Дуджом Лингпа

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Дуджом Лингпа (1835-1903)
Дуджом Лингпа (1835-1903)
Дуджом Лингпа (1835-1903)

Рождение

Дуджом Лингпа родился в 1835 году в долине Серта или Сертал (gser rta/thal) к юго-западу от Голока (mgo log) — труднопроходимой горной местности между Амдо на севере и Кхамом на юге. Его отца звали Атан (a bstan) и он принадлежал к клану Ачак Дру (a lcags 'gru). Клан заявлял о своем происхождении от древнего клана Нуб центрального Тибета, к которому принадлежали великие мастера Нубчен Сангье Еше (gnubs chen sangs rgyas ye shes, 832/844–942) и Намкай Ньингпо (nam mkha'i snying po) — оба насчитывали двадцать пять близких тибетских учеников Падмасамбхавы (pad+ma sam b+ha ba). Среди более поздних мастеров в клановой линии были открыватель сокровищ семнадцатого века Мани Ратна (ma ni rat+na) и Чогьял Лингпа (чос rgyal gling pa, 1649/1650–1729?). Мать Дуджома Лингпы звали Бодзок (bo rdzogs) и происходила из клана Муца Га (dmu tsha sga/lga). Согласно автобиографии Дуджома Лингпы, его родители в прежних жизнях были родителями Тертона Дудула Дордже (bdud 'dul rdo rje, 1615–1672) и воссоединились благодаря своим молитвам-устремлениям. Сам Дуджом Лингпа был идентифицирован как реинкарнация Дудула Дордже.

Когда он родился, местный буддийский учитель семьи Лама Джигме (bla ma 'jigs med) предсказал, что ребенок будет особенным. Сообщается, что он сказал родителям Дуджома Лингпы:

Когда я благословил вас двоих, у меня было ощущение, что было бы очень благоприятно, если бы вы остались вместе… Сегодня у меня сложилось впечатление, что этот ваш ребенок — несравненный мастер перевоплощения. Даже если монастырь не претендует на него… кажется, он обязательно поможет другим. Поэтому постарайтесь поддерживать его в чистоте и периодически прилагайте усилия, совершая подношения дыма и ритуалы омовения.

Дуджом Лингпа сообщает, что в своих самых ранних воспоминаниях, когда он был еще младенцем, у него были видения бесчисленных демонов, духов, даков и дакини, которые причиняли ему много страданий. Он вспоминает: «Хотя я хотел выразить свои мысли, я не знал, как говорить, поэтому просто катался по кровати и плакал».

Ранний период жизни

В начале 1837 года, когда ему было три года, его мать однажды пошла собирать дикий сладкий картофель и привязала его к веревке в их палатке, чтобы он не убегал. Он утверждает, что в тот день, когда он сидел в отчаянии от того, что остался один, ему явилась красивая женщина, которая, должно быть, была Дакини мудрости, и взяла его в призрачное путешествие по чистым землям, где он был представлен нескольким бодхисаттвам и будде. по имени Донмизава Гьялпо (don mi za ba rgyal po). Сообщается, что этот будда сказал ему, что Дуджом Лингпа «уже обрел высшие и обычные духовные достижения» и уполномочен преподавать Ваджраяну в человеческом мире. Затем Дуджом Лингпа вспоминает:

Домизава Гьелпо вложил мне в руки хрустальную шкатулку. Внутри появились формы слогов «Ом Ах Хунг», как будто четко нарисованные белым, красным и синим, [и сказал мне:] «Это твоя доля богатства твоего отца. Не питая никаких сомнений, проглотите это». Как он и велел, я проглотил его. Это заставило меня вспомнить множество учений; это возобновило мою способность ко всему, чему я научился и чему тренировался в предыдущих жизнях, включая каждую медитативную практику на этапах творения и завершения. Все это отчетливо проступило в моем сознании, как будто была сделана точная копия. Я некоторое время отдыхал в этом сияющем состоянии.

Далее он сообщает, что между 1837 и 1844 годами он пережил множество подобных событий, когда таинственные духи, а иногда и животные, рассказывали ему, кем он был в своих прошлых жизнях, и давали ему учения и обнадеживающие предсказания о его будущем.

В конце 1840 года, когда ему было шесть лет, он сообщает о видении Ваджраварахи, который поручил ему собрать различные конкретные мантры и дал ему пророчество о его собственной судьбе как открывателя сокровищ. Он вспоминает ее слова:

Как только вы выполните все эти задачи, в возрасте двадцати двух лет ваше сокровище ума переполнится.
В возрасте двадцати четырех лет ты принесешь три цикла сокровищ земли.
После сорока лет вы окажете невероятную помощь существам.

