Ступа Сваямбху
Легенда о Сваямбху
Легенда гласит, что когда-то долина Катманду была озером, на котором в виде острова существовал холм Сваямбху. На вершине этого холма стояла естественная хрустальная ступа. Будда, посетив это место, заявил, что это ступа, исполняющая желания, и тот, кого коснется ветер, проходящий над ступой, получает семя освобождения из цикла существования.
Позже буддийский монах из Китая, являвшийся эманацией Будды Мудрости Манджушри, осушил озеро и таким образом сделал хрустальную ступу доступной для людей. Сегодня его защищает от грабежа куполообразная конструкция. На протяжении веков ступу посещали бесчисленные буддийские мастера из Индии, Шри-Ланки, Тибета и Китая. Сваямбху означает Самопроявившийся или Самопроявившийся .
Функция Ступы
Ступа символизирует ум Будды. Говорят, что посещение ступы равнозначно встрече с Буддой лично. Он предлагает мир, свободу и радость всему миру и в конечном итоге помогает нам достичь совершенного просветления. Простое наблюдение, слушание, размышление или прикосновение к ступе способствует умиротворению и даже духовному освобождению. Ступа умиротворяет физические и психические трудности, такие как болезни, голод и конфликты во всех сферах и направлениях.
Духовные практики приносят более сильные результаты, если выполнять их рядом со ступами, чем в других могущественных местах. Посетители и паломники обходят ступу по часовой стрелке и читают мантры, делают подношения, вращают молитвенные колеса и загадывают желания на благо всех существ.
Территория вокруг Ступы
Ступа Сваямбху [1] или Чайтья стоит на самой высокой точке двуглавого холма, возвышающегося в центре долины Катманду. Поднявшись по длинному ряду ступенек на восточной стороне холма и поднявшись на последнюю часть лестницы, человек оказывается прямо перед глазами Будды, нарисованными на вершине ступы. Обходя ступу по часовой стрелке, можно пройти мимо пяти святынь, символизирующих мандалу Пяти семейств Будд, представленных Акшобхьей [2], Ратнасамбхавой [4], Амитабхой [5] и Амогхасиддхи [6]; Пятый Будда Вайрочана [3] расположен рядом со святилищем Акшобьи. В святилищах между ними содержатся разные формы женской бодхисаттвы Тары [7]. Рядом со ступой Сваямбху возведено святилище, где Манджушри стоял, чтобы опорожнить озеро, и оставил свои следы на священной земле. Эти памятники знаменуют собой место зарождения долины Катманду, которая превратилась в страну Непал.