижние. Они трижды пытались занять верхние места, но каждый раз оказывались на нижних. В конце концов, испытывая стыд, они остались там. Перед подачей еды гостям приносили воду, чтобы они могли вымыть руки. Поскольку Будда занимал самое высокое место, его хозяин первым предложил воду ему, но он сказал: «Сначала предложите ее своим учителям». Затем им предложили воду, но когда сосуд опрокинули, им в руки ничего не потекло. Хозяин пытался снова и снова, но вода все равно не текла. Затем он снова предложил его Будде. Вода свободно текла к Будде, а затем ко всем.
Прежде чем они поели, хозяин попросил Будду благословить еду. Он снова обратился к шести учителям, сказав: «Попросите благословения у своих учителей». Но когда шесть учителей попытались помолиться, они не смогли произнести ни слова и жестом предложили Будде произнести благословение. Будда сделал это ясным, красивым голосом, и сначала ему предложили еду, но он сказал еще раз: «Сначала предложите ее своим учителям». Затем им предложили еду, но все, что они пытались взять, летело в воздух. После того, как Будда принял пищу, все перешло в их руки.
После еды хозяин обратился к Будде с обычной просьбой об обучении. Будда снова уступил место шестерым, сказав: «Пусть ваши учителя расскажут о своих учениях». И снова шестеро учителей, неспособные произнести ни слова, могли только жестом попросить Будду заговорить. Он говорил прекрасным голосом, и каждый слушатель слышал то, что соответствовало его собственным потребностям. Всеобщее понимание значительно возросло. Даже знания короля Бимбисары увеличились кратно.
Многие достигли первой-третьей стадий освобождения; другие расширили свой ум бодхи, а некоторые достигли высшего ума бодхи. Огромное количество людей достигло стадии невозвращения, а другие, достигнув того, о чем молились, развили великую веру в Три Драгоценности. С тех пор жители Раджагрихи последовали за Буддой.
Шестеро учителей ушли, разгневанные тем, что потеряли своих последователей. Они попросили демонов Мары помочь ограничить деятельность Будды. Демоны проявились как шесть учителей и пошли на рынок, чтобы совершить различные чудеса – извергать воду, пламя и разноцветные огни из своих тел. Люди дивились этим деяниям и становились их последователями. Им демоны провозгласили: «Из-за злобы Гаутамы мы попали в беду. Все короли, брахманы и великие покровители, которые раньше поклонялись нам и приносили нам подношения, теперь больше не уважают нас. Теперь эти люди бегут за Гаутамой, отдавая ему все, что раньше давали нам. Мы бросаем вызов Гаутаме – на каждое его чудо мы совершим два; если он сделает шестнадцать, мы сделаем тридцать два. Люди сами увидят, кто сильнее».
Шесть учителей пошли к королю Бимбисаре и попросили его передать их вызов Будде. Король посмеялся над их высокомерием. «Вы глупые. Ваши чудесные деяния не могут сравниться с деяниями Будды. Ваш вызов подобен свету светлячка по сравнению с солнечным светом, как вода в отпечатке копыта быка по сравнению с океаном. Это все равно, что лиса бросает вызов льву». Шестеро учителей настояли на своем и сказали: «Вы увидите. То, что произошло раньше, не является показателем того, что произойдет сейчас. Когда мы посоревнуемся, станет ясно, кто сильнее».
Царь Бимбисара посетил Будду и рассказал ему о вызове: «Эти шесть учителей хотят сравнить свои чудесные деяния с действиями Татхагаты. Не могли бы вы показать им свою силу, чтобы изменить их неправильные взгляды и побудить их выполнять добродетельную работу? Когда Вы это сделаете, могу ли я быть там?» Будда ответил: «Время покажет. Подготовьте подходящее место. Царь Бимбисара приказал своим министрам очистить и подготовить широкое поле деятельности. Там воздвигли львиный трон и победные знамена Будды-Победителя.
Люди с нетерпением ждали появления Будды и шести учителей, творящих свои чудеса. Однако, ко всеобщему удивлению, Будда покинул Раджагриху и отправился в соседний город Вайшали. Жители Вайшали, Личчави, приветствовали Татхагату. Когда шесть учителей услышали, что Будда ушел в Вайшали, они заявили: «Гаутама боится нас. Он сбежал!»
И они последовали за ним. Царь Бимбисара с пятьюстами экипажей, слонами, лошадьми, провиантом и тысячами слуг и министров отправился в Вайшали. Шесть учителей бросили вызов королю Личчави, и он пришел к Будде со словами: «Пожалуйста, покажи свои чудесные силы и покори этих людей». И снова Будда ответил: «Всему свое время», и велел им подготовить место.
