Амдо Геше Джампел Ролпей Лодро
Амдо Геше Джампел Ролпей Лодро (ཨ་མདོ་དགེ་བཤེས་འཇམ་དཔལ་རོལ་པའི་བློ་གྲོས།)
Джампел Ролпей Лодро ('jam dpal rol ba'i blo gros) родился в Ньинлунге в области Цонгка в Амдо в 1888 году, в год земляной мыши. Его отец, потомок Нубчена Сангье Еше (gnubs chen sangs rgyas ye shes), жившего в девятом веке, был практиком тантры по имени Кхьямру Кучен ('khyam ru sku chen), а его матерью была Треу Накза (spre'u nag gza'). ). Когда Джампел Ролпей Лодро был на пятом году жизни, его отец, местный староста, держал его на коленях и говорил: «Когда мой сын вырастет, по указу императора Китая, он станет владыкой Ньинлунга, несущим ответственность за всех его подданных». Услышав это, юноша был охвачен отречением и поклялся посвятить остаток своей жизни Дхарме.
Его мать умерла, когда ему было всего два года, а отец умер, когда ему было шесть. В возрасте семи лет он сопровождал свою бабушку в Лхасу и возносил молитвы устремления перед знаменитой статуей Джово, решив никогда не злоупотреблять подношениями и не применять какие-либо неэтичные методы. Находясь в Лхасе, он получил несколько передач от Тринадцатого Далай-ламы Тубтена Гьяцо (tA la'i bla ma 13 thub bstan rgya mtsho, 1876–1933), включая гуру-йогу Цонкапы, известную как «Сто божеств Тушита » (dga’ ldan lha brgya ma).
В возрасте восьми лет он получил обеты послушника (dge tshul) от отшельника Сонама Гьяцо (ri khrod pa bsod nams rgya mtsho, du) и получил имя Лобзанг Кецун Тендзин Гьяцо (blo bzang mkhas btsun bstan 'dzin rgya mtsho). Три года спустя, обескураженный семейными разногласиями по поводу своего будущего, он решил поступить в великий монастырь Кумбум Джампа Линг (sku 'bum byams pa gling). Сделав это, он изучил наиболее важные тексты традиции с такими учителями, как Харчен Еше Гьяцо (har chen ye shes rgya mtsho, du), и произвел такое впечатление, что его уподобили Гунгтангу Тенпею Дронме (gung thang bstan pa’i sgron me, 1762-1823).
Джампел Ролпей Лодро изучал комментарий Спхутартхи к Абхисамаяламкаре с Паривой Лобзангом Рабселем (dpa' ri ba blo bzang rab gsal, 1840–1910) и Ламрим согласно традиции Атиши с Четвертым Амдо Жамарпой, Гендуном Тендзином Гьяцо (a mdo zhwa dmar 04 dge 'dun bstan 'dzin rgya mtsho, 1852-1912), и учителем Тринадцатого Далай-ламы и знаменитым бунтарём Амдо Гендун Чопелем (a mdo dge 'dun chos 'phel, 1903-1951). От Алака Нгаванга Пунцока (a lags ngag dbang phun tshogs, du) он получил полное посвящение, а также такие передачи, как Гухьясамаджа , Чакрасамвара и особая линия передачи четырех посвящений практики «Тринадцати божеств Ваджрабхайравы» (‘jigs byed lha bcu gsum). Вместе с Друнгченом Джампой Гьяцо (drung chen byams pa rgya mtsho, du) он изучал общие науки и тайные наставления устной линии.
В двадцать пять лет он отправился в Лхасу, но по пути услышал упоминание об ученом Драккаре Лобзанге Пелдене Тендзине Ньендраке (brag dkar blo bzang dpal ldan bstan 'dzin snyan grags, 1866-1928) и мгновенно почувствовал, что здесь есть связь из прошлых жизней. Отправившись на встречу с ним, он получил наставления по работам Цонкапы и текстам Нагрима, а также по лоджонгу (blo sbyong) и другим предметам, столкнувшись с такими трудностями, что ему нечего было есть и пить, кроме цампы и воды.