Летом 1844 года, когда ему было десять лет, ему приснилась божественная фигура, говорящая ему подготовиться к переезду к своему дяде по материнской линии, Мингьюру (mi 'gyur). Родители Дуджома Лингпы отдали его учиться чтению и письму этому дяди, который надеялся сделать его наследником своего скромного поместья. Предполагалось, что Дуджом Лингпа будет ухаживать за домашними животными. Однако ему не нравилась такая работа, и он выразил свое недовольство, уничтожив большую часть кухонной посуды в доме.

В 1845 году, когда уверенность в перспективах мальчика как человека для домашней работы была подорвана, дядя Дуджома Лингпы отвел его к местному учителю по имени Лама Джамьянг (bla ma 'jam dbyangs) и спросил, готов ли он попробовать его научить. Лама был добр, поощрял его интерес к буддизму и обучал его чтению. Дуджом Лингпа вспоминает видение, в котором ему сказали, что он и Лама Джамьянг были связаны на протяжении многих жизней. Лама Джамьянг научил его предварительным практикам, дал ему посвящения и лунг сокровищ Дудула Дордже.

По его собственным словам, Дуджом Лингпа продолжал находиться в почти постоянном состоянии странного восприятия, с которым он не знал, как справиться, и это отмечало его как странного для окружающих. Например, он вспоминает:

Особенно в то время, когда мне исполнилось десять или одиннадцать лет, когда не было ни неба вверху, ни земли внизу, я видел огромные волны крови в пространстве светоносной пустотности. Они превратились в светящийся красный ад, подобный радуге, из которого сияли бесконечные массы света, вызывая появление окружающей среды и существ обширного региона, как отражение луны в воде - явление без какой-либо внутренней природы. Этот опыт привел меня к пониманию того, что все миры и существа — это мое собственное проявление, без какой-либо реальности, как сон.

Его родители были обеспокоены тем, что с мальчиком что-то не так, но, как Лама Джигме заверил их ранее, продвинутый практикующий по имени Лама Цензанг (bla ma mtshan bzang) сказал им, что мальчик не болен, а, скорее, существо, живущее в другом духовном понимании.

В 1847 году, когда ему было тринадцать, он вспоминает еще одно яркое видение ужасающего черного божества, которое предупреждало его об опасностях для жизни его дяди и ламы Джамьянга. Когда он сообщил об этом ламе Джамьянгу, тот серьезно отнесся к опыту мальчика и передал ему свою линию божества-защитника Ньингмы Ноджина Шенпы Марнака (gnod sbyin shan pa dmar nag). В следующем году он утверждает, что увидел еще одно видение: Дакини предупреждает его о препятствиях в жизни его дяди. Его дядя, отвергший это видение, умер от эпидемии несколько недель спустя.

В 1849 году Дуджому Лингпе было видение, в котором таинственный черный всадник обучал его практике гневного божества Дордже Дроло (rdo rje gro lod). Он вспоминает: «С этого момента на протяжении всей моей жизни я был освобожден от мешающих препятствий благодаря тому, что полагался на эти ключевые инструкции по медитации и декламации».

В 1850 году, когда ему было шестнадцать, у него было еще одно видение, в котором Еше Цогьял (ye shes mtsho rgyal) поручила ему с юности тренироваться у местного учителя, Ламы Джигме. Соответственно, Дуджом Лингпа выполнил, по-видимому, свою первую групповую практику: месячный ретрит с пятнадцатью товарищами по предварительным практикам неназванной линии передачи. Его видения не ослабевали на протяжении всего подросткового периода, многие из которых были божествами и прошлыми мастерами, дающими четкие и практические инструкции о том, как медитировать.

Говорят, что в молодости Дуджом Лингпа и его бедные сверстники-кочевники часто занимались бандитизмом. Вероятно, это способствовало его постепенному принятию грубого, вооруженного мечом образа, с которым шутки плохи, а также его более позднему магическому мастерству против своих врагов.

Юность

В 1852 году, когда ему было восемнадцать, Дуджом Лингпа начал оказывать религиозные услуги другим, что приносило ему прожиточный минимум. Тем не менее, он не считал себя ламой, готовым вести учеников. Его уверенность в том, что он сможет преподавать, будет постепенно раскрываться с годами при большой поддержке со стороны его товарищей по дхарме. В том же году покровитель по имени Гонтен (mgon bstan) пригласил его читать Священные Писания у себя дома. Во время чтения ему было видение, в котором демоница пыталась его отравить, о чем его предупредило божество-защитник. Не похоже, что покровитель имел какое-либо отношение к этому, поскольку он продолжал поддерживать его деятельность, а позже он исцелил животных Гонтена и снова заставил бить ключевую воду в старом источнике, что значительно повысило пригодность для жизни в этом регионе.