Но он снова отправился в другую страну, Каусамби, в сопровождении большого множества людей и шести пандитов. Король Удраяна и жители Каусамби приветствовали Будду. Через царя Удраяну шесть учителей снова бросили вызов Будде, который снова ответил: «Всему свое время. Подготовьте место. Царь Удраяна провел большие приготовления, но Будда отправился в Вару, землю царя Шун Цина. Из Вары он отправился в Тигитсашири, которым правил царь Брахмадатта. Оттуда он отправился в Капилу, страну своего народа, шакьев, и, наконец, отправился в Шравасти, землю царя Прасенаджита. За ним следовали короли стран, через которые он прошел, вместе с тысячами их сопровождающих, а также шесть учителей со своими девяносто тысячами последователей.
Шестеро учителей пошли к царю Прасенаджиту и сказали: «Мы подготовили наши чудесные дела. Прошло много времени с тех пор, как мы бросили вызов Гаутаме, а он все еще убегает». Царь Прасенаджит ответил, смеясь. «Ты ничего не знаешь, но хочешь бросить вызов великому царю Дхармы. Такие люди, как вы, не могут сравниться с ним». Но чтобы успокоить их, король Прасенаджит посетил Будду и сказал: «Эти шесть учителей хотят бросить вам вызов. Пожалуйста, прояви свои чудесные силы и покори их».
И снова Будда ответил: «Всему своё время. Подготовьте подходящее место. Король Прасенаджит приказал своим министрам очистить и подготовить широкое поле, зажечь благовония и разместить там львиный трон и знамена Победителя.
День первый — чудо первое
В первый день весны Будда вышел на приготовленное для него поле и сел на львиный трон перед толпой. После великих подношений царя Прасенаджита Татхагата взял зубочистку и воткнул ее в землю. Она сразу выросла в чудесное дерево. На его ветвях, простиравшихся на километры, росли прекрасные листья, цветы, фрукты и всевозможные драгоценности. Разноцветный свет, исходивший от драгоценностей, был таким же ярким, как свет солнца и луны вместе взятых. Когда ветви дерева шумели на ветру, были слышны звуки учения. Затем сам Будда обратился к толпе. Многие из слушавших людей значительно продвинулись по пути – некоторые достигли архатства, а у миллионов созрели семена для перерождения в высоких состояниях людей или богов.
День второй — чудо второе
На второй день весны царь Удраяна сделал Будде великие подношения. Затем Татхагата повернул голову направо и налево, и по обе стороны львиного трона возникла гора драгоценных камней. На каждой горе бил волшебный источник, вода которого имела восемь разных вкусов. Одна гора была покрыта пышной травой, чтобы кормить и удовлетворять животных, а другая была покрыта специальной пищей для людей. Затем Будда изложил учение в соответствии со способностями каждого человека, и многие были освобождены. Некоторые из присутствующих породили высший разум бодхи, а многие обрели склонность к перерождению в образе людей или богов.
День третий — чудо третье
На третий день царь Вары Шун Цин сделал подношения Татхагате. После еды Будда прополоскал рот водой. На месте падения воды образовалось огромное озеро, протянувшееся на триста километров. У воды было восемь вкусов, а дно озера было покрыто семью видами драгоценностей. На его поверхности росло огромное количество разноцветных цветов лотоса, и их аромат наполнял воздух; благодаря лучам света, исходившим от них во все стороны, люди могли это видеть повсюду. Когда люди увидели это, они были очень счастливы, и когда Будда учил, некоторые достигли архатства, некоторые увеличили свою бодхи, а многие другие достигли семян перерождения в мирах людей или богов.
День четвертый — чудо четвертое
На четвертый день царь Индраварма приготовил подношения для Будды. Будда создал бассейн, из которого круговыми путями вытекали восемь потоков и в который они возвращались. В шуме потоков люди услышали учение о пяти силах, пяти достоинствах, семи аспектах ума бодхи, восьмеричном пути, трех основах пути к освобождению, шести видах всеведения и четырех неизмеримых вещах. Благодаря этому учению многие достигли понимания эффектов состояния будды, а многие - перерождения в высших состояниях людей или богов. Сотни тысяч увеличили свою добродетельную деятельность.
День пятый — чудо пятое
На пятый день король Варанаси Брахмадатта приготовил Будде различные подношения. От Татхагаты сиял золотой свет, который наполнил весь мир. Этот свет достиг всех живых существ и очистил загрязнения от трёх ядов: желания, ненависти и невежества. Все существа обрели мир в теле и уме, и собравшиеся очень обрадовались. Когда Будда говорил, многие увеличили свой ум бодхи, многие посеяли семена перерождения в образе людей или богов, и бесчисленное множество людей увеличили свою добродетельную работу.
День шестой — чудо шестое
На шестой день жители Личави принесли подношения Будде. Затем Будда позволил всем, кто был там, заглянуть в умы друг друга, и каждый увидел хорошие и плохие мысли другого. Все испытали великую веру и восхваляли знания Будды. Затем Татхагата учил святой Дхарме, и многие достигли великого понимания – некоторые достигли ума бодхи, некоторые архатства, а неизмеримое число достигло перерождения в качестве людей и богов.
