Пять сокровищниц

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску

Период развития Цадры совпал с началом литературной деятельности Джамгона Конгтрула. Он создал одно из самых больших собраний сочинений, как отредактированных, так и составленных, по сравнению с любым тибетским ученым. Его совокупная литературная продукция традиционно известна как "Пять сокровищниц". Четыре из пяти были вдохновлены Джамьянгом Кьенце Вангпо, которому Конгтрул также приписывает создание концептуальной основы "Пяти сокровищниц" того, что Кхьенце, по-видимому, видел во сне. Его подготовка к монтажной работе, по-видимому, началась примерно через десять лет после того, как он прибыл в Пелпунг.

В 1841 году ему было поручено привести в порядок монастырскую библиотеку, во время которой ему приснился Манджушри, который дал ему инструкции по многим методам организации буддийских учений. Примерно в то же время он был назначен ответственным за редактирование печатных блоков для нескольких сборников священных писаний.

Первым из пяти сокровищниц, над которыми начал работать Джамгон Конгтрул, была десятитомная Сокровищница Тантр Кагью (bka' brgyud sngags mdzod), сборник тантрических богослужебных текстов, основанный на материале, первоначально переданном Марпа Чокьи Лодро (mar pa chos kyi blo gros, 1012-1097) своему ученику Нгоктон Чоку Дордже (rngog ston chos sku rdo rje, 1036-1102), ламе, которому он доверял. Миларепа (mi la ras pa, 1040-1123) однажды бежал, когда Марпа отказался давать ему эти учения. Кхьенце Вангпо призвал Конгтрула создать коллекцию в 1853 году, когда он обнаружил, что существующие коллекции недостаточны для надлежащей передачи. Конгтрул начал работу над коллекцией в том же году, после смерти девятого Ситу, и завершил ее на следующий год, летом 1854 года. Два года спустя, летом 1856 года, он дал первую передачу в монастыре Пелпунг Кхьенце Вангпо и около двадцати других лам из Пелпунга и соседних монастырей, таких как монастырь Сакья — Дерге Гончен (sde ge dgon chen) и монастырь Ньингма — Дзогчен (dzogs chen). Всего он повторил передачу семь раз.

Вторая из пяти сокровищниц, составленных Джамгоном Конгтрулом, была его знаменитая Сокровищница Драгоценных Терма (rin chen gter mdzod). Это собрание коренных садхан и других глубоких наставлений, многие из которых он написал сам, относящихся к сокровенным откровениям более чем ста различных открывателей сокровищ (тертонов). Первоначально составленная из шестидесяти томов, она была дополнена в конце 1970-х годов Дилго Кхьенце Таши Пелджор (dil mgo mkhyen brtse bkra shis dpal 'byor, 1910-1991) дополнительными сорока семью томами ритуальных литургий.

Джамгон Конгтрул начал работу над Сокровищницей Драгоценных Терма весной 1855 года, вскоре после завершения работы над Сокровищницей тантр Кагью. Он предложил эту идею Кьенце Вангпо, который посоветовал ему организовать ее в соответствии со стандартной структурой Полных циклов сокровищ, сказав ему:

"Напиши о четырех томах, собирающих малые сокровища; тогда было бы очень хорошо, если бы, используя их в качестве основы, они были написаны в соответствии с текстами полных практик Гуру садханы, Дзогчена и Авалокитешвары Великих открывателей сокровищ."

Конгтрул, по-видимому, колебался относительно того, какие тексты включить в Сокровищницу Драгоценных Терма. В 1857 году, во время посвящения Цадры Ринчен Драка, он обратился за помощью к Чокгьюру Лингпе, спросив мнение молодого открывателя сокровищ. Чогьюр Лингпа посоветовал, что лучше всего задать этот вопрос Падмасамбхаве и что, поскольку он сейчас находится на пути к раскрытию некоторых сокровищ, он сделает это от имени Конгтрула. Джамгон Конгтрул записал в своей автобиографии, что Падмасамбхава дал Чокгьюру Лингпе много стихотворных строк, смысл которых состоял в том, что ему, Конгтрулу, было позволено включать все, что он пожелает. Конгтрул работал над сокровищницей богооткровенного Писания почти тридцать лет, закончив ее только в 1880-х годах. Он сообщает, что передал эту передачу молодому пятнадцатому Кармапе, Кхакьяб Дордже (karma pa 15 mkha' khyab rdo rje, 1870-1921) в 1888 году.

