Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче
Танец великого блаженства: биография Кхенпо Цултрима Гьямцо Ринпоче Дзогчен Понлоп Ринпоче
- Ты воплощаешь деятельность победоносных трех времен
- И являешься силой и союзником, разрезающим сеть циклического существования.
- О гирлянда Кармап, прошедших сквозь века,
- Владыка существ и единственный друг тех, кто жаждет освобождения,
- я возлагаю твой образ над своей головой и делаю тебе это подношение.
- Танцуя ваджрный танец видимости-пустоты,
- Ты скользишь в беззаботном небе истинной природы реальности.
- Распевая ваджрные песни звука-пустоты,
- Ты очищаешь тьму от умов удачливых.
- Твой ум, ваджрное блаженство и пустота,
- Призывает энергию великой мудрости —
- Бесстрашный йогин, для которого все мысли свободны на месте,
- Дечен Рангдрол, пожалуйста, проявись в центре моего сердца.
Кхенчен Цултрим Гьямцо, также известный как Дечен Рангдрол, сведущ в сутре, тантре и во всех основных и второстепенных областях знания. Проявление его достижений в опыте и реализации совершенно завершено. Он широко известен во всем мире, как на Востоке, так и на Западе. Невежественное, обычное существо, такое как я, было бы неспособно написать настоящую биографию, подробно описывающую все деяния этого гуру, Ваджрадхары, на их внешнем, внутреннем и тайном уровнях. Тем не менее, я не посмел отказать приказу повелителя победителей, славного Кармапы Огьена Дродула Тринле Дордже, который поручил мне составить этот текст. Более того, в 1993 году мне посчастливилось переписать большую часть автобиографии гуру Ваджрадхары, которую он мне продиктовал устно. Поэтому нижеследующее будет описанием истории жизни гуру на внешнем уровне обычных явлений.
История будет рассказана в семи разделах, каждый из которых содержится в его великой автобиографии:
- 1. Рождение в этом мире
- 2. Непостоянство и переменчивость
- 3. Паломничество к священным местам
- 4. Невзгоды как помощники, усердие в практике
- 5. Блуждание по тайным местам и кладбищам
- 6. Возвращение к воззрению, прерывание концепции
- 7. Усердное принесение пользы учению и существам по велению Господина Рангджунг Ригпе Дордже
1. Рождение в этом мире
Ринпоче родился в 1935 году (год тибетской деревянной свиньи шестнадцатого элемента цикла) в районе Тибета, известном как Гомде Нангчен. Регион получил это название потому, что во времена Тишри Репа Карпо и других учения линии практики невероятно процветали, а домохозяева мужского и женского пола также посвящали себя медитации и получали глубокие наставления по медитации. Конкретным местом его рождения была центральная часть Нангчена, называемая Трарипу. Отцом Ринпоче был Намгьял Пунцок, потомок клана Габу Драчунг; его матерью была Мани Вангмо. При рождении ему дали имя Шераб Лодро.
Здесь великая автобиография наставляет:
- Когда я родился, я родился один.
- Когда я умру, я точно останусь один.
- Зная это, я наслаждаюсь между этими двумя этапами,
- В местах одиночества, где я брожу один,
- Ищу путь освобождения.
2. Непостоянство и переменчивость
Родители Ринпоче родили семерых детей — пятерых мальчиков и двух девочек, — но двое умерли в раннем возрасте. Когда ему было два года, его отец скончался во время командировки. Из-за этой утраты мать семейства очень огорчилась; Со стороны казалось, что она и все остальные дети сильно страдали около месяца. Однако собственный опыт Ринпоче был иным: он смог отреагировать на трагедию, используя ее как возможность привнести все приятные и неприятные переживания в практику пути. В своей автобиографии он вспоминает:
- Поскольку в то время я был очень молод, у меня не было каких-либо твердых предубеждений по поводу того, что произошло. Из-за этого, помню, я не испытывал никаких страданий. Во мне возникла твердая уверенность, что страдание возникает только от мыслей.