День седьмой — чудо седьмое
На седьмой день род Будды, Шакья, сделал ему подношения. Он благословил всех слушателей, чтобы они стали великими чакравартинами (вселенскими королями, поддерживающими Дхарму), каждый из которых обладал семью волшебными драгоценностями. Каждый правил своей маленькой страной и имел много уважаемых министров. Все были очень довольны этим, и когда Будда говорил, у них была великая вера. Усилив свой ум бодхи, многие достигли архатства, а другие посеяли семена перерождения в качестве людей или богов.
День восьмой — чудо восьмое
На восьмой день Индра пригласил Будду и приготовил огромный львиный трон. Когда Татхагата сидел, сам Индра делал подношения слева от Будды, а Брахма делал подношения справа от него. Они поклонились ему, а народ сидел тихо. Будда положил свою правую руку на львиный трон в земле, прикоснувшись в мудре, и раздался громкий звук трубящих слонов.
Пять свирепых демонов с ревом вышли вперед, и троны шести учителей были разрушены. Вслед за демонами пришел Ваджрапани с пламенем, вырывающимся из точки его ваджры. Шестеро учителей были в ужасе, прыгнули в воду и исчезли. Их учителя покинули их, и девяносто тысяч служителей нашли прибежище в Будде и попросили стать полностью посвященными монахами. Будда приветствовал их, и спутанные локоны и бороды, которые отличали их как учеников шести учителей, чудесным образом исчезли.
Будда учил их всех в соответствии с их способностями к пониманию. Освободившись от оков желаний, ненависти и невежества, каждый достиг архатства. Тогда Татхагата излучил восемьдесят четыре тысячи лучей света из пор своего тела, так что свет заполнил все небо. На кончике каждого луча был прекрасный лотос, а на вершине каждого лотоса появился Будда вместе со своими слугами. Каждый Будда преподавал учение Татхагаты. Все почувствовали радость при этом виде, и их вера значительно возросла. Затем Будда проповедовал святую Дхарму, и многие увеличили свой ум бодхи, некоторые достигли архатства, а бесчисленное множество проявило склонность переродиться людьми или богами.
День девятый — чудо девятое
На девятый день Брахмараджа сделал подношения Будде. Татхагата вытянул свое тело, пока оно не достигло высочайших небес Брахмы. От этого тела во все стороны сияли лучи света, и с этой великой высоты он давал учение.
День десятый — чудо десятое
На десятый день четыре великих короля, защищающих Дхарму, пригласили Будду выступить. Он снова вытянул свое тело, пока оно не достигло высоты сансары. Лучи света струились от него, показывая учение.
День одиннадцатый — чудо одиннадцатый
На одиннадцатый день великий покровитель Анатапиндика сделал подношения Будде, который в медитации восседал на львином троне. Хотя собрание не могло видеть его форму, его тело излучало золотой свет, а он громким голосом излагал учение.
День двенадцатый — чудо двенадцатый
На двенадцатый день домовладелец Цета пригласил Будду выступить. Татхагата вошел в медитацию великой любви, и золотой свет исходил из его тела, распространяясь по всем мирам. Лучи света очистили умы каждого от трех ядов, и их сострадание возросло. Они любили друг друга, как отец и мать любят своих детей, как брат любит сестру.
День тринадцатый — чудо тринадцатое
На тринадцатый день король Шунь Цинь сделал подношения Будде. Татхагата восседал на львином троне, и из его пупка исходили два луча света, высотой пятнадцать метров. На кончике каждого луча света был лотос, а на каждом лотосе — будда. Из пупка каждого будды исходило два луча света, и на каждом из них был лотос с буддой и так далее, наполняя миры. Все Будды разъясняли учения.
День четырнадцатый — чудо четырнадцатый
На четырнадцатый день царь Удраяна сделал подношения Будде. Он рассыпал цветы перед Буддой, и они превратились в двести пятьдесят повозок, сделанных из драгоценных камней. Будда учил Дхарме существ во всем мире, как врач исцелял больных.
День пятнадцатый — чудо пятнадцатый
В пятнадцатый и последний день весеннего праздника король Бимбисара принес подарки Будде. Затем Будда велел королю Бимбисаре принести сосуды для еды, и сосуды чудесным образом наполнились пищей сотен разных вкусов. Когда собрание съело их, их тела и разум были полностью удовлетворены. Будда спросил их: «Почему в мире такое неизмеримое страдание?»
По его благословению даже восемнадцать видов демонов осознали, что их страдания вызваны поступками, которые они совершили сами. Они чувствовали огромную веру в Будду. Как и во все предыдущие дни, собравшиеся достигли большого прогресса. Некоторые увеличили свой ум бодхи, некоторые достигли архатства, некоторые достигли стадии невозвращения, многие достигли семян перерождения в качестве людей или богов, и бесчисленное множество других увеличили свою добродетель.