VII Кармапа Чёдраг Гьятсо
Чёдраг Гьямцо (Тиб.: ཆོས་གྲགས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли: Chos grags rgya mtsho)родился на пятый день первого месяца года деревянной свиньи (1454) в Кьилхе, на севере Тибета. Только родившись, он вытер своё лицо и крикнул: "Ама-ла!" ("Мать"). В возрасте пяти месяцев он объявил: "АХ ХУНГ! В мире нет ничего, кроме пустоты. Люди могут думать, что что-то есть, но они, право же, заблуждаются. Для меня нет ни рождения, ни смерти!"
В возрасте девяти месяцев он встретил первого Тулку Гьелцапа; тот моментально узнал его и подготовил возведение на трон. Все детали письма с предсказанием в точности соответствовали событиям рождения. Пришло большое количество людей засвидетельствовать почтение малышу, который поразил их правильным произнесением алфавита.
На первый день третьего месяца года земляного тигра (1458), в возрасте пяти лет, Кармапа получил посвящения Будды Безграничной Жизни, Амитаюса, и, позднее, посвящения Чакрасамвары и Махамайи. Когда до него дошло известие о начале военных действий в провинциях Ло и Мён, Кармапа совершил путешествие и надолго восстановил мир.
Он говорил тем, кто становился его учениками во время этого путешествия, произнести десять миллионов мантры "мани", объявив, что это, без всякого сомнения, средство против всех бед.
Позже ему явились Миларепа и Хеваджра, и в соответствии с указаниями, открытыми ему, он велел своим ученикам соорудить железный мост над рекой Цогчу.
Юный Лама посетил монастырь Ценден, затем проследовал до Карма Гёна. Гьелцап Гоши Пелджор дал ему начальное рукоположение на восьмой день девятого месяца года водяной лошади (1462), когда ему было девять лет. Юный Кармапа принял обязательство работать с величайшим сочувствием на благо человечества, и дождь из цветов сопровождал принятие им обета Бодхисаттвы.
В двенадцать лет он получил от Пенкар Джампела Зангпо, ученика его предыдущего воплощения, посвящение в сан послушника. Тулку Гьелцап передал ему всё поучение Винайясутры, и в тринадцать лет он получил эзотерическую передачу. В то время второй Тулку Ситу, Таши Намгьел, который был одним из его близких советников, передал ему также устные наставления.
Линия Кармап |
---|
I Кармапа Дюсум Кхьенпа (1110—1193) |
II Кармапа Карма Пакши (1204—1283) |
III Кармапа Рангджунг Дордже (1284—1339) |
IV Кармапа Ролпе Дордже (1340—1383) |
V Кармапа Дешин Шекпа (1384—1415) |
VI Кармапа Тонгва Дёнден (1416—1453) |
VII Кармапа Чёдраг Гьятсо (1454—1506) |
VIII Кармапа Микьё Дордже (1507—1554) |
IX Кармапа Вангчук Дордже (1556—1603) |
X Кармапа Чойинг Дордже (1604—1674) |
XI Кармапа Йеше Дордже (1676—1702) |
XII Кармапа Чангчуб Дордже (1703—1732) |
XIII Кармапа Дудул Дордже (1733—1797) |
XIV Кармапа Текчок Дордже (1798—1868) |
XV Кармапа Кхакьяб Дордже (1871—1922) |
XVI Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже (1924—1981) |
XVII Кармапа Ургьен Тринле Дордже (род. 1985) |
XVII Кармапа Тринле Тхайе Дордже (род. 1983) |
Кармапу пригласили посетить приграничные области Чангмо, Три-о, Дарцедо и Минья. Он вышел из Карма Гёна на четырнадцатый день одиннадцатого месяца года деревянного петуха (1465) и во время путешествия дал посвящения и поучения тысячам людей. Перед его приходом в этих местах разразились бои, и насчитывалось некоторое число пленников. Кармапа устроил освобождение их, что послужило причиной ослабления напряжения между противоборствующими сторонами и позволило восстановиться миру.
В монастыре Рава Кханг, в провинции Минья, он провёл дебаты по религиозным вопросам с пятью старейшими Ламами и исправил ошибки, закравшиеся в их поучения.