Примерно год спустя мать Ринпоче отправилась в очень уединенный ретрит в красивое место под названием Пещера Водопада, где она приступила к практике «Тысячного Нюнгне». Ринпоче сопровождал в это время свою мать. Однажды ночью во время ретрита Ринпоче назвал матери имя одного из своих старших братьев, добавив: «Он умер». Позже было установлено, что он действительно скончался в то время после поездки в монастырь Нгор, чтобы принять монашеский постриг полного рукоположения. Это пример того, как Ринпоче беспрепятственно обладал высшими восприятиями с самого раннего возраста.
Еще одним удивительным качеством, которым Ринпоче обладал в юности, была способность вспоминать предыдущие жизни, о чем он говорил в своей автобиографии:
- Принято говорить, что некоторые дети помнят прошлые жизни, помимо
- обладания другими когнитивными способностями, но постепенно они забываются. В этом я
- убедился на собственном опыте. […] Кроме того,
- иногда я видел скалы и пещеры и думал про себя:
- «В будущем мне придется практиковать здесь». В других случаях, если я замечал приятный на вид участок земли на
- вершине утеса, я думал: «Позже мне придется построить здесь ретритный дом». У меня часто возникали подобные
- мысли. Мне кажется, что они возникли из-за привычных
- отпечатков от медитаций в пещерах в прошлом или потому, что они были знаками того, что я
- буду интенсивно практиковать в ретритах в будущем.
Таким образом, очевидно, что Ринпоче с самого детства был высокоразвитым существом, пробудившим большую часть своего просветленного потенциала. Несмотря на это, с точки зрения мирского мира он вел себя по-разному: когда со своими друзьями, которым нравилась дхарма, он играл в такие игры, как имитация чтения литургий. В компании своих непослушных друзей он делал то же, что и они: бросал камни в птиц и так далее. Однажды он ударил камнем маленькую птицу и смертельно ранил ее. Он держал его в руках, пока тепло полностью не покинуло его тело. Видя, что он сделал с этим существом, и охваченный состраданием, он заплакал. В своей автобиографии он рассказывает, как, несмотря на это событие, его заблудшие друзья пробудили в нем привычные образцы великого сострадания и способствовали его преданности добродетели:
- Я думаю, что в это время во мне пробудились привычные тенденции, порожденные развитием сострадания в прошлых жизнях.
3. Паломничество к священным местам
В автобиографии говорится:
- Вообще жители Кхама любят совершать паломничества к священным местам.
- Я с детства любил совершать паломничества.
Таким образом, Ринпоче преодолел множество трудностей, чтобы на двух разных этапах своей жизни совершить два паломничества к великим священным местам Тибета. Во время своего первого паломничества он и его младшая сестра Букьи отправились в паломничество по Тибету под руководством своей матери. По традиции паломников Восточного Тибета семья нагрузила себя огромными мешками с провизией, постельными принадлежностями и т. д. и отправилась в Центральный Тибет из Нангчена. Однажды, когда семья пересекала особенно высокий горный перевал, Ринпоче устал и рассердился, поэтому он ушел один, поднимаясь на гору в другом направлении, пока не оказался на довольно большом расстоянии от своей матери и сестры.
В этот момент он услышал крики матери и сестры: «Приближается бурый медведь! Иди сюда, быстро!» Явная сила страха, возникшего в то время у Ринпоче, заставила его предыдущий гнев полностью исчезнуть. Он быстро вернулся в компанию своей семьи. Фактически, из-за яркого ощущения страха он даже забыл о тяжелом рюкзаке, который нес. В автобиографии говорится:
- К тому времени, как я вернулся к матери и сестре, гнев и
- страх ушли, и я снова почувствовал себя веселым. Хотя тогда я этого не знал,
- теперь, после тщательного размышления, я вижу, что гнев, страх и даже
- радость были просто обусловлены моими мыслями.
Из этого мы можем видеть, как Ринпоче умел воспользоваться обстоятельствами, привнося на путь свои эмоции и превращая их в позитивные состояния.