В конце того же года он провел месячный ретрит по практике Манджушри — бодхисаттвы мудрости и знания. Он утверждает, что в результате этой практики ему было видение Манджушри, который предложил ему дар:

Манджушри сказал мне: «Дитя мое, чего ты хочешь? Я дам это тебе."
«Мне нужны навыки письма», — попросил я.
«Даже некоторые светские миряне могут уметь хорошо писать. Какая в этом польза?»
«Ой. Что ж, тогда я желаю возвышенного прозрения.»

Воодушевленный этим и другими видениями того, что он находится на правильном пути, в течение следующих четырех лет он продолжал свою жизнь, состоящую в основном из одиночной медитации, скорее всего, при поддержке своего покровителя Гонтена, перемещаясь по разным местам кочевого региона Серта.

В конце 1856 года, когда ему было двадцать два года, Дуджом Лингпа получил указание от дакини в видении отправиться на восток, в Голок, чтобы найти ученика, которого ему суждено было учить. Все еще не считая себя ламой, который берет себе серьезных учеников, он спросил дакини: «Старшая сестра, если я пойду туда, сколько чая я получу от этого ученика?» На что она ответила: «Он не такой ученик. Появится много учеников, подобных вашему сердцу, и вы совершите то, что принесет пользу существам в огромном масштабе».

В следующем году Дуджом Лингпа был представлен ламой Санг-нгак Друбчок (bla ma gsang sngags) торговцу по имени Гили Вангли (rgis li dbang li), который направлялся по делам в города Голока. Они путешествовали вместе, и Дуджом Лингпа дал передачи Священных Писаний и наставления племяннику Гили Вангли, монаху по имени Нгаванг Гьяцо (ngag dbang rgya mtsho), а также другому члену группы по имени Кьяце Дон (skya tshe don). После нескольких месяцев пребывания в приятной компании этой семьи Дуджом Лингпа сообщает, что у него было видение, в котором дакини сказала ему не оставаться с ними слишком долго, поскольку они не будут его постоянными покровителями. Однако Гили Вангли был настолько впечатлен Дуджомом Лингпой, что распространил хвалу о нем по всему Восточному Тибету, и в результате в начале карьеры Дуджома Лингпы он был известен просто как Гили Тертон (rgis li gter ston) — «семейное сокровище Гили». Нетрадиционный, суровый характер и внешний вид, которые он культивировал, вероятно, сослужили ему хорошую службу в то время в Голоке, где не было верховенства закона, и от лам часто ожидалось, что они будут действовать как арбитры и проявлять силу власти.

Откровения терма

В 1858 году Дуджом Лингпа сообщает о видении Авалокитешвары, который увещевал его раскрыть цикл сокровищ «Глубокое учение о естественно свободной и просветленной перспективе» (zab chos dgongs pa rang grol). Сделав это, он затем попытался расшифровать символический текст сокровища, но это далось ему нелегко. Позже в том же году он сообщает о видении непальского мастера восьмого века Хункары (ХУМ ка ра), который дал ему дополнительное посвящение Ноджина Шенпы Марнака, которое облегчило ему процесс раскрытия сокровищ, хотя он, похоже, все еще сомневался, что он был до задачи.

Говорят, что в то время в Голок прибыл практикующий Кагью по имени Репон (рас дпон) из региона Хоркок (хор кхог) и начал распространять слухи о том, что сокровища Дуджома Лингпы были поддельными. Это дело, кажется, значительно обескуражило Дуджома Лингпу до такой степени, что он счел, что оно не стоит затраченных усилий, и сжег все, что сочинил к этому моменту.

Позже, в 1858 году, он вошел в ретрит по практике Дордже Дроло с учеником по имени Нгаванг Гьяцо (ngag dbang rgya mtsho), во время которого он получил пророчество о том, что встретит монаха из региона Хор по имени Пунцок Таши (phun tshogs bkra shis). ), который будет писцом его будущих сокровищ. Все произошло так, как и было предсказано, и позже в том же году он отправился в Хор, чтобы дать обширные учения большому собранию верующих.

Тем летом он обнаружил земное сокровище ( сагтер ) на месте под названием Ба Сокровищница (рба гтер браг), которое включало статую Тары, четки, которые, как говорят, принадлежали Махасиддхе Сарахе, и реестр ( кха бьянг ). будущих сокровищ, которые нужно раскрыть, а также инструкции о том, как это сделать. Местами его откровений должны были стать горы Нгала Такце (rnga la stag rtse) в Серме (ser smad) и место под названием Шадрак Дордже (sha brag rdo rje). Обнаружив эти сокровища, он назначил своих учеников Пунцока Таши и Нгаванга Гьяцо их хранителями (gter bdag). Они вместе отправились обратно на восток, в Голок, с долгосрочным планом по их составлению, редактированию и распространению, хотя Дуджом Лингпа заявил, что ему пришлось подождать шесть лет, прежде чем поделиться ими с другими.

