Онто Кьенраб Чокьи Озер
Онто Кьенраб Чокьи Возер (тиб. དབོན་སྟོད་མཁྱེན་རབ་ཆོས་ཀྱི་འོད་ཟེར་, Вайли: dbon stod mkhyen rab chos kyi 'od zer, р. 1889) родился в районе Вонто (dbon stod) Дерге в 1889 году земляного быка. Его отец, которого звали Церинг Пелджор (tshe ring dpal 'byor), происходил из семьи практиков с высоким статусом. Его мать звали Долма Лхамо (sgrol ma lha mo). Он был одним из восьми детей, у него было пять братьев и две сестры. Два младших брата, Келден Ринчен (skal ldan rin chen) и Ринчен Лосел (rin chen blo gsal), оба были монахами монастыря Вонто (dbon stod dgon). Четвертый брат был домохозяином, а пятый, Лама Ньендрак (bla ma snyan grags), служил настоятелем и учителем в Вонто в течение многих лет, после чего остался в ретрите в пустыне Рамше (ram bye ri khro). Он скончался в 1958 году.
Согласно его житию, когда он был младенцем, его тело излучало сияние, и все люди из окрестностей приходили посмотреть на него. Мать прозвала его Возер Каррил ('od zer dkar ril), или «Маленький шар света». Намкай Норбу (nam mkha'i nor bu, 1938–2018) говорит, что детское имя Чокьи Возера, которое он получил от своего дяди по отцовской линии, было Ринчен Дордже.
Родители привели его к Джу Мипаму Гьяцо ('ju mi pham rgya mtsho, 1846–1912), который спросил, как зовут ребенка. Родители сказали Мипаму, что это был Кьенраб Возер (mkhyen rab 'od zer), что означает «Лучи света совершенного знания». «В таком случае, — сказал мастер, — пусть он станет Лучами Света Совершенного Знания Дхармы!» (Кхьенраб Чокьи Возер) и положил правую руку на голову мальчика.
Доктор по имени Ялха Ургьен (ya lha u rgyan) научил его читать. Примерно в 1895 году, когда ему было семь лет, его семья потеряла все в результате пожара, в результате чего его отправили в монастырь Вонто. Однажды он наткнулся на несколько отдельных страниц из книги Сакья Пандита (sa skya pan Di ta kun dga' rgyal mtshan, 1182–1251) «Различение трёх обетов» (sdom gsum rab dbye ) в комнате, где хранился ца-ца. Он с изумлением прочитал страницы и пообещал сделать все возможное, чтобы понять их полностью.
Поскольку он хотел делать больше, чем просто запоминать литургические тексты, он был вдохновлен искать учения у известного мастера Сакья Гатона Нгаванга Лекпы (sga ston ngag dbang leg pa, 1867–1941). Собрав провизию, он отправился в район Гато.
Гатон принял молодого человека и дал ему передачи, в том числе посвящения Хеваджры, учения по «Письму друга» Нагарджуны (Сухриллекха, bshes springs), Бодхичарьяватаре, Винае и другие темы дхармы. Гатон Лекпа посоветовал Чокьи Возеру отправиться к Джамьянгу Лотеру Вангпо ('jam dbyangs blo gter dbang po, 1847–1914) для дальнейшего обучения. Итак, в шестнадцатилетнем возрасте он уехал в Дерге. Встретив Лотера Вангпо в Лхундрубтенге (lhun 'grub steng), пожилой мастер был рад принять его, заявив, что прошлой ночью ему приснилось, что он встретил молодого путешественника с печатью Манджушри. Позже, в тот же день, Кхьенраб Чокьи Возер вернулся с небольшой сумкой с провизией. Пока Лотер Вангпо беседовал со своим юным посетителем, слуги Лотера Вангпо с любопытством рылись в сумке в поисках чего-то напоминающего ручные орудия Манджушри. Когда они нашли только гречку, они решили, что сами зерна должны напоминать кончик меча Манджушри.
Лотер Вангпо дал молодому Чокьи Возеру обеты посвящения с именем Джамьянг Тубтен Гелек ('jam dbyangs thub bstan dge legs) и поместил молодого человека в свою собственную резиденцию, обучая его грамматике, медицине и другим начальным предметам монашеского монастыря. образование. Они перешли к философским трактатам «Мадхьямакаватара» Чандракирти, «Праджняпарамита», «Абхидхармакоша» Васубандху, «Сокровищница рассуждений» Сакья Пандита (rigs gter) и тантрам, таким как Хеваджра. Он также дал ему передачу своего «Сборника садханы» (sgrub thabs kun btus). Вполне возможно, что в это время он выполнял какую-то административную или писательскую работу для Лотера Вангпо, поскольку Дилго Кхьенце Ринпоче (dil mgo khyen brtse rin po che, 1910–1901) называет его в своей автобиографии секретарем учителя. Лотер Вангпо также предупредил Чокьи Возера, что его тридцать седьмой год будет годом препятствий, но предсказал, что он доживет до семидесяти лет и, возможно, дольше.
