Зангдок Палри
Славная Гора Цвета Меди неизвестна за пределами тибетского буддизма. В махаянских сутрах индийских и китайских канонов нет упоминания о Чистой Земле Падмасамбхавы. Она известна как Зангдок Палри, когда её называют Славной Горой Цвета Меди (перевод слова обители Падмасамбхавы происходит от слов zangs mdog, «цвет меди» и dpal ri, «славная гора»), как Нгаяб Линг или Нгаяб Палри, когда рассматривается его субконтинентальное расположение, и как Пема О в отношении Дворца Светоносного Лотоса, расположенного на вершине Славной Медноцветной Горы. Обычно его описывают как царство, расположенное в юго-западной части южного континента Дзамбулинг, на субконтиненте Нгаяб Линг (санскр. Чамара или Чамарадвипа), населенное ракшасами. Описание её местоположения породило множество географических идентичностей — например, где-то в Индии, в Гималаях, в окрестностях Оддияны, на кишащем демонами острове Ланка и даже в Тибете.
Что касается юго-западного местоположения Зангдока Палри. Кейт Доуман справедливо отмечает, что такого острова в Аравийском море нет. Таким образом, если это земное положение не следует понимать буквально, то его можно понимать аллегорически как находящееся к юго-западу от «пятеричной будда-мандалы», на «острие между гордыней и вожделением» и к «юго-западу от колеса жизни», где находится «переход между страхом и жадностью». Доуман заключает, что нет никаких сомнений в том, что «демоны-дикари были бы как дома в любом месте», конкурирующих географических регионов, которые творчески обязаны индийским легендам, повествованиям Абхидхармы буддийской космологии и тантрическим концепциям священной топографии.
Описания Славной Горы Цвета Меди не похожи ни на какие другие чистые земли, такие как Сукхавати, которые сформированы ориентированными на мужчин монашескими идеалами, которые доминировали в литературных изображениях чистых земель в индийской литературе Махаяны. Зангдок Палри – это уникальная Чистая Земля Ваджраяны. В отличие от типичных полей будд, его топография не плоская, и это не совсем благоприятное или мирное царство. Скорее, это гористый регион, расположенный на враждебной местности, кишащий злобными существами, ракшасами, которые готовы вырваться из Ланкапури в своем стремлении пожирать людей.
Прибытие Падмасамбхавы в это таинственное царство знаменует подчинение демонических сил и их обращение в буддизм, что можно интерпретировать как метафору укрощения недисциплинированного ума, подверженного агрессии и заблуждениям. Пограничная география Зангдока Палри раскрывает мир анархии и беспредела на окраине цивилизации — враждебную среду, в которой на человечество давят всевозможные инфернальные силы. Надежда лежит в центре Славной Медноцветной Горы в проявлении Дворца Лотосового Света, где может осуществиться перспектива просветления. Это воплощение безграничного сострадания и радости, которая приходит с осознанием высочайшего освобождения, достижимого в жизни.
Заманчиво предположить символическое толкование слова «медь» в названии этой горы (Медноцветная гора, Зандок Палри), хотя название, вероятно, было навеяно индийской буддийской историей о торговце Симхале и его команде, потерпевших кораблекрушение на Медном острове (санскр. Тарадвипа). В традиционной тибетской медицине медь, один из восьми связующих металлов, при соприкосновении с ртутью превращается в чистое золото. Это также металл, который умиротворяет нагов, что не так уж и удивительно, учитывая, что Зангдок Палри окружен озером Мул, населенным принцами нагов. Медь — один из классических «шести металлов», упомянутых в индийской ведической традиции, каждый из которых обладает своими свойствами, частотой и силой вызывать определенное качество и передавать определенную энергию. Например, красные ритуальные кинжалы обычно изготавливаются из меди, когда они используются с целью намагничивания или подавления негативных сил. В «Расакамадхену» («Исполняющая желания Корова Меркурия», ок. XVI века) происхождение шести металлов восходит к семенным выбросам богов, причем медь возникает из семени бога Солнца Сурьи. Эта ссылка согласуется с неоспоримыми гелиоцентрическими атрибутами, связанными с Падмасамбхавой, который является эманацией Будды Амитабхи, солнечного божества неизмеримого света.
«The copper-colored mountain: Jigme Lingpa on rebirth in Padmasambhava’s pure land» / Georgios T. Halkias and Christina Partsalaki