Примерно в это же время он представил свой второй крупный цикл сокровищ «Сеть мудрости чистых проявлений» (dag snang ye shes drwa ba), который включал предварительные практики Дуджом Терсар (bdud 'jom gter gsar); тантра Дзогчен, «Острая Ваджра Осознанности» (shes rig rdo rje rnon po rgyud); и широко практикуемая в настоящее время литургия чод (gcod) Кродикали, или Черной Тромы (khro ma nag po). В беседе с видениями в 1865 году Падмасамбхава рассказал Дуджому Лингпе о важности практики чод среди своих откровений:

Разрыв представляет собой основные наставления о том, как считать плохие предзнаменования своей удачей и принять потрясения болезней как путь. Это особенно глубоко. В прошлом люди знали всю суть этих жизненно важных указаний, но теперь никто не знает. В наши дни упадок высшего подхода Тайной Мантры полностью обусловлен слабостью [положительной] кармы и заслуг живых существ: Их учителя наслаждаются, считают лучшим и учат других путям меньших духовных подходов, в которых концепции рационального, интеллектуального ума ценятся с привязанностью. Ученики с небольшими заслугами встречаются только с такими учителями.

Принимая жизнь учителя

К 1861 году уверенность Дуджома Лингпы в своих способностях раскрывать сокровища была сильна. Он написал,

С того времени, подобно планетам и звездам, мерцающим на поверхности океана, я осознал, что все явления – как циклического существования, так и просветления – представляют собой совершенно содержащееся, самопроявленное проявление в высшем базовом пространстве. Более того, просто сосредоточив внимание моего ума на каком-либо предмете, любые учения, которые мне были нужны, возникали [в моем воображении], как если бы была сделана точная копия.

В 1862 году, когда Дуджому Лингпе было двадцать восемь лет, у него было видение, которое дало ему ясное представление о направлении. Дакини посоветовал ему провести ретрит в Дропуке (грод пхуг) [18] , и через месяц там у него было еще одно видение, сообщающее ему, куда он может пойти в ближайшие годы, чтобы получить продовольствие, чтобы поддержать его и его свиту. Он пишет, что ему было дано четкое указание не изо всех сил стараться продвигать себя и не стремиться к большему материальному богатству, чем необходимо. Позже другое божественное существо посоветовало ему регулярно возвращаться в Дропук и развивать там свою практику. Ему также было поручено провести несколько коротких ретритов в месте восточнее, называемом Серджи Дзичен Ше (ser gyi 'dzi chen shes), и подготовиться к руководству учениками, которые вскоре соберутся вокруг него. Никогда не проходивший обучение в официальном религиозном сообществе и не получавший институциональной поддержки, он выразил свое недовольство идеей стать религиозным лидером в песне:

Хотя я учил других
Как приказали мои самопроявленные учителя,
Никто мной не интересуется
Разве что как объект всеобщей критики.

После этого эпизода летом 1862 года он бродил по равнинам Хора, практикуя свое собственное сокровище Дордже Дроло, пока человек по имени Анам Вангчен (гнам дбанг чен) не попросил его провести ритуалы. Анаму Вангчену посоветовал сделать это Донгак Гьяцо (mdo sngags rgya mtsho), ученик Патрула Ринпоче Оргьена Чокьи Вангпо (dpal sprul rin po che orgyan chos kyi dbang po, 1808–1887), лама, с которым В последующие годы Дуджом Лингпа наладил важные отношения. Почему Донгак Гьяцо так высоко ценил Дуджома Лингпу, не объясняется, но вполне вероятно, что он услышал о нем через сеть своих бывших покровителей, семьи Гили.