Затем Лотер Вангпо посоветовал Чокьи Возеру учиться у Кхенпо Шенги (mkhan po gzhan dga', 1971–1927) в монастыре Дзогчен (rdzogs chen dgon). Кхенпо Шенга научил его своей знаменитой программе, состоящей из тринадцати классических индийских буддийских писаний, а также тибетских комментариев и трактатов, таких как: «Различение трех обетов» Сакья Пандита (sdom gsum rab dbye); Нгари Панчен Пема Вангьял (mnga' ris paN chen Padma dbang rgyal, 1487–1542) «Определение трех обетов» (sdom gsum rnam nges); Лонгченпы (klong chen pa, 1308–1364) «Семь сокровищниц» (mdzod bdun), «Четыре сердечные сущности» (snying thig ya bzhi) и «Трилогия отдохновения» (ngal gso skor gsum); и «Сокровищница качеств» Джигме Лингпы ('jigs med gling pa, 1730–1798) (yon tan mdzod).
Чокьи Возеру было трудно получить основные учения Дзогчен. В качестве постели ему приходилось довольствоваться старой соломой, наполненной конским навозом и овечьими какахама, и у него не было подходящей обуви, так что зимой его ноги трескались и кровоточили. Из еды у него были только суп и цампа. Хотя он получал масло в качестве оплаты за проведенные им обзорных занятий, он использовал его для изготовления ламп и никогда его не ел. Когда масла не хватало, чтобы зажечь лампу, ему приходилось читать при лунном свете; в отсутствие луны он читал при свете костра.
В 1909 году Чокьи Возер сопровождал Кхенпо Шенгу в обитель под названием Венне Лхундруб Янцзе (dben gnas lhun 'grub yang rtse), где он получил передачу Ламдре и Сборника Сакья-тантр (rgyud sde kun btus), данную Лотером Вангпо. Чокьи Возер оставался с Кхенпо Шенгой примерно тринадцать лет, работая ассистентом преподавателя, когда он путешествовал по Кхаму, обучая в нескольких монастырях. Он получил от него дальнейшие учения по буддийскому учению, а также медицинским тантрам, грамматике и астрологии.
В 1910 году, когда Чокьи Возеру было двадцать два года, одиннадцатый Тай Ситу Пема Вангчок Гьялпо (ta'i si tu 11 padma dbang mchog rgyal po, 1886–1952) и Кхенчен Таши Озер (mkhan chen bkra shis 'od zer, 1836–1910) монастыря Пальпунг (dpal spungs dgon), близкий ученик Джамгона Конгтрула ('jam mgon kong sprul, 1813–1899), пригласил Кхенпо Шенгу преподавать в Пальпунге. Его сопровождали Чокьи Возер и другие ученики. Они основали там монашеский колледж, в котором преподавали тринадцать индийских классических произведений, а также тибетские трактаты.
В 1918 году Джамьянг Кьенце Чокьи Лодро ('jam dbyangs mkhyen brtse chos kyi blo gros, 1893–1959) пригласил их в монастырь Дзонгсар (rdzong sar dgon), чтобы основать там колледж. Кхенпо Женга начал с преподавания в храме Таши Лхаце в Дзонгсаре (bkra shis lha rtse lha khang) в течение почти года, начиная с Бодхичарьяватара . [13] Это переросло в колледж Кхамше, Шедруб Даргье Линг (khams bye bshad grwa bshad sgrub dar rgyas gling). Кхенпо Женга считается первым настоятелем. В Дзонгсаре Чокьи Возер получил полное монашеское посвящение в присутствии Кхьенце Чокьи Лодро, Кхангсара Нгаванга Лодро Женпена Ньингпо (khang sar ngag dbang blo gros gzhan phan snying po, 1876–1952), Джамьянга Чокьи Гьелцена ('jam dbyangs chos kyi rgyal mtshan, 1870–1940) и другие. [14] Во время церемонии он получил имя Лодро Лекше Гьяцо (blo gros legs bshad rgya mtsho). Возможно, это был первый раз, когда обеты посвящения гелонга ( dge slong ) были даны в Дзонгсаре, поскольку тамошние монахи традиционно отправлялись в монастырь Нгор (ngor) в центральном Тибете для проведения церемоний посвящения.
Среди других его учителей, среди прочих, был Мипам Джампел Гьепай Дордже (mi pham 'jam dpal dgyes pa'i rdo rje), который научил его астрологической системе Калачакры, четырем медицинским тантрам, а также тибетской и индийской геомантии. Дру Джамьянг Дракпа ('bru 'jam dbyangs grags pa) научил его комментариям Мипама Гьяцо к Калачакра-тантре , Мадхьямакаламкаре Шантаракшиты и другим буддийским классическим произведениям. Дракра Джамьянг Чокьи Ньима (хвастовство ра 'джам дбьянгс чос кьи ньи ма, ум. 1936) дал ему многочисленные тантрические посвящения, наставления по Ваджрайогини Наропы и по традициям множественной тренировки ума ( бло сбьонг ).