Паломничество началось в Кхаме и направилось на север к монастырю Джанг Тана, резиденции защитника существ Сангье Йелпы. Там он увидел потрясающе красивые статуи Гесара Линга, его жены Друкмо и тридцати рыцарей. Он делал устремления в присутствии этих и других редких священных предметов и источников знаний, таких как копья, стрелы и мечи воинов Линга.
Проходя через районы Южного Тибета, такие как Чудо в Пово, Ринпоче посетил Конгпо Бонри, знаменитую гору, священную для традиции Бон. После этого он отправился в Таклха Гампо, резиденцию владыки дхармы Гампопы. Он также посетил священные места, благословленные Кармапами. Все эти места он посетил, совершая большой обход по часовой стрелке.
Он также посетил все священные места района Ярлунг, включая Юмбу Лакхар, первый дворец господина Ньятри Ценпы, первого короля Тибета; Ярлунг Шелдрак, пещера для практики Гуру Падмасамбхавы; и Храмовый зал Тары в храме Традрук. После этого Ринпоче посетил монастырь Самье, «неизменный и спонтанно возникший храм», который был построен благодаря объединению Падмасамбхавы, мастера из Уддияны; Трисонг Децена, царь Дхармы; и Шантаракшиты, великий настоятель. Ринпоче сделал подношения главному храму и его зданиям, которые представляют четыре континента и субконтиненты.
Из Самье Ринпоче пересек горный перевал Гокар и направился в Лхасу. Во время этого путешествия у Ринпоче и его семьи закончились запасы еды, которые они взяли с собой, поэтому они попросили милостыню. Они получили ровно столько цампы на завтрак, и мать Ринпоче держала эту цампу в сумке. Вдруг откуда ни возьмись появилась маленькая собачка, схватила сумку и рассыпала всю цампу по земле. Ринпоче рассказывает о своем опыте в своей автобиографии:
- Я не знал, что чувствовали моя мать или сестра, но что касается меня, то я был голоден,
- и это произошло как раз в тот момент, когда мы собирались есть. Я был ужасно расстроен. Когда я
- думаю об этом сейчас, чувство, возникшее во мне в то время, ничем не отличалось от
- чувства богатого человека, терпящего потерю всего своего имущества.
Он также дал наставления дхармы, связанные с этим событием, в стихотворной форме:
- Если вы цепляетесь за удовольствия мирского существования,
- Являетесь ли вы королем, потерявшим свое королевство,
- Или нищим, потерявшим еду, я уверен в этом:
- страдания, которые выносит ваш разум, будут одинаковыми. […]
- Когда ты задумаешься о том, как страдание цепляния
- Не меняется, а остается надолго, даже если у тебя много наслаждений,
- Ты поймешь, что страдания бедных кратковременны,
- И твое сострадание к богатым людям, которые цепляются за истинное существование будет увеличиваться.
Ринпоче завершил свой тур по Лхасе, посетив самые священные места города. Покинув Лхасу, он должен был вернуться в Кхам, идя с севера на юг. Таким образом, все священные места были окружены одним большим маршрутом обхода по часовой стрелке. По пути с севера с ним произошел необычный случай, который он описывает в своей автобиографии:
- Как будто мне это снилось, но в то же время я действительно слышал звуки медведя
- и как будто действительно чувствовал его присутствие. Это было
- совершенно ужасно. Когда я изучаю этот опыт сейчас, я вижу, что это
- было не что иное, как ясное видение того аспекта моего разума, который был
- приучен к страху. Я могу с глубокой уверенностью видеть, что тот же принцип
- применим к медитациям на бессамостность, пустоту, а также на божества и
- мандалы Ваджраяны: благодаря развитию знакомства с ними, ясные
- видимости, связанные с этими реальностями, будут увеличиваться.
Ринпоче предложил следующие стихи наставления:
- Приучив себя к страху и гневу,
- Их ясные проявления действительно увеличатся.
