Самадхи таковости
Самадхи таковости (Wyl. de bzhin nyid kyi ting nge 'dzin)
Объяснение Гьятрула Ринпоче
Первое самадхи — это погружение в природу как она есть. Это объясняется применительно к очищаемому объекту, средствам очищения и его результату: объект очищения — сознание в момент смерти; средство очищения — оставаться в осознании естественного ума; и результатом является переживание природы ума, свободного от двойственности.
Если вы не знакомы с этапами растворения, которые происходят в момент смерти, вы можете обратиться к учениям о бардо момента смерти. Изучая учение о бардо, человек узнает, как элементы физического тела растворяются друг в друге. Элемент земли растворяется в воде, вода растворяется в огне, огонь растворяется в воздухе, а воздух растворяется в пространстве или сознании. Существуют различные соответствующие внешние признаки, которые происходят с умирающим человеком. Даже не изучая эти вопросы, вы можете ясно видеть, как ваше тело, которое подобно элементу земли, распадается на составляющие его элементы.
Смерть наступает для всех живых существ после того, как происходят белые, красные и черные вспышки света и сознание переживает ясный, пустой свет конечной истины. Отдых в первом погружении очищает тот момент, когда живое существо не может распознать ясный свет и таким образом отворачивается от освобождения.
Самадхи таковости также может быть объяснено рассмотрением природы фактической практики или средств очищения. Настоящая практика состоит в том, чтобы осознавать естественный ум, который не является сотворенной или искусственно созданной дхармой. Покоясь в невозмутимости этого прямого, свежего естественного состояния обычного ума, кажется, что все дхармы никуда не ведут. Чувственные проявления — форма, звук, запах, вкус и осязание — все никуда не ведут. Они не только никуда не идут, но и не остаются в настоящем моменте ни на каком месте. В естественном состоянии ума вообще нет понятий, нет достоверных утверждений о фактах. Восприятие этого естественного состояния ума означает отдых в медитативном погружении в природу как она есть.
Нерожденное, беспрепятственное состояние совершенного различающего осознавания — естественный ум — невозможно придумать. Если бы вас попросили назвать сущностную характеристику этого состояния, вы бы не сказали, что оно существует как переживание. С самого начала это никогда не было чем-то, что можно испытать. Это не то, что было создано. Было бы невозможно сослаться на «ваджру», если бы ваджры никогда не существовало. Но как только известно, что ваджра существует, можно обращаться к ней как к объекту, даже если ее больше нет. Если вы спросите: «Каковы характеристики совершенного состояния медитации на высшую реальность, на истинную природу ума?», — на этот вопрос нельзя будет ответить. Поскольку никаких характеристик никогда не было, описать их невозможно. Это состояние ума нельзя пережить или воспринять, поскольку оно не существует и никогда не существовало.
Хотя оно не имеет существования и не может быть пережито, нельзя также сказать, что оно не существует. Вы не можете сказать «это есть», потому что Будда никогда этого не видел. Вы также не можете сказать «этого нет», потому что это сама основа сансары и нирваны. Эта истина не основана на этерналистских или нигилистических взглядах. Эта истина пуста и бессодержательна. То, что следует знать о нем, не может быть рационально объяснено. То, что взгляд не может быть описан словами, доказывает, что он не имеет определенных характеристик. Истинная природа нашего существа, нашего ума, не заключена в составных или телесных материях. Поэтому не на чем зафиксировать эмоции.
Природа ума символически выражается отсылкой на трое врат освобождения. Первые врата состоят в том, что природа ума не имеет существования (пустотна), вторые состоят в том, что природа необусловлена, а третья дверь заключается в том, что природа беспрепятственна (всепроникающая), что означает отсутствие фиксации на каких-либо эмоциях.
Каков результат медитативного погружения в природу как она есть? Это обретение внутреннего осознания состояния абсолютного недеяния, самой абсолютной истины. В этом смысл Будды Дхармакаи, высшая истина которого заключается в просветленном осознании.