В конце лета 1862 года Дуджом Лингпа вернулся, чтобы посетить поместье Гили, на этот раз имея статус многообещающего открывателя сокровищ, все еще нуждающегося в установлении своей подлинности. Там он встретил человека по имени Кела Чопак (ske bla chos 'phags), который предложил помочь ему в его работе с сокровищами, хотя и выразил скептицизм по поводу добросовестности Дуджома Лингпы. В это время проходил Четвертый Каток Чакца Тулку (kaH thog phyag tsha sprul sku), и его спросили о Дуджоме Лингпе. Посоветовавшись со своими снами, Чакца Тулку заявил: «Кажется, он настоящий открыватель сокровищ», что укрепило авторитет Дуджома Лингпы. Позже Чакцу Тулку попросили оценить последовательность несколько необычно звучащей строки в сокровищах Дуджома Лингпы. Особенно враждебно настроенный скептик по имени Ревон (ре'он) подозревал, что Дуджом Лингпа использовал всего лишь поэтические полеты фантазии, однако Чакца Тулку заявил, что его слова действительно глубоки и выдерживают сравнения с некоторыми фразами Первого Додрубчена, Джикме Тринле Возера (rdo grub chen 01 'jigs med phrin las 'od er, 1745–1821). В отместку за унижение Ревона Дуджом Лингпа ритуально проклял этого человека и довел его до гибели. Примерно в это же время Каток Чакца Тулку дал Дуджому Лингпе посвящения на сокровища Дудула Дордже.

Позже в том же году Дуджом Лингпа раскрыл свой цикл сокровищ «Глубокая тайная сердечная сущность хакини» (zab gsang mkha' 'gro snying thig).

Повышение активности и построение семейной линии

В 1863 году, когда ему было двадцать девять лет, Дуджом Лингпа прожил один год в ретрите в Дропуке с двумя своими учениками. Там они обучались практикам ануйоги Лонгчен Ньингтик ( klong chen snying thig ), широко практикуемому циклу сокровищ Джигме Лингпы ('jigs med gling pa, 1730–1798). Той зимой он вернулся в свой родной регион к западу от Голока и в течение двух месяцев практиковал сокровище Дордже Дроло Дудула Дордже в ретрите с учениками по имени Кьенраб (мкхьен раб), Карма Кончок (карма дкон мчог), Лама Тен (бла ма бртан ), и Рикчок (риг мчог).

В следующем году он вернулся в Дропук примерно на год. Находясь там, от дакини в видении он получил наставления по практике Дзогчен тогель ( тод ргал ), которая расширила сферу его визионерского опыта и открыла ему доступ к обширным чистым землям. Похоже, что 1864–1865 годы он посвятил практике тогел.

К 1865 году Дуджом Лингпа объединился с женщиной по имени Траза Сонам ​​Цо (khra bza' bsod nams mtsho), которая присоединилась к нему в супружеской практике. В том же году у них родился старший сын. В 1870 году Четвертый Дзогчен Друбванг, Мингьюр Намкай Дордже (rdzogs chen drub dbang 04 mi 'gyur nam mkha'i rdo rje, 1793–1870) признал ребенка Третьим Додрубченом и назвал его Джигме Тенпай Ньима (rdo grub chen 03 ' джигс мед бстан паи ньи ма, 1865–1926) и возвел его на трон в монастыре Ярлунг Пемако (яр клунг падма бкод). Мальчик тренировался у Дзогчен Кхенпо Пема Ваджра (рдзогс чен мхан по пад+ма ба+дз+ра, ум. 1887), Патрула Ринпоче, Мипама Ринпоче (ми пхам рин по че, 1846–1912) и других известных мастеров школы Ньингма. времени. [21] Поскольку тулку Додрубчен занимают центральное место в линии передачи Лонгчен Ньингтик, эта связь, несомненно, способствовала последующей гармонии между традициями Лонгчен Ньингтик и Дуджом Терсар, при этом многие важные мастера придерживались обеих линий передачи. Несколько других сыновей Дуджома Лингпы также обучались в Лонгчен Ньинтик и сами были носителями двойной линии передачи.

В 1867 году, когда ему было около тридцати двух лет, у Дуджома Лингпы родился второй сын, Тулку Пема Дордже (sprul skupad+ma rdo rje, 1867–1934), от Траза Сонам ​​Цо. Тулку Пема Дордже был признан Четвертым Дзогчен Друбвангом как воплощение Марпы Лоцавы (mar pa lo tsA ba) и обучался у Патрула Ринпоче и его старшего брата, Третьего Додрубчена, помощником которого он служил на протяжении десятилетий.

В 1868 или 1896 году от его второй жены Кеза Сангье Цо (ske bza' sangs rgyas mtsho) у него родился третий сын, которого признали воплощением До Кхьенце Еше Дордже (mdo mkhyen brtse ye shes rdo rje, 1800–1866). Четвертым Дзогченом Ринпоче, Цамтрулом Кунзангом Деченом Дордже и самим Дуджомом Лингпой. Этот сын был известен как Кхьенце Тулку Дзамлинг Вангьел (mkhyen brtse sprul sku rdzam gling dbang rgyal, 1868–1907), и он был возведен на трон в монастыре Дзагьел в 1878 году. Он, как и его старшие братья, также обучался у Патрула Ринпоче и Дуджома Лингпы. как Цамтрул Кунзанг Дечен Дордже. Позже он преподавал в монастыре своего отца Кельзанг, а затем отправился в паломничество в Пемако (pad+ma bkod) со своей свитой в 1906 году и скончался в 1907 году в Церинг Джонг (tshering ljons).