- Увидев это, вы можете изменить ситуацию:
- посредством привыкания вы определенно сможете развить ясные проявления
- пустоты, божеств, мандал и так далее. […]
- Говорят, трудно отплатить родителям за доброту,
- но еще труднее отплатить родителям за доброту,
- когда именно они познакомили тебя с Дхармой.
- Осознавая это, я молюсь, чтобы все существа, мои матери, смогли достичь пробуждения.
Наконец, Ринпоче благополучно вернулся в родные края.
Гуру было семнадцать лет, когда он предпринял свое второе паломничество в Тибет, и на этот раз он путешествовал вместе с одним из своих братьев и одной из сестер. Они выбрали «средний» маршрут на север и в конечном итоге направились в Лхасу. В автобиографии говорится:
- Когда мы впервые отправились в путь, нам пришлось взять с собой много вещей, включая еду,
- например мясо, масло и цампу, а также постельные принадлежности. Это сделало наши мешки очень
- тяжелыми. Итак, мы пережили три стадии страданий: вначале были
- страдания от тяжелой провизии, которую было трудно нести. В
- середине были страдания от осознания того, что наши запасы на исходе.
- И, наконец, страдание от отсутствия провизии. Из
- этих троих страдания от полной загрузки провизии были самыми тяжелыми,
- потому что они были двоякими: тяжелую провизию было трудно нести, и
- постоянно беспокоились о том, что ее украдут воры и бандиты или
- иным образом потеряют.
Он предложил такой стих наставления:
- Кье Ма! Когда вращаешься в существовании фиксации на самость,
- Нет другого выбора, кроме как полагаться на еду и имущество.
- Но, видя страдания накоплений и потерь,
- рождается Великий энтузиазм по поводу пути йогина, свободного от действий, свободного от фиксации.
Ринпоче продолжил свое паломничество в Лхасу, посещая священные места, такие как Самье, и делая подношения и устремления, как и раньше. Чтобы увидеть места, где жили первые тибетцы, Ринпоче отправился посетить священные земли Ярлунг. Чтобы добраться туда, ему пришлось пересечь небольшой приток реки Брахмапутра в Цетанге. Когда он достиг середины реки, уровень воды резко поднялся. Внезапно Ринпоче оказался на грани того, чтобы его полностью захлестнула вода. В то время его непосредственно защищал йидам Арья Тара. В его автобиографии говорится:
- Я очень верил в благородную Тару с самого раннего детства и
- долгое время занимался практикой Тары. Там, в воде, все
- мысли моего ума о трех временах прекратились, и я горячо молился Таре. Хотя
- я и не умел плавать, следующее, что я осознал, это то, что я добрался прямо до берега реки.
Он пропел этот стих наставления:
- После тяжело выносимых страданий
- я стал счастливее и светлее, чем когда-либо прежде.
- Счастье и страдание меняются; они непостоянны.
- Не позволяйте цеплянию за постоянство обмануть ваш разум.
На следующий день трое братьев и сестер встретились в монастыре в Цетанге и оттуда посетили все священные места Ярлунга. Еще раз, перейдя горные перевалы Хьяк, Гёкар и так далее, и воспользовавшись северным маршрутом, они без трудностей вернулись домой.
Короче говоря, Ринпоче не перенял сегодняшний стиль великих учителей или важных людей, рассматривая паломничество как своего рода приятный отпуск. Скорее, Ринпоче практиковал по стопам тех, кто обладал большой удачей и верой, преодолевая большие трудности, чтобы практиковать подлинную Дхарму. Он совершил паломничество как смиренный, обычный человек и посредством своего особого опыта на пути собрал накопления заслуг и мудрости и очистил омрачения. Таким образом, он приобрел уникальный опыт и осознания. Позже Ринпоче всегда оказывал поддержку обычным паломникам в Индии и Непале, чтобы они могли практиковать подлинную Дхарму. Он хорошо знал их радости и горести и получал особое удовольствие от их начинаний.