В начале 1862 года Дабзанг Тулку попросил Конгтрула написать трактат о трех обетах (sdom gsum), популярный жанр религиозной истории, описывающий три основных раздела буддийских учений в соответствии с тибетской традицией: Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна. Дабзанг Тулку предложил Конгтрулу написать основной текст, для которого он затем напишет комментарий. Конгтрул не проявил интереса к предложению, заметив, что "У каждого есть Трактат о трех обетах", и вместо этого предложил ему написать трактат, "который касался бы всех классификаций [знания]." Таким образом, вместо сочинения о трех обетах Джамгон Конгтрул составил краткий Трактат о трех тренировках – дисциплине, сосредоточении и различающем знании. Это стало ядром Сокровищницы знаний (shes bya kun khyab) (Третья Сокровищница из пяти) после того, как Кхьенце Вангпо настоял, чтобы Конгтрул сам написал комментарий. Он закончил текст в конце лета 1863 года, а в 1873 году печатные блоки были вырезаны в Дерге при поддержке управляющего по имени Палек (pad legs).

Сокровищница Ключевых Наставлений (gdams ngag mdzod), четвертая из пяти его сокровищниц, которая была написана в последние полтора десятилетия его жизни, первоначально насчитывала десять томов. "Драгоценные наставления" (gdams ngag) - это тибетский жанр устной речи или письма, данный учителем своему ученику либо по общему поведению, либо по конкретной теме, такой как медитация или правильное воззрение. Конгтрул собрал сочинения десятков тибетских авторов, как известных, так и менее известных, а также включил более ранние сборники драгоценных наставлений.

Пятая Сокровищница, Особая тайная сокровищница наставлений (thun mong min gsang mdzod), для которой Джамьянг Кьенце написал пятнадцать вступительных очерков, заключает в себе «Единство умов Трех Корней» и другие учения, восходящие к желтым свиткам (содержащим учения-терма), и клады ума, открытые самим Конгтрулом. Этот труд состоит из семи томов.

Как группа, эти произведения представляют собой одно из лучших литературных произведений тибетского буддизма. Они иллюстрируют жизнь великого тибетского интеллектуала и замечательный расцвет тибетской культуры в Восточном Тибете в девятнадцатом веке. Они служили для сбора, кодификации и сохранения большого количества текстов и традиций, которым грозила опасность быть утерянными. И они сыграли значительную роль в создании идентичности Кагью после жизни Конгтрула.

  • «Сокровищница Мантры школы кагью» (bkа' brgyud sngags mdzod) содержит практики мандалы тринадцати тантрийских божеств, а также древние и новые тантры (некоторые из них передал Марпа-переводчик), сопровождаемые учениями по тантрийской стадии завершения, ритуалы посвящения и различные лунги. Это произведение состоит из шести томов.
  • «Всеобъемлющее знание» (shes bya kun khyab)
  • «Сокровищница ключевых наставлений» (gdams ngag mdzod) содержит посвящения и наставления, связанные с восемью тибетскими линиями пере­дачи практики: ньингма, кадам, сакья, Марпа-Кагью, Шангпа-Кагью, уми­ротворение [страдания] (шичжед: zhi byed), йога нерушимого состояния (rdo rje rnal 'byor), три нерушимых состояния приближения и свершения (rdo rje gsum gi bsnyen sgrub) — и девятый раздел, посвященный разным учениям других линий передач. Это сочинение состоит из двенадцати томов.
  • «Особая тайная сокровищница наставлений» (thun mong min gsang mdzod), для которой Джамьянг Кьенце написал пятнадцать вступительных очерков, заключает в себе «Единство умов Трех Корней» и другие учения, восходящие к желтым свиткам (содержащим учения-терма), и клады ума, открытые самим Конгтрулом. Этот труд состоит из семи томов.

Кроме того, Конгтрул писал о ритуалах, записывал наставления для учеников, сочинял философские труды, рассматривал вопросы индийской и китайской астрологии, медицины, грамматики и др.

Если обозреть огромное литературное наследие Конгтрула, может сло­житься впечатление, что большую часть жизни ему приходилось занимать­ся литературным трудом. На самом же деле почти все свое время он посвя­щал личным затворам и различным практикам и, по его словам, часто писал «в перерывах между занятиями медитацией».