Зимой 1871 по 1872 год по указанию ученика по имени Пема Таши (pa+ma bkra shis) он переписал свой последний главный цикл сокровищ, также основанный на «Черной Троме», под названием «Сокровищница простора реальности» ( chos nyid). нам мха'и клонг мдзод ).

Семейная линия, итеграция с другими линиями

Сообщается, что, когда Дуджому Лингпе было чуть за сорок, дальновидные наставники посоветовали ему в какой-то степени остепениться — работать на земле с весны до осени и проводить ретрит зимой. Соответственно, в 1876 году, в возрасте сорока лет, он возделывал небольшое ячменное поле и пас несколько голов скота в Пулунг Геги Латок (фу лунг гад гьи ла тог), где в 1871 году он построил дом. Примерно в это же время он сообщает, что также получая неконкретные предупреждения о политических проблемах, которые охватят Тибет в ближайшие десятилетия в результате китайского вторжения. [25] Поиск убежища от этих условий в отдаленных уголках южного Тибета останется в его мыслях на всю оставшуюся жизнь и, как говорят, привел к его перерождению в изолированном южном регионе Пемако.

Дуджом Лингпа возвел на трон своего второго сына в монастырях Додрубчен и Нузок (rnu zog) в 1877 году, а затем летом 1878 года привёл своего третьего сына в монастырь Дзагьел (rdza rgyal dgon) в районе Дзачука (rdza chu kha). их получил Цамтрул Кунзанг Дечен Дордже (mtshams sprul kun bzang bde chen rdo rje, 1845–1925), реинкарнация мастера Лонгчен Ньингтик Джигме Гьелвай Ньюгу ('jigs med rgyal ba'i myu gu, 1765–1842), который подарил монастырский трон молодому Кхьенце Тулку. В конце того лета Дуджом Лингпа наконец встретился лично с учителем своих сыновей Патрулом Ринпоче. В течение нескольких месяцев Патрул Ринпоче давал Дуджому Лингпе и его группе учения и передачи классических буддийских произведений Бодхичарьяватара , Абхисамаяламкара, Мадхьямакаватара и Гухьягарбха-тантра .

Теплые отношения, которые он установил с Патрулом Ринпоче через своих сыновей, несомненно, оказали глубокое влияние на его репутацию. Патрул Ринпоче также был известен как институциональный аутсайдер, хотя его подлинность как мастера была неоспорима. На любого, кого он одобрял, религиозные стражи того времени наверняка смотрели бы с меньшим скептицизмом. Среди этих привратников были выдающийся ученый Мипам Ринпоче, Джамгон Конгтрул Лодро Тайе ('jam mgon kong sprul blo gros mtha' yas, 1813–1899) и Джамьянг Кьенце Вангпо ('jam dbyangs mkhyen brtse'i dbang po, 1820–1892). Именно двое последних рано тщательно предоставили легитимность другому открывателю сокровищ того времени, Чокгьюру Лингпе (мчог 'гьюр глинг па, 1829–1870). Тем не менее, в то время как Чокгьюр Лингпа активно просил Конгтрула и Кхьенце помочь донести свои сокровища до восприимчивой аудитории, Дуджом Лингпа, похоже, предпочитал оставаться на задворках религиозной жизни восточного Тибета, где он вряд ли смог бы развеять сомнения истеблишмента в отношении него. [26] Тем не менее, то, что его старшие сыновья были признаны Дзогченом Ринпоче и приняты Патрулом Ринпоче, предполагает, что он пользовался сильной поддержкой со стороны влиятельных людей. Без доказательств такой прямой поддержки и поскольку Дуджом Лингпа никогда не был ламой со средствами, наиболее вероятно, что его репутация органично выросла со времени его пребывания в семье Гили, его взаимодействия с инсайдерами истеблишмента, такими как Каток Чакца, и устной речи от его ученики.

В конце концов он заручился поддержкой крупнейших лам своего времени. Джамьянг Кьенце Вангпо послал своего близкого ученика, Гьюрме Нгедона Вангпо ('gyur med nges don dbang po), тренироваться с ним до конца своей жизни; Говорят, что Мипам хвалил свои сокровища за «свежий, нетрадиционный буддийский словарь, одновременно глубокий и аутентичный»; а некоторые говорят, что Джамгон Конгтрул попросил разрешения у Дуджома Лингпы включить его работы в его «Сокровищницу откровений» (rin chen gter mdzod). Если бы такая просьба действительно была сделана, Дуджом Лингпа отклонил бы эту честь.

