Причинное самадхи

Материал из Энциклопедия Дхармы
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Причинное самадхи (тиб. རྒྱུའི་ཏིང་ངེ་འཛིན Вайли: rgyu'i ting nge 'dzin)

Другие названия

  • Самадхи семенного слога
  • Самадхи причины

Объяснение Гьятрула Ринпоче

Третье медитативное погружение – это причинное самадхи. Это также объясняется со ссылкой на объект очищения, средства очищения и результат. Объектом очищения является момент в Бардо Становления, когда ментальное тело, уже установившее определенное направление благодаря предыдущим кармическим силам, вот-вот переродится в сфере циклического существования. Мы стремимся очистить момент, когда разум и жизненный ветер вот-вот войдут в циклическое существование.

В общем, есть пять путей, которым нужно следовать, чтобы достичь просветления: путь накопления заслуг, путь подготовки (соединения), путь видения, путь медитации и путь отсутствия обучения. Время, когда ментальное тело блуждает в бардо, сравнивается с путем накопления заслуг; момент, когда разум и жизненный ветер вот-вот должны войти в будущее тело, уподобляется пути подготовки; время зачатия уподобляется пути видения; плод, полностью сформировавшийся внутри утробы матери и готовый родиться, уподобляется пути медитации; и рождение сравнивается с путем отсутствия обучения.

Практика, очищающая объект, — это практика союза пустоты и великого сострадания. Состояние безобъектного чистого осознания символизирует семенной слог божества. Когда вы увидите семенной слог божества, осознайте его нематериальность и бестелесность; тогда он становится поддержкой бодхичитты, высшего сострадания.

Семенные слоги подобны корню жизни; они — жизненная сила абсолютного сострадания. Они чрезвычайно ясны и светоносны и никогда не меняются. Все, что возникает из них - основа для медитации. ХРИ — слог Авалокитешвары; ХУНГ — слог Ваджракилаи; БАМ – это, в некоторых случаях, слог других божеств и дакини; а ТАМ — слог Тары. У разумных существ в шести мирах также есть семенные слоги: НРИ — это слог для людей. Все мандалы возникают из семенного слога БХРУМ.

Природа истинного, высшего сострадания – пустота. Не нужно брать сострадание и смешивать его с пустотой, используя какую-то формулу. Они неделимы; их никогда не было двое. Истинное сострадание пусто от субъекта и объекта. Результатом практики является достижение Нирманакаи, проявления просветленного осознания. Тем самым человек обретает способность проявляться в любой форме, необходимой для помощи живым существам.

Все различные тантрические божества являются проявлениями просветленного осознания, которые возникают, чтобы принести пользу живым существам. Союз божеств – яб юм – не символизирует желание; они проявляют просветленное осознание, чтобы излечить желание. Точно так же гневные божества не являются выражением гнева или злости, а вместо этого являются интенсивным выражением высшего сострадания, которое проявляется в грубой, иллюзорной форме, чтобы укротить разумные существа, которые невозможно приручить иначе.

Союз божеств представляет собой состояние осознания без опоры на объект, абсолютного сострадания. Природа этого сострадания – пустота. Женский принцип просветленного осознания — это пустота, а мужской принцип — сострадание или метод. Эти двое вместе, выраженные союзом божеств, символизируют это недвойственное состояние.

Медитация на семенном слоге очищает первопричину: момент, когда сознание и жизненный воздух смешиваются, и человек перерождается в следующую сферу осознания. Практика очищает тот момент, когда человек перерождается в мир циклического существования. Эта практика медитации также связана с обетом, который будды дали проявляться в различных формах, чтобы помогать живым существам. Семенной слог является причиной рождения всех божеств в мандале, а также причиной развития мандалы в целом.

Эта практика очищает привычную склонность к перерождению и помогает непосредственно понять недвойственную природу видимости и пустоты. В конце концов, в результате возникает настоящее проявление — Нирманакая. Эта практика сеет семена для достижения Нирманакаи и полного освобождения. Оно вызывает состояние блаженства, возникающее в результате союза сознания и жизненного ветра. Создавая себя как божество, вы сеете семя, которое вырастает в осознание блаженства, блаженства, которое рождается из союза жизненного воздуха и ума. Это тот же самый опыт, который происходит во время практики дзогрим, стадии завершения. Пока ум и жизненный ветер остаются в нечистом состоянии, человек продолжает блуждать в циклическом существовании. Но работа с чистым ветром мудрости и сознанием очищает ум, так что человек возникает как иллюзорная форма божества.

«The Generation Stage in Buddhist Tantra» / Gyatrul Rinpoche

Объяснение Джамгона Конгтрула

В коренном тексте Ламрим Еше Ньингпо говорится:

Одиночная мудра как тонкий слог – %
Это семя-причина, которое производит всё.%
С пристальным вниманием храните в уме эту неизменную сущность мудрости, проявляющуюся в пространстве, %
И доведите до совершенства ее отчетливое присутствие.%

В самадхи причины очищению подлежит ум-прана бардо становления, который вследствие тяги к тому или иному месту перерождения вот-вот вступит в следующую жизнь.

Что касается средств очищения, представляйте и сотворяйте всю мандалу в виде одиночного образа божества и тонкого слога-семени, осваивайтесь со всем этим, осознавая его природу блаженства, ясности и пустоты. Благодаря такой практике создается причина, позволяющая видеть во всей мандале природу чудесным образом проявляющейся пустоты, светоносной и исполненной блаженства. Этот семенной [слог] причины есть естественная энергия единства пустоты и сострадания - сущности мудрости, которая не превращается ни во что иное, но всегда остается естественным ригпа. Представляйте слог ХУМ или ХРИ, или им подобные, мгновенно возникающими в пространстве, где нет ни воспринимающего, ни воспринимаемого. Направляя на него пристальное внимание, ни на что не отвлекайтесь и достигайте совершенства его отчётливого присутствия.

