Ньянг Тингдзин Зангпо
Краткая биография составленная Якобом Лешли
Ньянгбен Тингдзин Зангпо (тиб. མྱང་ཏིང་འཛིན་བཟང་པོ། Вайли: myang ban ting 'dzin bzang po) был членом прославленного клана Ньянг. Он был монахом, отсюда и его титул Ньянгбен (myang ban), или «монах клана Ньянг». Его дедом был Нангзан Дуконг (snang bzang 'dus kong), занимал официальную должность друнгпа (brung pa) в 745 году, но попал в опалу власти и был казнен. Тингдзин Зангпо компенсировал это, помогая обеспечить преемственность сына короля Трисонг Децена (khri srong lde'u btsan, 742-796), Сеналек Джинён (sad na leg mjing yon), также известного как Мутик Ценпо (mu tig btsan po), в 798 году, и служил наставником принца Три Десонгцана (khri lde srong btsan, р.798), также известного как Сеналек (sad na legs).
В некоторых источниках упоминается, что Ньянг посоветовал королю Трисонг Децену пригласить Вималамитру в Тибет из Индии. Ньянг стал одним из ближайших учеников Вималамитры, получив от него учение Ньингтик. Несмотря на связь Тингдзина с индийским учителем, семья Ньянг оказалась на проигравшей стороне во время так называемых дебатов Самье, встав на сторону китайских религиозников, где их более могущественный соперник, семья Ба (sba/'ba'/dba), поддержала индийский буддзм. Тем не менее, Ньянг Тингнгедзин, похоже, не пострадал от очевидного поражения.
Когда Три Десонгцен взошел на трон в 800 году, Ньянг Тингдзин стал придворным министром. Новый король подарил своему наставнику землю в Уру (dbu ru), где он позже построил Чжа Лхакханг (zhwa lha khang) во время правления Ралпачена (ral pa chen), также известного как Три Цукдецен (khri gtsug lde brtsan). Король восхвалял Ньянг Тингдзин в надписи, которую он вырезал на двух каменных колоннах, которые можно увидеть и сегодня. Столпы описывают монаха как смиренного и верного слугу, который из скромности попытался отказаться от дара земли.
Название храма связано с божеством Ньянг Тингдзина, назначенным его хранителем. Ньянг подчинил себе божество Дордже Лекпу (rdo rje leg pa), которое предложило Ньянгу Тингдзину зерно в качестве оплаты за строительство, выливая непрерывный поток града, превратившегося в ячмень, в шляпе Ньянга.
Говорят, что после изгнания Вималамитры в Китай и его долгого отсутствия в Тибете Ньянг практиковал Ньингтик в течение пятидесяти лет, овладев им и передав его Дром Ринчен Бару ('brom rin chen 'bar). Он также передал учения Ку Чангчубу О (khu byang chub 'od), который передал их Кьюнгпо Йик О (khyung po dbyig 'od), который передал их Ронгзому (rong zom). Однако более известно то, что Ньянг Тингдзин скрыл тексты Ньингтик в своем Чжа Лхакханге, поместив некоторые из них в глиняный горшок над перемычкой ворот, а другие - в трехъярусную капитель центральной колонны. Там они были обнаружены Дангмой Лунгьялом (dang ma lhun rgyal) в одиннадцатом веке.
В 814 году Ньянг также участвовал в написании Махавьютпатти, великого императорского словаря-переводчика.
Некоторые источники сообщают, что Тингнгедзин был казнен во время правления короля Лангдармы (glang dar ma), но большинство сходится во мнении, что он умер на пятьдесят пятом году жизни, а его тело растворилось в радужном свете в пещере Драк Лхалу (brag lha klu) на холме Чакпори, прямо напротив Поталы. Он был первым тибетцем, продемонстрировавшим такой уровень достижений.
"Чудесная гирлянда из редких драгоценных камней" Ньошул Кхенпо
Спустя пятьдесят пять лет после того, как Вималамитра отправился в Китай, Ньянг Тингдзин Зангпо стал тем, кто исчерпал все заблуждения. Когда (божество) Дордже Лекпа опустошил Кхам сильным градом, он поднес ему сотню верблюжьих мер ячменя (он получил за это), на основании чего Ньянг построил Храм Жа в Уру. Он сокрыл книги, которые содержали наставления во входной колонне трехъярусной галереи храма, и передал учения устной линии Дро Ринчену Брава. В конце концов, Ньянг Тингзин Зангпо растворился в радужном теле в Пещере Трак Лхалу в Лхасе.