В 1879 году, когда ему было сорок пять лет, у Кезы Сангье Цо родился его четвертый сын, Намтрул Мипам Дордже (rnam sprul mi pham rdo rje, 1879–1905). Его признали воплощением просветленных деятелей, личности которых неясны. Пема Восел Тайе (pad+ma 'od gsal mtha' yas) называет его объединенной эманацией скрытого йогина (sbas pa'i rnal 'byor) и Чево'и Ригдзин Ченмо (che bo'i rig 'dzin chen mo ), что, возможно, является вариантом Чейол Ригдзин Ченмо (che yol rig 'dzin chen mo).

Дуджом Лингпа отправил его тренироваться под руководством Патрула Ринпоче вместе с другими его сыновьями, но он скончался, когда ему исполнилось двадцать шесть лет. Он также отправил их пятого сына, Тулку Дриме Возера (sprul sku dri med 'od zer, 1881–1924), обучаться в монастыре Додрубчен. Когда ему было семнадцать или восемнадцать, он начал раскрывать сокровища учений, а когда ему было двадцать два, он вернулся к отцу и тренировался в основном в Дуджом Терсар. Дриме Возер посвятил свою жизнь распространению откровений своего отца, позже с помощью своей прославленной партнерши Сера Кхандро (серамкхагро, 1892–1940), которая сама была открывательницей сокровищ. Собственные сокровища Дриме Возера, похоже, были потеряны во время Культурной революции.

Летом 1884 года третья жена, Акьябза Келсанг Дронма (а скайабс бза' скаль бзанг сгрон ма), родила Дуджому Лингпе шестого сына, Тулку Лхатопа или Лхачена Тобьала (sprul sku lha stobs / lha chen stobs rgyal, 1884–1942). Его признали реинкарнацией Чжичен Тулку (gzhi chen sprul sku) монастыря Чжичен (gzhi chen dgon), филиала монастыря Каток (kaH thog dgon). В 1893 году он был возведён на трон в Такце Самдруб Чокор Линг (stag rtse bsam grub chos 'khor gling) , связанном с Катоком, но большую часть своего обучения проходил вместе со своим отцом и старшим братом Дриме Возером. [32] Его седьмой сын, Патрул Намка Джикме (dpal sprul nam mkha' 'jigs med, 1888–1960), был признан реинкарнацией Патрула Ринпоче. Он обучался у своего отца и великого ученого Кхенпо Кунпела (мхан по кун дпал, 1862–1943) и был возведен на трон в 1895 году в монастыре Дзагьел, который позже передал своей дочери Кунзанг Вангмо (кун бзанг дбан мо, 1930). –2009). [33] Его восьмой сын, Тулку Дордже Драдул (sprul sku rdo rje dgra 'dul, 1891–1959), станет открывателем сокровищ, присмотрит за монастырем Келзанг и скончается во время китайского вторжения в 1959 году.

У Дуджома Лингпы было четыре дочери, все из которых были признаны дакини, но их имена и биографии, похоже, затерялись в исторических записях.

Монастырь Кельзанг и чистая земля Пемако

После более тридцати лет странствий по пограничным регионам между Амдо и Кхамом, в 1890 году Дуджом Лингпа построил институциональный центр — монастырь Дарцанг Келсанг (brda tshang skal bzang dgon). [36] Хотя он продолжал скитаться с места на место до конца своей жизни, по крайней мере, монастырь Кельзанг служил базой и стабильным местом для нескольких его сыновей, которые в разные моменты занимали его административный трон после Дуджом Лингпа скончался. Летом 1892 года он принял приглашение преподавать в Тактоб Габма (stag thob sgab ma), где получил щедрые подарки в виде ценностей и скота для поддержки своей деятельности. Тем летом он разбил лагерь в Цачу (тша-чу), прежде чем служить ваджрным мастером на церемонии великого свершения для тех же жителей Тактоба, которые были так щедры к нему годом ранее. Во время этого визита жители Тактоба хотели предложить ему свой монастырь и поручить ему взять на себя управление им. Он отказался, написав в своей автобиографии: «Мне предложили монахов. Я сделал вид, что доволен, а затем снова вернулся домой».

В 1893 году, в возрасте пятидесяти девяти лет, Дуджом Лингпа получил указание от дакини отправиться на юг, в место под названием Сенгдам (сенгдам) в нижнем Конгпо. Там, сказала она ему, он найдет карту сокровищ, ведущую его в скрытые долины Пемако, регион, который был «открыт» его предыдущим воплощением, Дудулом Дордже. Хотя он не смог совершить это путешествие, божественное наставление сыграло важную роль в открытии его реинкарнации, Дуджома Ринпоче Джикдрела Еше Дордже (bdud 'joms 'jigs bral ye shes rdo rje, 1904–1987). В своих видениях ему постоянно давали указания не селиться в доме или монастыре, а вместо этого кочевать по региону, спать в палатке из шерсти яка и останавливаться в монастырях, где базировались его дети.

