Нгари Панчен Пема Вангьял
Нгари Панчен Пема Вангьял (mnga' ris paN chen pad+ma dbang rgyal) родился в 1487 году, в год огненной овцы, в Мустанге, современный Непал. Его отец, опытный ученый и практик по имени Джамьянг Ринчен Гьелцен ('jam dbyangs rin chen rgyal mtshan, 1445–1558), утверждал, что ведет свое происхождение от Марпы Чокьи Лодро (mar pa lo tsA ba chos kyi blo gros, 1012–1097). Именно его отец дал ему имя Пема Вангьял. Его мать звали Дромпа Гьен (khrom pa rgyan, d.u.). Один из восьми сыновей, его старший брат, Легден Дордже (legs ldan rdo rje, 1452-1565), был признан воплощением Ригдзина Годемчена (rdo rje brag rig 'dzin 01 rig 'dzin rgod kyi ldem 'phru can, 1337-1409) открыватель цикла Джангтер (byang gter), или Северные Сокровища.
Пема Вангьял получил обеты мирянина и бодхисаттвы от своего отца в возрасте восьми лет, после чего начал формальное обучение. Его отец передал ему передачи всех классов тантры ньингма, в частности, Сутру собрания всех намерений (dgongs pa 'dus pa'i mdo), Гухьягарбха-тантру и Дзогчен «Раздел ума» (sems sde). Он изучал Винаю, сутры и циклы учений кадам пы с учителем по имени Нортен Зангпо (nor bstan bzang po), и, как говорят, к двадцати годам он овладел более чем сотней текстовых традиций, в первую очередь Мадхьямакой, логикой и Праджняпарамитой, что принесло ему титул «Панчен», тибетский перевод индийского Махапандита, великого ученого.
Он начал ретрит по Красной Ямантаке в возрасте двадцати одного года, который он получил от нескольких учителей, включая Джамьянга Чокьонга ('jam dbyangs chos skyong, du) и Домтсона Цултрима Пела (sdom brtson tshul khrims dpal, du). Когда ему было двадцать два года, он получил от своего отца передачу устного слова (bka'ma) и сокровищ (gter ma) традиций школы ньингма. В возрасте двадцати трех лет он дважды получил учение Ламдре от учителя Сакья по имени Лово Лоцава Шераб Ринчен (glo bo lo tsa bA shes rab rin chen).
Он принял полное посвящение в возрасте двадцати пяти лет от другого мастера Сакья, Сонама Лхундруба (bsod nams lhun grub, 1441/1456-1525/1532) в монастыре под названием Самдруб Линг (bsam 'grub gling). Его соблюдение монашеских заповедей было таким, что его помнят как одного из главных сторонников монашеских обетов своего времени. Он продолжал изучать грамматику, логику и тантры новых переводческих традиций с Намгьялом Пелзангом (rnam rgyal dpal bzang, du) из Гуге (gu ge) и Джамьянгом Лодро Пелгоном ('jam dbyangs blo gros dpal mgon, du).
После этого он отправился в обширное паломничество по святым местам вокруг Тибета в сопровождении своего брата Лекдена Дордже. Они получили многочисленные передачи традиции Джангтер от Шакья Зангпо (shAkya bzang po, du), посмертно известного как Первый Йолмо Тулку (yol mo sprul sku 01), а затем продолжили путь в долину Катманду, где они учились у многих тибетских и неварских учителей. Он снова отправился в ритрит, во время которого, как говорят, он испытал много видений Падмасамбхавы и смог вспомнить свою предыдущую жизнь в качестве тибетского императора Трисонг Децена (khri srong lde'u btsan, 755-797).
Согласно биографическим источникам, в возрасте тридцати восьми лет Пема Вангьял начал широко преподавать. Получив благословение отца и разрешение властей своего родного города, он вместе с братом снова отправился в центральный Тибет, чтобы восстановить вероучительные традиции, которые, согласно его агиографии, там пришли в упадок. Путешествуя через Зангзанг Лхадрак (zang zang lha brag), место рождения Ригдзина Годемчена, создателя цикла Джангтера, они посетили Джоканг в Лхасе, а затем продолжили свой путь в Шунг Треужинг (gzhung spre'u zhing), где он получил циклы Нгок мандалы (rngog dkyil) и Красный Ямари из Нгоктон Сонам Тендзина (rngog bsod nams bstan 'dzin, du ) и Шалу Лочен Чокьонг Зангпо (zhA lu lo chen chos skyong bzang po) монастыря Дратанг (grA thang dgon).
Затем Нгари Панчен и Лекден Дордже отправились в монастырь Самье, где они провели семь дней в кочевой палатке, выполняя ритуалы, в том числе обширную церемонию благословения земли. Во время своего пребывания они основали небольшую общину тантрических практиков под названием Эвам Чокгар (e waM lcog sgar). Позже это сообщество было расширено реинкарнацией Пемы Вангьела, Джангдаком Таши Тобгьялом (byang bdag bkra shis stobs rgyal, c.1550-1603), а затем перемещено и восстановлено как монастырь на северном берегу реки Цангпо Ригдзином Нгаги Вангпо (rig 'dzin ngag gi dbang po, 1580-1639), который был сыном Джангдака Таши Тобгьела и воплощением Лекдена Дордже. Монастырь был назван Тубтен Дордже Драк Эвам Чокгар (thub bstan rdo rje brag e waM chog sgar) или просто Дордже Драк, получив известность как один из шести «материнских монастырей» традиции ньингма в Тибете.
Пема Вангьял практиковал медитацию в пещерах Драк Янгдзонг (brag yang rdzong) и Чимпу (mchims phu), затем отправился в Лходрак (lho brag) по приглашению потомка открывателя сокровищ Гуру Чованга (gu ru chos dbang, 1212–1270). Одной из основных практик Пема Вангьела в это время было Собрание всех сугат (bde gshegs 'dus pa), в которое входили восемь главных гневных божеств школы ньингма. Сообщается, что он получил это посвящение в общей сложности двадцать пять раз, в последний раз от Намкая Нелджора (nam mkha'i rnal 'byor, du) в Лходраке, держателе линии предков короля Трисонг Децена, который придерживался нерушимой традиции этой практики. После этого Пема Вангьял отправился в уединенное затворничество.
Он начал открывать собственные сокровища в возрасте сорока шести лет. Говорят, что он обнаружил свой самый известный цикл сокровищ, «Сжатая сущность Видьядхар» (rig 'dzin yongs 'dus), заключенную в задней части изображения Вайрочаны с четырьмя телами, обращенными в четырех направлениях (rnam snang mi bzhi) в Верхний зал монастыря Самье. Затем он пригласил семнадцатого настоятеля монастыря Дрикунг, Ринчена Пунцока Чоки Гьялпо (rin chen phun tshogs chos kyi rgyal po, 1509-1557), с которым его познакомил его брат Лекден Дордже, принять участие в обширной церемонии повторного освящения в Самье.
Нгари Панчен Пема Вангьял скончался в Мустанге в возрасте пятидесяти шести лет. Легенда гласит, что после его смерти многие из присутствовавших на похоронах видели, как в небо поднялся шар света.
Плодовитый автор, одна из его самых известных работ «Разъяснеие трех обетов» (sdom gsum rnam par nges pa), трактат об обетах пратимокши, бодхисаттвы и тантры с точки зрения ньингма, до сих пор используется во многих учебных программах ньингма и был переведен на английский язык. Его последующее воплощение, Джангдак Таши Тобгьял (byang bdag bkra shis stobs rgyal, 1550-1603), также занимался распространением традиции Джангтер по всему Тибету.