Иными словами, упражняйтесь в совершенствовании восьми качеств: четырех мерил ясности, то есть отчетливости, живости, чуткости и яркости, и четырех мерил устойчивости, то есть недвижности, неизменности, абсолютной непоколебимости, но при этом совершенной гибкости.

Каким образом это становится путем? Это [самадхи] представляет собой причину развертывания всей мандалы, точно так же, как ум-прана, готовый вступить в место сансарного рождения, представляет собой причину будущего существования. Подобно этому и нирманакаи состояния будды являют себя как разнообразные волшебные образы рупакай на благо тех, кто нуждается в их влиянии. Поскольку в этом отношении эти три аспекта похожи, преисполнитесь гордости, осознавая: исходная чистота состояния перерождения - нирманакая.

Такая практика очищает состояние вступления в место рождения, а также миры желания. Взращивая семя состояния освобождения, она доводит до совершенства плод, дабы осуществить нирманакаи, проявляющиеся, чтобы влиять на существ любыми необходимыми способами. Кроме того, она способствует созреванию стадии завершения, поскольку закладывает основу для способности проявляться в виде божества мудрости, возникающего из блаженства и ума-праны. В «Ступенях пути» эти стадии описаны так:

То, что пусто, всегда лишено признаков
И свободно от представления о «я».
Следовательно, таковость, наступающая по узрении этого,
Составляет основу для возникновения сострадания.
Хотя порядок может меняться, это неизменно так!

«Свет мудрости» / Джамгон Конгтрул Лодро Тхае

Объяснение Шечена Гьялцаба

Когда существа в промежуточном состоянии приближаются к своему будущему месту зачатия, у них развивается тяга к нему, будь то место чудесного рождения, запах и вкус в случае рождения от жары и влаги или совокупление их родителей при рождении в яйце или в утробе матери. Объектом очищения посредством причинного самадхи является эта энергия ума в промежуточном состоянии, именно в тот момент, когда она соединится со своим неизбежным местом рождения из-за такого желания. Говорят, что результатом очищения является рождение в физическом проявлении грубых тел эманации совершенного наслаждения, направляющая существ в соответствии с их потребностями. Процесс очищения заключается в медитации на собственное осознание, союза пустоты и сострадания, как на особый семенной слог. Этот слог, такой как А, ХУМ или ХРИ, имеет природу блаженства, ясности и пустоты и по цвету идентичен изначальному божеству.

Постепенно тренируйтесь в двух предыдущих самадхи, пока не познакомитесь с ними. Затем приступайте к причинному самадхи, причине достижения реализации тела эманации (Нирманакаи), с которым оно находится в гармонии. Как единство первых двух, это внутреннее, неизменное великое блаженство, сущность, которая пронизывает и распространяется на все существующее, а также мир, как в живой, так и в неживой вселенной. Его природа нерушима, как ваджра, и он является опорой пробуждающегося ума. Это тонкая, великая пробудившаяся жизненная сила, проявляющаяся чрезвычайно тонко, но ярко. Абсолютно неизменна, она обладает чертами ясности и стабильности и может проявляться как угодно. Этот семенной слог, проявляющийся как основа неразрушимой великой сущности, является тем, что излучает всю мандалу. Медитируйте на него как на природу блаженства, ясности и пустоты. Это создаст причины для проявления любой мандалы как магического проявления блаженства и ясности из природы пустоты.

Подобно тому, как причинное самадхи дает семя для раскрытия всей мандалы, энергия ума в промежуточном состоянии в момент входа в место рождения дает семя для будущего существования. Точно так же Нирманакая демонстрирует множество проявлений, направляющих существ. В этом смысле эти три являются соответствием, поэтому, чтобы привести причинное самадхи на путь, будьте уверены в знании того, что рождение в своей чистой форме является Нирманакаей.

Причинное самадхи очищает и утончает жаждущее сознание в момент входа в место рождения. Это также очищает сферу желаний и представление о том, что видимость и пустота различаются. Кроме того, он устанавливает связь для проявления из тела блаженства (Самбхогакаи) Нирманакаи, чтобы направлять существа в соответствии с их потребностями. Наконец, оно также созревает, создавая в контексте стадии завершения основу для появления в форме божества из блаженства и энергии ума.

«A Brief, Clear, and Comprehensible Overview of the Development Stage» / Shechen Gyaltsap Pema Namgyal

Объяснение Оргьена Тобгьяла Ринпоче

На основе двух предыдущих самадхи, соединения двух элементов пустоты и сострадания, возникает третье, или причинное самадхи. Когда вы практикуете Арья Тару, причинное самадхи принимает форму семенного слога ТАМ. Итак, вы медитируете на белый слог ТАМ. Что касается формы букв, которые вы визуализируете, хотя некоторые ламы говорят, что они должны принимать форму индийского письма, известного как Ланца, Джамьянг Кьенце Вангпо считает, что в этом нет необходимости. Он сказал, что люди могут визуализировать слоги своего собственного письма, поскольку в учениях Ваджраяны говорится, что слоги, которые развиваются в чакрах, когда формируются совокупности, элементы и источники чувств тела, появляются в родном письме вашей страны. Таким образом, тибетцы могут визуализировать мантры на тибетском языке, китайцы могут визуализировать китайские иероглифы, индийцы могут визуализировать индийское письмо и так далее.

«Sublime Lady of Immortality» / Orgyen Tobgyal Rinpoche

Объяснение Еше Цогьял в комментарии на коренную тантру Ваджракилаи