В устной традиции линии Дуджома Терсара и как записано в « Чудесной гирлянде редких драгоценных камней» Ньошула Кхенпо утверждается, что в 1895 году у Дуджома Лингпы родился девятый сын, Апанг Тертон (пангтер камень, 1895–1945), при необычных обстоятельствах. В этом сообщении утверждается, что Апам Тертон был чудесным образом зачат от девственной матери, которая была рукоположенной монахиней. Ее имя не записано. Говорят, что Дуджом Лингпа объявил ребенка своим через несколько лет после его рождения и организовал его обучение у великих мастеров того времени, таких как Тертон Согьел Лераб Лингпа (gter ston bsod rgyal las rab gling pa, 1856–1904).

Однако важно отметить, что в более ранних записях об Апаме Тертоне не утверждается, что он был сыном Дуджома Ринпоче. Они даже перечисляют имена его биологических родителей. Однако он был отцом Таре Лхамо (tA re lha mo, 1938–2002), уважаемого открывателя сокровищ и учителя, чьим первым мужем был правнук Дуджома Лингпы, Мингьюр Дордже (mi 'gyur rdo rje, 1934–1959). После вступления в брак с линией Дуджом, Таре Лхамо стал активно заниматься ее практикой и распространением в Восточном Тибете. Поэтому почти наверняка устные рассказы о том, что Апанг Тертон был чудесным сыном Дуджома Лингпы, появились только после 1958 или 1959 года, когда Таре Лхамо женился на Мингьюре Дордже, который скончался примерно через год. Эти отчеты затем успели бы распространиться и быть записаны Ньошулом Кхенпо в его истории, которая была завершена в 1980–1981 годах в Бутане. Как бы то ни было, Апанг Тертон стал влиятельным открывателем сокровищ, возможно, наиболее известным своим широко практикуемым циклом Красной Тары, основанием монастыря Цимда (rtsis mda' dgon) в округе Пема в Голоке и перерождением в качестве Сорока- Первый Сакья Тризин Нгаванг Кунга Текчен Пелбар (са ская кхри 'дзин 41 нгаг дбанг кун дга' тег чен дпал 'бар, р. 1945).

Последние годы

В последние годы девятнадцатого века Дуджома Лингпа все больше беспокоил надвигающийся политический хаос войны с империей Цин в Китае, и он снова подумывал о бегстве в Пемако. Он даже установил эпистолярные отношения с королем Пемако, дочерью Канама Депы (kaH gnam sde pa), Ани Нангсел (an ni snang gsal), которую он намеревался взять в качестве супруги после переезда туда. [46] Тем не менее, провидица Дакини сказала ему:

Дитя Мое, тебе не нужно бежать в этом году. Никакой опасности со стороны человеческой армии не будет. Армия злых убийственных духов материализуется как чудесное проявление варварского пограничного народа. Даже если вы попытаетесь убежать от них, у вас это не получится. [47]

Дуджом Лингпа остался в своем лагере в регионах Голок и Серта и в 1898 году по просьбе своих учеников составил историю своей жизни, которая была завершена и опубликована в течение года. Тем не менее он продолжал думать о Пемако, даже призывая своих учеников пойти туда без него, обещая, что последует за ним. Некоторые из них так и сделали, в том числе Линг Лама Чойджор Гьяцо (глинг бла ма чос 'бёр гья мтшо) и Гьюрме Нгедон Вангпо. [48]

Дуджом Лингпа скончался вскоре после их ухода, в восьмой день одиннадцатого месяца года водяного зайца, или 27 декабря 1903 года. По традиции, его тело было положено в погребальную ступу лицом на восток, но в течение после кремации вся структура повернулась на юг. Это было истолковано как указание на его возрождение в Пемако. Вскоре после прибытия в Пемако Линг Лама Чойджор опознал свою реинкарнацию, Дуджома Ринпоче, родившегося в 1904 году.

Сообщается также, что Дуджом Лингпа принял по крайней мере две другие реинкарнации: воплощение разума, Сонам ​​Дойцен (bsod nams lde'u bstan, 1910–1958), [49] ребенок его сына Тулку Дриме Возера; и речевое воплощение, Дзонгтер Кунзанг Ньима (rdzong gter kun bzang nyma, 1904–1958), ребенок его сына.