Примерно в это же время, находясь в Кхаме, он встретил Джамьянга Кьенце Вангпо ('jam dbyangs mkhyen brtse'i dbang po, 1820-1892) и получил учения по Гухьягарбха-тантре и многим другим темам. Он также получил передачу цикла Лонгчен Ньингтик (klong chen snying thig) от сумасшедшего йогина и практикующего Чод (gcod) Кхамнёна Дарма Сенг-ге (khams smyon dhar+ma seng ge, 1865-1953), также известного как Раганг Чопа (ra sgang gcod pa).
Отправившись в Голок по указанию Драккара Ринпоче, он дал учения и был удостоен почести местного вождя Вангчена Доде (dbang chen mdo sde). Вдохновленный видением защитников дхармы, известных как Пять Королей Дхармы (chos rgyal lnga), и другими видениями, он отправился на встречу со скрытым йогином, Тра Гелонгом Цултримом Даргье (khra dge slong tshul khrims dar rgyas, du), который он почитал как эманацию Чакрасамвары и получал наставления от тайной устной линии. Тра Гелонг и другие объявили его воплощением великого мастера ньингма Патрула Оргьена Джигме Чокьи Вангпо (dpal sprul o rgyan 'jigs med chos kyi dbang po, 1808-1887). В год земляной овцы (1919) с Вангченом в качестве своего покровителя и с благословения Тринадцатого Далай-ламы он основал монастырь Пел Ньянмо Ри Намгьял (dpal snyan mo ri rnam rgyal) в Дарлаке, Голок и сделал это его основным местом пребывания.
В том же 1919 году он встретился с Тертоном Согьялом Лерабом Лингпой (gter ston bsod rgyal las rab gling pa, 1856-1926) и получил передачи, включая посвящение Ваджракилаи. Вскоре после этого он был ранен во время боя между тибетцами и китайской армией Нинхай в Синине, но нападавшие проявили милосердие и сохранили ему жизнь. Отправившись в Дзахок, он преподавал в новом монастыре Ганден Таши Чолинг (dga' ldan bkra shis chos gling) и основал там учебный центр, куда несколько раз возвращался в последующие годы.
Когда он отправился в Дерге Лхундруб Тенг (sde dge lhun grub steng), он обнаружил, что некоторые местные ученые ведут кампанию против учений гелук, и в ответ разослал письмо, которое сейчас хранится в его собрании сочинений, призывая всех желающих вести с ним дебаты по произведениям Цонкапы. Позже, под покровительством царя Дерге Аджа Дордже Сенгге (a ja rdo rje seng ge, 1877–1926), он руководил печатью собрания сочинений Цонкапы в знаменитой типографии Дерге.
В 1928 году он впервые встретился с известным китайским монахом и переводчиком преподобным Фа-цуном (1902-1980) в монастыре Драккар-ламы в Кандзе. Фазун, который пришел увидеть Драккара Ринпоче, но нйдя его больным и присмерти, задал Джампелу Ролпею Лодро ряд вопросов и, удовлетворившись ответами, мгновенно стал его учеником. Затем он сопровождал своего учителя в течение следующих нескольких лет, все время получая наставления и передачи, прежде чем отправиться учиться в монастырь Дрепунг.
В возрасте сорока одного года он отправился в Чамдо и посетил Калден Джампа Линг (skal ldan 'jam pa gling), где обучал и делал подношения всем монахам. Когда он встретил Десятого Пакпа Лха, Мипама Цултрима Гьелцена ('phags pa lha 10 mi pham tshul khrims rgyal mtshan, 1901-1939), они почтили друг друга с взаимным уважением и, собирая пожертвования, восстановили духовную щедру, в которой обучалось более ста монахов. Именно здесь, в Джампа Линге, он написал свой комментарий к «Семи пунктам тренировки ума — Лучезарный свет солнца» (nyi 'od snang ba).
