Митрайогин

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 05:38, 9 апреля 2024; Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Согласно «Синей летописи», Митрайогин (тиб. མི་ཏྲ་ཛོ་ཀི། Вайли: mi tra dzo ki, середина XII - начало XIII вв.) родился в Восточной Индии в городке Радха округа Майарабандж штата Орисса. Ничего не упоминается о его детстве и семье. В какой-то момент он стал уч...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Согласно «Синей летописи», Митрайогин (тиб. མི་ཏྲ་ཛོ་ཀི། Вайли: mi tra dzo ki, середина XII - начало XIII вв.) родился в Восточной Индии в городке Радха округа Майарабандж штата Орисса. Ничего не упоминается о его детстве и семье. В какой-то момент он стал учеником Лалитаваджры, который был прямым учеником Тилопы, знаменитого тантрического гуру Наропы.

По наставлению своего гуру Митрайогин медитировал на Авалокитешвару двенадцать лет. Говорят, что это привело к мистическому видению, в котором он получил учение непосредственно от божества. В «Синей летописи» Го Лоцава (mgos lo tsA ba, 1392–1481) считает это первым чудом из двадцати, подробно описанных в тексте. Они, по-видимому, в первую очередь подтверждают его сверхъестественные способности и ставят его в роли защитника буддизма в эпоху, когда Индия обращалась в ислам, но они также дают общее представление об особых чертах индийского буддийского мастера. Например, говорят, что он выжил три дня на горящем костре и покорил двух якш-людоедов, которые ежедневно ели старика и юношу. Говорят, что он защитил буддизм, укрыв 12 000 монахов в Отантапури от нападения королевской армии, а когда армия Султан-хана напала на буддистов в Магадхе, Митрайогин стоял обнаженным, кричал, заставлял землю дрожать, а всех людей и животных застыть неподвижно на месте; он освободил их только тогда, когда султан попросил у него прощения.

Легенда помещает Митрайогина в качестве наставника короля Варанаси, который предложил ему поместье, в котором он построил приход, и который, по-видимому, так сильно почитал его, что безуспешно пытался помешать ему покинуть свой дворец. Тем не менее, он был помехой для других царей, таких как некий царь Упатра, который бросил его в яму только для того, чтобы позже почувствовать раскаяние и обратиться в буддизм, и царь Яшас, который угрожал буддийской общине обращением в поклонение индуистским божествам; король постановил, что, если сторонники индуизма смогут переместить деревянный трон (предположительно, это легкая задача), все буддисты будут вынуждены поклоняться индуистским богам, но если они потерпят неудачу, индуисты будут обращены в буддизм. Митрайогин сделал трон неподвижным, и побежденные индуисты приняли буддизм. В другом эпизоде ​​царь Джаясена и пандит Ананда пытались убить Митру, но он использовал мудру и самадхи, сосредоточившись на значении одного стиха, чтобы освободить их умы.

В «Синей летописи» Митрайогину также дано имя Аджитамитрагупта. Однако из нескольких колофонов становится ясно, что Митрайогин/Джаганмитрананда, работавший с Тропу Лоцава Джампай Пелом (khro phu lo tsA ba lo tsA ba 'byams pa'i dpal, около 1172-около 1236 гг.), возможно, не был тем же самым как Аджитамитрагупта. Например, в колофоне Шрикхасарпанапитриматриматрисадханы мы читаем, что текст был составлен Аджитамитрагуптой и что его перевел «Господин йогинов Джаганмитрананда и Лоцава Джампай Пел (вкусивший нектар речи Джаганмитрананды)». [2] Более вероятно, что Митрайогин, передавший тексты Аджитамитрагупты/Лалитаваджры, был учеником последнего. Поскольку в биографии этого персонажа в « Голубых анналах» два имени используются для обозначения одного человека, возможно, некоторые истории из «Аджитамитрагупты» были приписаны Митрайогину.

Другая агиография Митрайогина находится в тексте, озаглавленном « Биография Митрайогина: лампа, освещающая учения» [3], очевидно написанном агиографом школы Ньингма Дриме Кунга Ньингпо (dri med kundga' snying po, четырнадцатый век), который также написал агиографию. Еше Цогьел (да она мтшо гьял). [4] В этом рассказе Митрайогин изображен как сын короля Варанаси, который спасается от королевской жизни, чтобы практиковать дхарму. Он получил посвящение Муласарвастивадина в монахи в Наланде от человека, чье имя было тибетским как Рабту Гьелвай Лха (rab tu rgyal ba'i lha), который дал ему имя Шри Дхармамитра. Его направляла богиня Экаджати, и он достиг видений Авалокитешвары, как и в « Голубых Анналах» . Во время своих путешествий он встретил юную йогинь, которая дает ему передачи и благословения.