Это обсуждение не имеет никакого внешнего значения. Это просто обсуждение природы чистого осознания (тиб. rig pa), нашего собственного изначального присутствия. Объект очищения и результат очищения один и тот же: основное состояние ума и результат оба являются природой будды. Медитация таким образом очищает тот момент в процессе смерти, когда осознавание нечисто, связанными с ним привычными тенденциями и склонностями цепляться за материальное существование. Это то, что очищается изначально. В конце концов, однако, ум актуализирует природу ясного света и освобождается. Применение практики в качестве лекарства приводит к нирване, опыту ума за пределами страданий, высшей истине являющей просветленное сознание и осуществление совершенного состояния полного пробуждения.
«The Generation Stage in Buddhist Tantra» / Gyatrul Rinpoche
Объяснение Джамгона Конгтрула
В коренном тексте «Ламрим Еше Ньингпо» говорится:
Что касается великой пустоты пространства таковости, чистого как небо, %
Пребывайте беспристрастно в этом пространстве нераздельности двух истин.%
Что касается самадхи таковости - великой пустоты, объект, который нуждается в очищении, это миг краткого пребывания в состоянии неомраченной и свободной от понятий пустой способности познавать, который наступает во время умирания, в конце стадий внешнего и внутреннего растворения. Для всех существ, неспособных осознать, что состояние смерти — это ясный свет дхармакаи, такое пребывание переходит в обратный процесс.
Что касается средств очищения, то, поскольку все явления, составляющие сансару и нирвану, есть не что иное, как ум, и поскольку этот ум опять-таки невозможно определить как нечто конкретное, исходное состояние всех вещей есть таковость, изначально свободная от всевозможных искусственных ограничений и чистая как небо. Поэтому пребывайте беспристрастно, без умопостроений в этом пространстве естественного ясного света, в высшей дхармакае нераздельности двух истин. O нераздельности говорят потому, что здесь нет представления об абсолютной и относительной истине, вследствие которого существует разделение на благое и неблагое.
Каким образом это становится путем? Ясный свет смерти и дхармакаи плода сходны в том, что и то и другое - свободная от понятий пустота. Следовательно, упражняясь [в самадхи таковости], преисполнитесь гордости оттого, что соединяете основу и плод, осознавая: чистота состояния смерти это дхармакая. [Если говорить o] - более низком уровне, эта практика очищает сансарное загрязнение состояния смерти, а также воззрение этернализма и миры без форм. [Если говорить о] высоком уровне, она доводит до совершенства плод, взращивая семя обретения дхармакаи безыскусной пробужденности. [Если говорить о] среднем уровне, она способствует созреванию стадии завершения высших путей, поскольку закладывает основу для проявления истинного ясного света в вашем потоке бытия.
«Свет мудрости» / Джамгон Конгтрул Лодро Тхае
Объяснение Шечена Гьялцаба
Из трех самадхи первое — это «самадхи таковости», очищающее процесс смерти. Когда воплощенные существа умирают, их внутренние элементы земли, воды, огня и ветра последовательно растворяются в сознании. При этом последовательно растворяются и внешние видимые формы, звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения, прекращается дыхание. Эссенции в левом и правом каналах затем сливаются в верхней и нижней конечных точках центрального канала. В этот момент тактильные ощущения растворяется в ментальных объектах, а сознание сливается со светом. Две сущности, обитающие в A и HAṂ, растворяются в сердечной сфере, которая является узлом пяти сущностей, и в этот момент прекращается всякое грубое и тонкое мышление. В процессе постепенного увеличения, на стадиях появления, увеличения и достижения растворяются более грубые мысли, а на стадии полного достижения растворяются более тонкие. Если вы не смогли распознать пустотное сияние во всем этом, то сейчас на краткий миг оно проявится - прозрачное, пустое, свободное от мыслей, незамутненное, как пространство, и свободное от трех противоречивых, загрязняющих условий. Это и есть реальное сияние смерти, которое является основой очищения. Если вы осознаете ее, вы освободитесь, не проходя через промежуточное состояние. Подобие этого сияния также присутствует, например, во время нашего ночного сна. По этой причине существует наставление о том, как распознать сияние в это время и затем отдыхать в этом состоянии без сновидений. Таким образом, объектом очищения здесь является чрезвычайно тонкая привычная тенденция к регрессу, когда мы не можем распознать такую сущность.
