Кхангсар Тенпей Вангчук

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 06:26, 25 февраля 2024; Sherab (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Кхангсар Тенпей Вангчук (1938-2014)
Терма земли Кхангсар Тенпей Вангчука
«RELICS OF THE DHARMAKAYA»
The precious treasury of the fundamental nature / Longchenpa; with a commentary by Khangsar Tenpa’i Wangchuk

Кхангсар Тенпей Вангчук (тиб. ཁང་སར་བསྟན་པའི་དབང་ཕྱུག་ Вайли: khang sar bstan pa'i dbang phyug, 1938-2014) родился в 1938 году в районе Акьонг Кхангсар в Голоке, отдаленном регионе восточного Тибета, который в настоящее время включен в административную провинцию Китая в Цинхае. Вскоре после его рождения, который, согласно местному докладу, сопровождался различными необычными знаками, он был признан важными перерождением лам из разных школ, таких как Панак Онтул Ригдзин Дордже, эманации Юдра Ньингпо, ученика Великого переводчика Восьмого века Вайрочаны и один из двадцати пяти учеников Гуру Падмасамбхавы.

Подробная биография, открывающая первый том «Собрания сочинений» Тенпей Вангчука, описывает его не погодам развитый интеллект и духовные способности. В 1952 году он получил свое первое монашеское рукоположение в возрасте четырнадцати лет от Аконга Кхенпо Лозанга Дордже, директора Шедры, или Священного колледжа, из Тхосам Линга, который позже объяснил ему три уровнях буддийских обетов и дал ему передачу Пути Бодхисаттвы Шантидевы. В следующем году, в возрасте пятнадцати лет, Тенпей Вангчук продемонстрировал свои способности, дав публичное учение. Вскоре после этого он был посажен на трон монастыря Палъюл Димда и передал объяснение Гухьягарбха-тантры. Принадлежа к школе Ньингма, Тенпей Вангчук в раннем возрасте, тем не менее, изучал широкий круг вопросов и отражал все еще сохранившийся несектантский дух движения римэ. Он изучал многочисленные тексты традиции Гелук, в частности, учебники Джамьянга Щепы, основателя великого монастыря Лабранг Таши Кхил в Амдо, а также основополагающие тексты по собранным темам, логике и эпистемологии в соответствии с учебной программой Гелук. В то же время он получил полную передачу трудов Мипама Ринпоче. В шестнадцать лет он начал изучать мадхьямаку и Праджняпарамиту, а в следующем году получил передачу текстов по этим темам, составленных знаменитым мастером Джонанга Бамдой Тхубтеном Гелеком.

В возрасте восемнадцати лет Тенпей Вангчук посоветовался со своим учителем Палъюлом Чоктрулом Ринпоче и попросил его разрешения поступить в Лабранг Таши Кхил в Амдо. Однако Пальюл Чоктрул посоветовал ему вместо этого подать заявление в Амчок Ценьи, важный гелугпинский монастырь, также расположенный в Амдо, но ближе к дому, и сам написал рекомендательные письма. Тенпей Вангчук провел два года в Амчоке, изучая великие тексты по логике и эпистемологии. Он преуспел и отличился на дискуссионной площадке, настолько, что о нем говорили, что если бы он остался там, то, несомненно, стал бы великим геше. Тем не менее, он вернулся домой в Кхангсар молодым ученым, подающим большие надежды. К тому времени, говорится в биографии, он уже проявлял признаки тертона, или открывателя духовных сокровищ.

В течение года после прихода к власти Мао Цзедуна в 1949 году китайская армия вторглась в Тибет и за одно наступление дошла до Чамдо, быстро разгромив в октябре 1950 года остатки тибетской армии. Амдо, Голок и большая часть Кхама немедленно перешли под контроль Китая, и сразу же была проведена коммунистическая земельная реформа и социальная реструктуризация. Это включало в себя массовую конфискацию земли и имущества, ранее принадлежавших монастырям и тибетской знати, для перераспределения среди бывших крепостных. Традиционный тибетский образ жизни был отменен. Монастыри и храмы подвергались нападениям и разрушениям. В попытке сломать традиционные устои феодального прошлого были организованы печально известные тхамзинги, или «сессии борьбы», на которых бывших землевладельцев, будь то монахи или миряне, выбирали для наказания и публичного унижения со стороны их бывших работников, которых заставляли участвовать в этом упражнении в классовой войне под страхом аналогичного обращения в случае отказа. В этих травматических случаях назначенные жертвы подвергались поношениям, избиениям, увечьям, а зачастую и убийствам. К 1956 году по всей территории Амдо и Кхама вспыхнуло восстание, поддержанное бойцами зарождающейся тибетской партизанской армии, легендарной Чуши Гангдрук.