Кармапа направился в Литханг, где ещё раз погасил местные стычки. Он посетил скит Кармы Пакши в третьем месяце года железного зайца (1471), а также храм Кхака Рипхуг. Во время своего пребывания он совершил специальный ритуал, и зёрна освящённого риса, брошенные им, остались вколоченными в скалу. Он оставил навсегда отпечаток своей ноги на твёрдом камне. Затем продолжил свой путь до Ронцен Кава Карпо, места паломничества, связанного с Чакрасамварой, где создал небольшой монашеский центр для медитации. Он практиковал там медитацию несколько лет.
Кармапа прибыл в Карма Гён, проповедуя и посвящая по дороге. После прибытия он соорудил несколько больших статуй Будды для монастыря. Через некоторое время он отправился на юг Тибета, где реконструировал множество монастырей Кагьюпы.
Прибыв в Цурпху, он обнаружил, что гигантская статуя Будды, воздвигнутая Кармой Пакши, была повреждена землятресением, и реставрировал её. Он основал крупный теологический колледж, который приобрёл большую известность в Тибете.
Затем отправился в Ньи-о Донцер, встретил там четвёртого Тулку Шамара, Чёкьи Дракпу, и раскрыл ему Шесть Доктрин Наропы, а также все поучения линии. Он провёл церемонию Чёрной Короны для юного Тулку Шамара.
Кармапа совершил путешествие в Чёлхор Люнпо, большой монашеский центр, назначил Карму Тинлая настоятелем и основал в этом монастыре новый философский колледж, значительно увеличив тем самым число своих учеников. Он дошёл до Лхасы, где ему явилось видение Майтрейи, будущего Будды, который посоветовал ему возвести монастырь поблизости от большой статуи Будды. Несмотря на сопротивление местного правителя Нуипы, небольшой монастырь был построен прямо за городом. Едва он был завершён, как войско из пяти сотен солдат полностью разрушило построенное.
Верховным владыкой Тибета был тогда четвёртый Тулку Шамар, избранный министрами на сорок шестом году своей жизни (1498). Извещённый об обиде, нанесённой Гьелве Кармапе и школе Кагьюпа, он решил наказать Нуипу. Кармапа вовсе не желал этого, и объявил, что дело уже осталось в прошлом. Он оставил Лхасу и направился в область Тинг в провинции Конгпо, где соорудил скит.
Кармапа Чёдраг Гьямцо направил посланника с золотом в дар, предназначенным для золочения статуи Будды в Бодх-Гайя в Индии, а также многочисленные молитвы, составленные на санскрите, для раздачи. Король Раджгира в Индии и великий Пандит Йигкьи Чинта отослали посланника в Тибет, передав ему листья дерева Бодхи и землю многих мест паломничества.
Тулку Шамар основал монастырь Ганден Мамо, который Кармапа освятил, продолжив затем путь до Лхасы, где руководил большим религиозным собранием. В Ринпунге, в провинции Цанг, он обучил пяти трудам Майтрейи Пандита Сакья Чёкьи Лангпо и тысячу монахов, а также предоставил им полное объяснение собственного большого трактата. Таким образом он значительно расширил Дхарму.
Кармапа вернулся в Лхасу, построил там святилище и распространял поучения Кагьюпы. Он встретил второго Тулку Гьелцапа, Таши Намгьела, и удостоил его Оранжевой Короны в признание его духовных достижений. По всей области Цанг сила его учения притягивала к нему многочисленных новых учеников. Позже, давая последнее поучение в Целхаканге, он информировал своих ближайших учеников о своём скором уходе. Третьему Тулку Ситу, Таши Пелджору, были доверены все подробности предсказания относительно очередного воплощения Кармапы.
На четырнадцатый день первого месяца года огненного тигра (1506), после того, как отправил письмо в Бодх-Гайя, он оставил своё тело. Ему было пятьдесят три года. Смерть сопровождалась многочисленными знаками доброго предзнаменования. Его главными учениками были:
- Шамар Чокьи Дракпа (1453-1524): Четвёртый Тулку Шамар.
- Ситу Таши Пелджор (1498-1541): Третий Тулку Ситу.
- Гьелцап Таши Намгьел (ок.1490-1518): Второй Тулку Гьелцап.
- Сангье Ньенпа Друптоп: Первый Тулку Сангье Ньенпа; он был сиддха.
- Карма Тинлайпа: Первый Тулку Карма Тинлай, которому Тулку Ситу передал весь объём поучений.
- Пандит Сакья Чокьи Лангпо (1439-1505): Уроженец Цанга.
- Дрикунг Кюнга Ринчен.
- Тормо Таши О Сел.
- Танаг Чо Джепа: Пандит школы Сакьяпа.
- Югла Панчен.