Результатом очищения является дхармакая, пробужденность, полностью свободная от концептуальных построений. Процесс очищения — это медитация на все явления как на пустые и лишенные собственной сущности. Более того, помимо того, что все явления сансары и нирваны являются просто самопроявлением ума и мудрости, они не обладают и атомом истинного существования. Мудрость, кроме того, является истинной природой ума и не может быть найдена где-либо еще. Таким образом, внутренняя природа нашего ума прямо сейчас — это безграничная мудрость, пустая и ясная, равенство, которое по своей природе свободно от каких-либо следов концептуальных разработок.
Если мы соотнесем это с тремя вратами освобождения, то врата пустотности относятся к тому факту, что природа ума не является чем-то созданной, но естественно независима и её сущность пуста. Врата отсутствия признаков (необусловленности) относятся к причине и означают, что природа этой пустоты находится за пределами способности концептуального ума охарактеризовать ее как существующую таким-то и таким-то образом. Врата отсутствия желаний относятся к плоду и означают, что в пределах равенства этой присущей природе нет ни плода, которого можно было бы достичь, ни процесса, с помощью которого его можно было бы достичь, и, таким образом, вообще нечего желать. Таким образом, неконцептуально помещая свой ум во внутреннюю природу, которая находится за пределами концепций, нечего добавлять или удалять, принимать или отвергать. Это самадхи таковости, которая изначально чиста, как центр ваджрного пространства.
Чтобы использовать этот вид медитации для продвижения по пути, в течение основной практики равностно пребывайте в пустоте, без разработок и концепций. Это соответствует сиянию умирания, а также телу дхармы при достижении плода. Сразу же после этого подумайте: «Это дхармакая, очищенная от умирания», и с такой убежденностью в очищении и совершенстве будьте уверены в связи между основой и плодом. На нисходящем уровне такая практика очищает и стирает пятна циклического существования, состояния смерти, воззрение о постоянстве, фиксацию на внешнем и бесформенные царства. На восходящем уровне она взращивает семя сияния, которое проявляет дхармакаю, тем самым устанавливая связь для совершенствования плода. Кроме того, это взращивает вас, создавая основу для того, чтобы в вашем потоке сознания зажглась настоящая светимость, связанная с высшим путем стадии завершения.
«A Brief, Clear, and Comprehensible Overview of the Development Stage» / Shechen Gyaltsap Pema Namgyal
Объяснение Оргьена Тобгьяла Ринпоче
Если учитель познакомил вас с ригпа и вы осознали природу своего ума, то самадхи таковости - это просто пребывание в этом осознании. Вам не нужно делать ничего, кроме как покоить свой ум в этом самадхи - просто оставьте ум неизменным.
Если вы не распознали природу ума, используя терминологию Дзогчена, которую в других подходах описывают как "видение пустоты", то медитировать по-настоящему невозможно - ваша практика будет ограниченной. Так что же вам следует делать? Произнося слова, актуализирующие самадхи таковости, посмотрите в пространство и подумайте, что ваше тело сливается с пространством. Посмотрите на мысль, которая присутствует в вашем уме, и позвольте уму отдохнуть, глядя на себя. В это мгновение ум ничего не видит. Он также не думает: "Я ничего не вижу".
Если вы не можете практиковать даже так, просто подумайте: "Все явления — пустота". Это все, что вы можете сделать. Но, конечно, просто думать или говорить себе: «Это пустота» — это не то же самое, что определить, что «пустота» — это истина. Первые два метода требуют, чтобы вы признавали представление о пустоте, которое затем привносите в свой собственный опыт. Но в этом третьем методе вы просто принимаете мысль: «Все вещи — пустота», вы не привносите в свою практику саму пустоту.
«Sublime Lady of Immortality» / Orgyen Tobgyal Rinpoche