В какой-то момент, в сцене, напоминающей практику Чод, Экаджати разрезал себе голову, и из света, лившегося из его черепа, появились Авалокитешвара и множество сопровождающих его божеств. Они инициировали Митру в ста восьми садханах , после чего Экаджати вернул ему череп, и он снова стал целым.

Позже Экаджати отправил его в путешествие в Уддияну за тантрами. Там он проповедовал дхарму в присутствии Падмасамбхавы и других великих сиддхов. В какой-то момент он слился с Падмасамбхавой и спел ваджрную песню.

Как и в « Голубых анналах» , агиография описывает несколько эпизодов, в которых он предотвращает разрушение войны своим йогическим мастерством, включая спасение своего отца от вторгшейся армии. В биографии говорится, что силы йога в разных случаях приводили к победе как над индуистскими, так и над мусульманскими силами.

Сильное влияние женщин и женских божеств в агиографии поразительно как в положительном, так и в отрицательном аспекте. От богини Экаджати до йогини, которая была одним из его ранних учителей, до города ведьм ( пхра ман ма ), испытывающих его в начале его карьеры, женские персонажи играют многочисленные, а иногда и неоднозначные роли. Ведьмы, по-видимому, служат одновременно олицетворением и решением препятствий на пути его религиозного продвижения. После своего первоначального видения Авалокитешвары, в котором божество дало йогину барабан дамару, чтобы отогнать препятствия, он встретил на дороге женщину, одетую в красное, которая оказалась ведьмой. Митра ударил в барабан, и женщина раскололась надвое; из сострадания он восстановил ее еще одним ударом Дамару. Затем она согласилась служить ему и рассказала ему о городе ведьм на юге, где королева целый день пожирала мужчин. Он решил пойти и подчинить королеву своим барабаном и отправился на юг с женщиной в красном. Он предстал перед королевой ведьм, но прежде чем он успел произнести звук Дамару, она заморозила его на месте. Называя его «сыном рода», она предупредила его не пытаться подчинить себе ведьм, пока он в достаточной степени не отработает стадии зарождения и завершения. Царица, чье место в этой истории кажется весьма двойственным, затем предсказывает, что Митра завершит путь к освобождению за шесть лет. Она даровала ему посвящение в Колесо Освобожденного Пути Авалокитешвары ( grol lam ye shes 'khor lo ) и предупредила его не издавать звуки Дамару, пока его религиозное обучение не будет завершено.

Получив наставления Авалокитешвары в другом видении, а затем пандита Падмешвары, Митра встретился с йогини (которая на самом деле была формой Экаджати), и это было похоже на «воссоединение матери и сына». Она посоветовала ему отправиться на запад и попросить передачи и благословения у двадцатидвухлетней дочери брамина, Сукхадакини, которая обладала сверхъестественными способностями и чья мать была мудрой Дакини. Сделав это, Сукхадакини посоветовала ему достичь полного совершенства, чтобы преодолеть препятствия ведьм. Она направила его в священную долину и велела ему совершить пуджу, после чего она снова появилась со многими дакини и формой Махакаруники Авалокитешвары с супругой, которые вместе посвятили Митру в сто восемь мандал. После посвящения божества и Дакини вернулись в свои обители. Сукхадакини осталась и научила его искусным методам тайной ваджры. Он оставался с ней и медитировал шесть месяцев, после чего достиг совершенного достижения, к которому стремился.


С разрешения Шеченского архива. Используется с разрешения.


Джаганмитрананда/Митрайогин также известен своим «Письмом к царю Чандре» ( candrarājalekha ), которое широко цитируется в средней части «Великого трактата об этапах пути» Цонкапы (tsong kha pa, 1357-1419) ( lam rim chen mo ). . Это письмо, вероятно, было адресовано царю Джаячандре, последнему великому царю династии Гахавала. Помимо того, что само письмо свидетельствовало о королевской связи и совпадении их исторических дат, в Бодхгае была найдена надпись, в которой монах Шримитра назван наставником-гуру Джаячандры. [5]

Джаячандра, адресат знаменитого письма, правил территорией, которая включала Уттар-Прадеш и части Бихара, с 1170 по 1194 год. выдающаяся религиозная терпимость. Он был убит в битве против мусульманского завоевателя Мухаммада Гури в 1194 году. Письмо Митрайогина королю включает предупреждения о скоротечности жизни, нестабильности мирской власти и необходимости довериться практике дхармы.

