LIV Ганден Трипа Нгаванг Чокден
Пятьдесят четвертый Ганден Трипа Нгаванг Чокден (тиб. དགའ་ལྡན་ཁྲི་པ ༥༤ ངག་དབང་མཆོག་ལྡན། Вайли: dga' ldan khri pa 54 ngag dbang mchog ldan, 1677-1751) родился в Чанца Кармо Пуг (gcan tsha dkar mo phug) недалеко от монастыря Джакхьюнг (bya khyung dgon) в Амдо в 1677 году, в год огненной змеи одиннадцатого шестидесятилетнего цикла. Его отца звали Чакдор Таши (phyag rdor bkra shis), а мать — Почог Кьи (spo chog skyid).
В возрасте одиннадцати лет Нгаванг Чокден поступил в монастырь Джакхунг (bya khyung dgon pa) и получил первоначальные обеты послушника (rab byung и dge tshul) от своего дяди-монаха Нгаванга Цултрима (ngag dbang tshul khrims, du), который также дал ему базовую подготовку и образование, такое как чтение и письмо, а также запоминание молитв. Он также выучил наизусть коренные стихи некоторых философских текстов и начал изучать логику в тринадцать лет под руководством своего дяди. В некоторых источниках его биографии говорится, что он получил обеты от Шестьдесят первого Ганден Тричена, Нгаванга Цултрима, но это очевидная ошибка, поскольку этот Тричен родился более чем через четыре десятилетия после Нгаванга Чокдена.
В 1691 году, в возрасте пятнадцати лет, Нгаванг Чокден отправился в У-Цанг и поступил в монастырский университет Сера, где затем изучал Абхисамаяланкару, Мадхьямаку, Абхидхармакошу, Праманаварттику и Винаю, пять основных предметов монашеской учебной программы гелуг, уделяя особое внимание Праджняпарамите и связанных с ней темах, трактаты Ламрим и Кадам. В возрасте двадцати лет он сдал традиционный экзамен по Праджняпарамите в Сангпу Ньотоке (gsang phu ne'u thog) и заслужил признание среди ученых по этому предмету. С двадцати двух лет он изучал другие основные тексты и выдержал главный экзамен в Лхасе Монлам Ченмо среди более чем двадцати тысяч монахов.
Впоследствии, видимо, недовольный Серой, он заявил, что предпочел бы жизнь джадрела (bya bral), то есть «свободного от мирской деятельности», и поэтому покинул монастырь, чтобы жить странствующим монахом. Однако вскоре он отправился в Ташилунпо и получил обеты полного посвящения (dge slong) от Пятого Панчен-ламы Лобзанг Еше (paN chen bla ma 05 blo bzang ye shes, 1663-1737).
Нгаванг Чокден вернулся в Лхасу из Цанга и поступил в колледж Гьюме (rgyud smad grwa tshang), где изучал тантру, особенно тантру Гухьясамаджа с ее практикой стадий зарождения и завершения (bskyed rdzogs), а также другие смежные темы. Затем он успешно сдал традиционный экзамен по тантре. После этого он был назначен хранителем дисциплины (dge bskos) Гьюме в возрасте двадцати девяти лет, но предположительно в том же 1705 году он вернулся в свой родной город Амдо.
Вскоре после своего прибытия в Амдо Нгаванг Чокден сдавал традиционные экзамены по полным текстам основных предметов во всех основных монастырях региона, включая Джакхьюнг, Кумбум (sku 'bum), Гонлунг Джампа Линг (dgon lung byams pa gling) и Ценпо (btsan po), и его слава быстро распространилась по всему региону. Он построил для своих родителей ряд из восьми ступ будд (bde gshegs brgyad kyi mchod rten). Примерно через четыре года в своем родном регионе он вернулся в Лхасу.
В 1710 году, когда ему было тридцать четыре года, правительство Лхасы назначило Нгаванга Чокдена настоятелем монастыря Толинг в Нгари (mnga' ris mtholding dgon pa), где он прослужил семь лет. Помимо своих обязанностей по даче учений и посвящений, осуществлению дхармической деятельности и проведению дхармических фестивалей, он восстановил большое количество храмов и ступ, построенных Ринченом Зангпо (Рин чен бзанг по, 958-1055). Затем он ушел из монастырь Толинг и вернулся в Лхасу через гору Кайлаш, где, как говорят, он оставил след на камне.
Девять лет спустя, в возрасте сорока трех лет, Нгаванг Чокден был назначен настоятелем колледжа Гьюме правительством Лхасы, и занимал этот пост в течение десяти лет, обучая тантре всех уровней в соответствии с их традицией. Он также восстановил Санг Нгаг Кхар (gsang sngags mkhar) в 1722 году. В 1728 году он был назначен наставником, особенно по тантре, Седьмого Далай-ламы Келзанг Гьяцо (ta la'i bla ma 07 bskal bzang rgya mtsho, 1708-1757), находившегося тогда в ссылке в Гартаре в Кхаме. Он дал Далай-ламе много важных передач, в том числе о Ваджрамале Митры, Калачакре и избранных темах из Кангьюра и Тенгьюра. Он также дал много учений Третьему Чангье, Ролпею Дордже (lcang skya 03 rol pa'i rdo rje, 1717-1786). Его служба Далай-ламе принесла ему титул «читху номон хан» от императора Цяньлуна в Пекине.
В 1739 году, в год земляной овцы двенадцатого шестидесятилетнего цикла, в возрасте шестидесяти трёх лет Нгаванг Чокден был возведен на трон как Пятьдесят четвёртый Ганден Трипа монастыря Ганден, уйдя с этого поста в 1746 году.
Среди его учителей были Джамьянг Девей Дордже ('jam dbyangs bde ba'i rdo rje, 1682-1741), Первый Джамьянг Щепа ('jam dbyangs bzhad pa 01 'jam dbyangs bzhad pa'i rdo rje, 1648-1721/ 22) и Пятидесятый Ганден Трипа, Тричен Гендун Пунцок (dga' ldan khri pa 50 khri chen dge 'dun phun tshogs, 1648-1724).
Он служил учителем многих выдающихся лам, в том числе Лонгдол-ламы Нгаванга Лобзангу (klong rdol bla ma ngag dbang blo bzang, 1719–1794); Третий Чубзанг, Нгаванг Тубтен Вангчук (chu bzang 03 ngag dbang thub bstan dbang phyug, 1725-1796), который был двадцать восьмым и тридцатым держателем престола монастыря Лабранг (bla brang); сороковой настоятель Джакхьюнга Лобзанг Чодрак (bya khyung mkan rabs 40 blo bzang chos grags, du); Кангьюрва Сонам Зангпо (bka' 'gyur ba bsod nams bzang po, du), Шестой Пакпа Лха Джигме Тенпей Гьяцо ('phags pa lha 06 'jigs med bstan pa'i rgya mtsho) и многие другие.
По его просьбе Седьмой Далай-лама после выхода на покой передал монастырь Ретинг Тричену Нгавангу Чокдену, и он работал над развитием монастыря до своей смерти в 1751 году, в год железной овцы тринадцатого шестидесятилетнего цикла, в возрасте семидесяти пяти лет. Его реликварий был установлен на левой стороне Джово Джампел Дордже (rjo 'jam dpal rdo rje) в монастыре Ретинг.