Драгоценная cокровищница фундаментальной природы
Нелуг Дзод - Драгоценная cокровищница фундаментальной природы (gnas lugs mdzod тиб.: གནས་ལུགས་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།) в пяти главах с авто комментарием Лонгчена Рабжпмпы. Разъясняет основной смысл всех трех разделов Дзогпа Ченпо.
Краткая аннотация
В первых страницах своего комментария к книге «Сокровищница фундаментальной природы» Тенпей Вангчук упоминает ее тесную связь с «Сокровищницей Дхармадату». Оба текста, по его словам, представляют собой квинтэссенцию учений всех трех разделов Великого Совершенства (раздел ума, раздел пространства и раздел сущностных наставлений) и содержат важные моменты для понимания воззрения и практики трекчо, учения об изначальной чистоте.
Более того, считается, что эти два произведения дополняют друг друга с точки зрения теории и практики. Теоретически «Сокровищница Дхармадхату» устанавливает природу всех явлений как самсары, так и нирваны не столько онтологически, в том смысле, что они не имеют реального существования, сколько с точки зрения мудрости, как творческое выражение обширной природы ума, «великого дхармадхату, единого осознания».
Это характерная особенность Великого Совершенства, когда онтологический статус вещей, установленный в Мадхьямаке, заменяется видением явлений как проявлений осознания, изначально чистых и спонтанно светоносных. Это характерная нота Великого Совершенства, где онтологический статус вещей, установленный в Мадхьямаке, заменяется видением явлений как проявлений осознания, изначально чистых и спонтанно светящихся. В то же время Тенпей Вангчук говорит, что «Сокровищница фундаментальной природы» отличается от "Сокровищницы Дхармадхату" тем, что применяет это понимание к уму отдельного практикующего «в систематическом изложении на последовательных этапах». В ней описывается, как практикующие, вступившие на путь Великого Совершенства, должны понимать и относиться к самим феноменальным проявлениям - как к внешнему миру, так и к внутренним субъективным состояниям, которые его воспринимают.
Таким образом, явления представлены в терминах четырех ваджрных принципов (rdo rje'i chings bzhi): их несуществования (med pa), их равностностью (phyal ba), их спонтанного присутствия (lhun grub) и их единой природы (gcig ny). «Если практикующие внесут эти же принципы в свое сознание, — говорится далее в комментарии, — им будет легко внедрять это учение постепенно и систематически».