Тенпей Вангчук неизбежно попал в этот период волнений и опасностей: злое время, как описывает его биография, когда из-за абсолютного страха родители отвернулись от своих детей, а дети предали своих родителей, и когда были разрушены священные узы между учителями и учениками. Будучи монахом и воплощенным ламой, Тенпей Вангчук находился на передней линии атаки. В его биографии говорится, что в возрасте от двадцати семи до тридцати лет он был вынужден участвовать в различных «греховных действиях», что в конечном итоге привело к серьезной болезни. Точный характер этой деятельности не уточняется, но, вероятно, она включала в себя убийство животных. Несмотря на все эти невзгоды, Тенпей Вангчук оставался непоколебимым и рос в мужестве и дисциплине. Он продолжал учиться, консультируясь с различными учителями региона и прося наставлений, в частности, у Домца Тертона Дудул Вангдрак Дордже и его старшего брата Домца Намгьяла. Именно в это время Тенпей Вангчук тайно получил важные учения Великого Совершенства, такие как «Тантра Самовозникшего Естественного Состояния» (gNas lugs rang ’byung gyi rgyud) и «Состояние Будды без медитации» (sNang sbyang) Дуджома Лингпы.

В 1969 году, в последние страшные годы «культурной революции», несколько важных лам в Голоке и Кхаме были арестованы и подвергнуты «сессиям борьбы». Пытаясь избежать подобного обращения, Тенпей Вангчук с несколькими спутниками бежал в горы. Однако период передышки был недолгим. Знаки, полученные от защитников Дхармы Тенпей Вангчука, указывали на то, что вскоре он будет взят в плен, и, конечно, через несколько месяцев он был схвачен, предан суду и в возрасте тридцати одного года приговорен к двенадцати годам заключения.

Биография рассказывает нам, что, не смотря на все мучения и лишения, предназначенные для таких монахов и лам, как он, Тенпей Вангчук смог полностью реализовать учение лоджонг, или тренировка ума, привнося на путь все трудности, с которыми он сталкивался, не впадая в отчаяние и не теряя фундаментального отношения любви и сострадания к обитателям своей тюрьмы - как к охранникам, так и к товарищам по заключению.

В 1971 году в судьбе Тенпаи Вангчука произошли важные перемены, когда в возрасте тридцати трех лет он был отправлен в Тхангкарма, лагерь, который, что удивительно, насчитывал среди своих заключенных не менее пятидесяти высокореализованных мастеров и тулку, прибывших из разных мест Тибета. К своему восторгу, он оказался в присутствии множества реализованных существ, многие из которых сохранили в своей памяти огромные сокровищницы учений и даже целые тексты, которые они знали наизусть. Благодаря этому, несмотря на все ужасные тяготы тюремной жизни, он смог завершить свое образование, тайно получая важные наставления от многих мастеров, которых он там встретил. Например, именно в Тхангкарме он встретил великого мастера традиции гелуг Алак Йонгдзин Лобзанг Кхедруб Гьяцо из Лабранга Таши Кхила. Чувствуя инстинктивную преданность этому великому мастеру традиции Кадам, Тенпей Вангчук получил от него «Три основы Пути» Дже Цонгкапы и важнейшие наставления по «Этапам Пути», а также важнейшие положения пяти великих текстов традиционной программы обучения школы Гелуг.

Из многих великих лам, находившихся в заключении в Тхангкарме, самым важным для Тенпей Вангчука был Акьёнг Тогден Лодро Гьяцо, представитель его собственной школы Ньингма. До заключения этот необыкновенный мастер, великий ученый, наделенный потрясающей памятью, вел жизнь странствующего отшельника. Как и Патрул Ринпоче до него, он был бродягой, бездомным и совершенно без имущества. Привыкший жить в пещерах и временных убежищах, он стал совершенно невосприимчив к физическим лишениям. Он ел только то, что случайно находил или что ему предлагали, имел лишь старую кожаную рубашку для прикрытия спины и привык ходить босиком по снегу. Можно представить, что физические тяготы лагерной жизни вряд ли бы помешали такому йогину, который в любом случае был мастером тренировки ума. Для него, как и для Тенпей Вангчука и других великих мастеров, находившихся в неволе, тюремные надзиратели, их мучители никогда не были ничем иным, как объектами сострадания и опорой для практики терпения. И в соответствии с принципом, согласно которому бодхисаттвы приносят пользу даже тем, кто им вредит, биография Тенпей Вангчука рассказывает нам, что благодаря совершенной практике этих мастеров тюремщики сами оказались на пороге освобождения.