В возрасте сорока четырех лет он вернулся в У-Цанг и снова встретился с Тринадцатым Далай-ламой. Он делал подношения в трех монашеских обителях Сера, Дрепунг и Ганден, а также в высшем и низшем тантрических колледжах, а также в Гепеле (dge 'phel), Пурбухоке (phur bu lcog) и других местах. Куда бы он ни пошел, к нему относились с почтением, а иногда даже возили в носилках. Во время праздника чудес в начале года обезьяны (1932) посетил Далай-ламу во дворце Норбулинка . Он отправился в Дрепунг Гоманг ('bras spungs sgo mang) и под покровительством Кашопы Чогьял Ньима Лхундруба (bka' shod pa chos rgyal nyi ma lhun grub, du) сделал подношения всем монахам. В Мендзиканге (sman rtsis khang) в Лхасе он дал подробные учения по наставлениям Амдо Жамарпы по Ламриму перед аудиторией из нескольких сотен человек во главе с личным врачом Далай-ламы, Кхьенрабом Норбу (mkhyen rab nor bu, 1883-1962). Он представил учения о Курукулле тибетскому правительству, в Ганден Подранг (dga'ldan pho brang), чтобы помочь им в их деятельности.
Его последнее путешествие в сорок восемь лет было в монастырь Ронгво, где он умер на рассвете второго дня двенадцатого месяца года деревянной свиньи (т. е. в 1936 году). Его последние слова, сказанные студентам, собравшимся вокруг него, были: «Теперь примите Три Драгоценности в качестве своего убежища и соблюдайте свои обеты и обязательства в чистоте!»
Среди учеников Джампы Ролпай Лодро были последователи всех основных буддийских школ из Амдо, Кхама и У-Цанга, но наиболее важными были Джамьянг Кьенце Чокьи Лодро ('jam dbyangs mkhyen brtse chos kyi blo gros, 1893-1959), которому он передал учения и ванги традиции гелук; Четвертый Додрубчен, Ригдзин Джалу Дордже (rdo grub 04 rig 'dzin 'ja' lus rdo rje, 1927-1961), в котором он узнал одно из двух воплощений Третьего Додрубчена; Денанг Лотер Тенпей Вангчук (sde nang glo gter bstan pa'i dbang phyug, du); Шичен Онтрул Чодрак (gshi chen 'on sprul chos grags, du); Лобзанг Донгак Чокьи Гьяцо (blo bzang mdo sngags chos kyi rgya mtsho, 1903-1957), которого он признал воплощением Алака Донгака Гьяцо (a lags mdo sngags rgya mtsho, du) и возвел на престол в монастыре Ньенмо (snyan mo); Дава Тулку Лобзанг Тутоб (mda' ba sprul sku blo bzang mthu stobs, du); и Ревон Тулку Кадак (ras dbon sprul sku ka dag, d.u.)
Его труды включали трактат о Дзогчен из тринадцати глав под названием «Сердечная сущность великого совершенства Манджушри» ( 'jam dpal rdzogs pa chen po thugs tig ), который был вдохновлен и основан на трудах Лонгчена Рабджама (klong chen rab 'byams, 1308-1364); объяснение семидесяти пунктов Абхисамаяламкары , озаглавленной «Сущность океана тонкого объяснения» ; комментарий к «Семи пунктам тренировки ума» ; сочинения о восьми великих колесницах линии преемственности; небольшая предыстория биографий гуру Таранатхи (tA ra nA tha, 1575-1634); сборник восхвалений, в том числе дань уважения Лонгчену Рабджаму; текст на «собранные темы» (bsdus grwa) логики и эпистемологии; сборник советов; сборник официальных писем; литургии подношения хранителям традиции Ньингтик; тексты Курукуллы; учения о чистом видении, связанные с практикой Килая Нубчена Сангье Еше; и грамматический трактат о «Тридцати стихах» Тонми Самбхоты.