По приглашению Тропу Лоцавы в Тибет Митрайогин посетил центральный Тибет где-то между 1197 и 1200 годами. Сообщается, что Тропу Лоцава услышал о Митрайогине от Буддхшриджьяны , кашмирского пандита, у которого учился Тропу. Историческая связь Буддшриджняны, Митрайогина и Тропу Лоцавы подтверждается колофонами, которые документально подтверждают, что эти трое вместе переводили тексты. [6] Как сказано в «Голубых анналах» , Митрайогин сначала отказался от приглашения из-за тяжести кармических загрязнений Тропу Лоцавы. В ответ молодой человек заболел, а затем попытался покончить жизнь самоубийством, молясь о том, чтобы стать учеником гуру в будущей жизни. Сбросившись с большой высоты, Митрайогин спас юного Лоцаву, подхватив его в воздухе. Это, очевидно, очистило Тропу от его омрачений, и йогин согласился поехать с ним в Тибет. Он провел в Тибете всего восемнадцать месяцев, но оказал неизгладимое влияние.

Митрайогин известен своей передачей набора тантрических учений, включая набор, который стал известен как « Сто передач Митры» ( mi tra bgya rtsa ), собрание из ста восьми отдельных мандал и связанных с ними материалов, включая садхану , погребальные обряды, тантрические техники и многие другие темы. Коллекция остается очень популярной, особенно в традициях Гелук и Кагью, и, как говорят, она послужила источником вдохновения для Джамгона Конгтрула ('jam mgon kong sprul, 1813-1899) « Сокровищница Кагью-тантры» . Митрайогин тесно связан с практикой Авалокитешвары, и некоторые из его садхан бодхисаттве включены в Тенгьюр ( bstan 'gyur ).

Митра, знаменитый «Повелитель йогов» ( rnal 'byor gyi dbang phyug ), имел много учеников, одним из самых выдающихся из которых был сам Тропу Лоцава. Тропу Лоцава построит знаменитую гигантскую статую Майтрейи в монастыре Тропу (khro phu dgon), место для которой было освящено Митрайогоном, но строительство было завершено лишь много лет спустя. Тропу считается одним из основателей Тропу Кагью, среди более поздних держателей линии преемственности будет знаменитый Бутон Ринчен Друб (bu ston rin chen grub, 1290-1364).

Еще одним известным студентом была женщина по имени Мачик Сангье Рема (ma cig sangs rgyas re ma), которая встретила его в Тропу. Практикующая Чод, она получила от Митрайогина Махамудру, отсекающую поток Самсары ( phyag rgya chen po 'khor ba rgyun gcod ). Согласно « Голубым анналам» , это учение возникло от дакини Оддияны, которые передали его Шри Сарахе, который затем научил ему Митрайогина. Мачик Сангье Рема считался ясновидящей «йогинь, осознавшей пустоту, вещи такими, какие они есть». Впоследствии она передала это учение человеку по имени Ценден Трулжик Ченпо (mtshan ldan 'khrul zhig chen po) в монастыре Джонанг (jo nang dgon). Затем он передал их женщине по имени Дзема Вон («он мдзес ма»). [7] Эта линия продолжала жить в традиции Кагью, о чем свидетельствует Восьмой Кармапа Микьо Дордже (karma pa 08 mi bskyod rdo rje, 1507-1554), придавший ей особое значение в своих мемуарах. [8]

Тексты, связанные с Митрайогой, были предметом комментариев известных тибетских учителей, в том числе Второго Далай-ламы Гендуна Гьяцо (da la'i bla ma 02 dge 'dun rgya mtsho, 1476-1542), Седьмого Далай-ламы Келзанг Гьяцо (да la 'i bla ma 07 skal bzang rgya mtsho, 1708–1757), Бутон Ринчен Друб и Четвертый Панчен-лама Лобзанг Чокьи Гьелцен (четвертая цепь Бзанг Чос Кьи Ргьял Мтшан, 1570–1662) и другие. В своих собственных текстах, проводящих читателей по сакральной географии Тибета, Четвертый Друкчен, Пема Карпо (использовал Чен 04 Падма Дкар По, 1527-1592) и Восьмой Друкчен Кунцик Чокьи Нангва (использовал Чен 08 Кун Бзигс Чос Кий Снанг Ба, 1768 г.) -1822) цитирует «Путеводитель Митры [йогина]» с описанием особой травы, встречающейся в Цари, которая лечит различные болезни, включая проказу, дарует благословения и дарует магические силы. [9] Другой агиографический отчет о жизни Митрайогина, озаглавленный «Океаническое дерево»; Биография Джинамитры ( Rgyal Sras Mi Tra'i Rnam Thar Rgya Mtsho Ljon Shing ) была составлена ​​Ринченом Гьелценом (Рин Чен Ргьял Мтшан), племянником Сакья Пандиты (Сакья Пан Дита, 1182-1251). По разнообразию авторов, писавших о нем и его произведениях, мы видим, что Митрайогин вдохновлял буддийских учителей и практиков всех различных традиций тибетского буддизма.