Лодро Гьяцо почитался как эманация Вайрочаны, самого выдающегося из ранних переводчиков Тибета. Встреча между ним и Тенпей Вангчуком (который, напомним, был воплощением великого ученика Вайрочаны Юдры Ньингпо) пробудила давнюю связь между двумя мастерами. И хотя разница в возрасте между ними составляла всего восемь лет, Тенпей Вангчук смотрел на Лодро Гьяцо как на своего давно потерянного учителя и получил от него множество передач и важнейших наставлений. Этот процесс значительно облегчился с 1973 года, когда Лодро Гьяцо, Тенпей Вангчук и несколько других заключенных были переведены в другой лагерь, где режим был более мягким и заключенным разрешалось иногда отдыхать. Именно в этих случаях Тенпей Вангчук получил от Лодро Гьяцо передачу многих работ Лонгченпы, Джигме Лингпы и других. В частности, он дважды получал устные наставления по «Сокровищнице естественного состояния» (gnas lugs mdzod), на основе которой он впоследствии составил свой комментарий.

После освобождения из тюрьмы Тенпей Вангчук вернулся в Кхангсар, где посвятил остаток своей жизни преподаванию. Монастыри Кхангсар Таклунг и Панак, которые он восстановил, выросли в огромные учреждения, в которых со временем стали жить тысячи учеников.

Тенпей Вангчук, будучи воплощением Юдры Ньингпо (одного из двадцати пяти ближайших учеников Гуру Ринпоче), был тертоном. Традиция терма, или духовных сокровищ, то есть учений, которые, как говорят, Гуру Падмасамбхава сокрыл в глубинах сознания своих учеников, чтобы они были открыты их последующими воплощениями в благоприятные моменты в будущем, характерна в основном для школы Ньингма. Способ проявления этих сокровищ сложен и загадочен. Они возникают тремя способами: как терма ума, непосредственно в уме раскрывающего сокровища; как терма земли, в форме физических объектов, скрытых в определенных местах, вид которых пробуждает в уме тертена память о первоначальных наставлениях Гуру Ринпоче; или как чистые видения. Биография указывает, что способность раскрывать учения о сокровищах пробудилась в сознании Тенпей Вангчука, когда он был молодым человеком. Многие сокровища явились ему в форме терма ума или чистых видений, которые он счел нужным записать, но со временем они были утеряны. Некоторые из них остались незаконченными и в конце концов были сожжены самим Тенпей Вангчуком. Однако после заключения в тюрьму - когда обстоятельства сложились более благоприятно - Тенпей Вангчук открыл несколько важных циклов практики, либо как терма ума, либо как терма земли. Они были записаны и сохранены в его собрании сочинений. В случае с терма земли, открытие физических объектов, чудесным образом скрытых Гуру Ринпоче внутри, как говорится, «сущности элементов», обычно происходит в условиях строжайшей секретности. Однако в некоторых случаях, несомненно, для того, чтобы вселить веру в своих учеников, Тенпей Вангчук совершал этот необычный акт в присутствии большого количества людей.

Неутомимый и искусный учитель, Тенпей Вангчук был также плодовитым писателем и создал ряд важных и увлекательных работ, некоторые из которых до сих пор редактируются. На момент написания статьи коллекция насчитывает восемь томов тибетского печа или пять книг в западном стиле. В рамках огромных усилий, направленных на возрождение практики буддизма в Тибете, Тенпей Вангчук сохранил многие учения, которые в противном случае могли быть утрачены. Он написал в ясной и доступной форме многие важные наставления, относящиеся к сутрам и тантрам, и особенно к учениям Великого Совершенства. К ним относятся изложения «Непревзойденной мудрости» (Ye shes bla ma) Джигме Лингпы и «Маяка уверенности» (Nges shes sgron me) Мипама Ринпоче. И, возможно, самым выдающимся из них являются его совершенно беспрецедентные комментарии к двум из семи сокровищниц Лонгченпы: обширное изложение на 450 страницах «Сокровищницы Дхармадхату» и более краткое объяснение «Сокровищницы естественного состояния».

Внешние ссылки