Чокьи Лодро назначил Чокьи Возера настоятелем Кхамше в 1920 году. [15] За время его пребывания в должности колледж поддерживал около пятидесяти монахов, которым приходилось проводить несколько месяцев в проведении религиозных церемоний и собирать деньги для колледжа. Присутствовали и другие ученики, которые оказали свою собственную поддержку, такие как Третий Дежунг Ринпоче (sde gzhung sprul sku 03, 1906–1987). [16] Особым знанием Чокьи Возера была Виная, и он написал новую монашескую кодовую книгу ( bca' yig ) под названием «Драгоценный свет» ( rin chen sgron me ), взяв за основу книгу Чокьи Лодро. [17] За десять лет, пока он преподавал в Дзонгсаре, колледж выпустил так много образованных ученых, которые продолжали преподавать в других местах, что в долине Мешо, где расположен Дзонгсар, возникла поговорка, что годовой урожай кхенпо превышает урожай зерна.
В 1926 году он участвовал в повторном освящении ретритного центра Драмаганг (drwa ma sgang) в Дерге, построенного в середине девятнадцатого века и пришедшего в упадок. Среди других присутствовавших лам были Чокьи Лодро и настоятель летнего ретрита в Гончене Самтен Лодро (bsam gtan blo gros, 1868-1931). [18]
Будучи настоятелем, он получил несколько передач от Гатона Нгаванга Лекпы: передачу Ваджрабхайравы в 1925 году, Ламдре в 1928 году и Ваджравали также в 1928 году. [19] Во время посвящения Ваджравали, которое происходило каждый день в полдень, Гатон Лекпа попросил его давать учения Абхисамьяламкары по утрам Дежунгу Ринпоче, Литангу Кьяшулу Тулку Кунзангу Чокьи Ньиме (li thang skya shul sprul sku kun bzang chos kyi nyma) и трем другим монахам.
По словам Джексона, Чокьи Возер написал длинный толкование «Праманасамуккая» Дигнаги , которое было напечатано в Дзонгсаре. Он написал комментарий к « Праманавартикке » Дхармакирти , который был опубликован вместе с несколькими другими второстепенными произведениями в 2015 году. Сообщается, что он также написал биографию Кхенпо Женги, которая является одним из самых востребованных текстов недавней тибетской истории, но, похоже, безвозвратно утеряна. . [20]
Чокьи Возер ушел с поста настоятеля Кхамше в 1920 году. В следующем году по просьбе Ситу Пема Вангчока он начал семилетнюю стажировку в монашеском колледже монастыря Пельпунг, где у него было около пятидесяти студентов. [21]
Примерно в 1928 году он основал новую монашескую коллегию в монастыре Вонто, сначала получив разрешение покинуть Пелпунг из Одиннадцатого Ситу, а также одобрение и поддержку тибетского губернатора Дерге ( sde dge spyi khyab ) Дапона Тетонга Гьюрме Гьяцо (mda' dpon bkras мтонг 'гьюр мед ргья мтшо). [22]
Король Дерге Джигме Цеванг Дудул ('jigs med tshe dbang bdud 'dul, 1916–1942), главный управляющий ( gnyer chen ) Дерге Джаго Тобден (bya rgod stobs ldan, 1898–1960) и два вождя Дерге Хардо (мхар мдо) и другие населенные пункты предоставили материалы для нового колледжа. Чокьи Возер внимательно руководил строительством двенадцатиколонного храма Тары с фресками на стенах, двора для дискуссий, резиденции настоятелей, общежитий для семидесяти монахов, двух кухонь и парка. Были установлены тринадцатилоктевая позолоченная медная статуя Майтрейи и пятилоктевая статуя Сакья Пандита рядом с другими патриархами Сакья, а также золотые изображения двадцати одной Тары. Колледж включал в себя библиотеку с более чем тысячей томов, включая Кангьюр и Тенгьюр, собрание сочинений патриархов Сакья и другие крупные библейские собрания литературы Сакья, Кагью и Ньингма, и был создан для вырезания новых печатных блоков. . Новый колледж получил название Шедруб Пелбар Линг (bshed sgrub dpal 'bar gling). [23]
Шестнадцатый Кармапа, Рангджунг Ригпай Дордже (karma pa 16 rang byung rig pa'i rdo rje, 1924–1981) посетил колледж и провел церемонию черной шляпы, вероятно, в конце 1930-х годов, когда он учился в Пельпунге. Кхьенце Чокьи Лодро, Одиннадцатый Ситу и Второй Конгтрул, Пелден Кхьенце Возер (kong sprul 02 dpal ldan mkhyen brtse'i 'od zer, 1904–1954) и другие выдающиеся ламы выразили свою поддержку Чокьи Возеру, несколько раз посетив колледж. . Дилго Кхьенце, Кхангсар Кхенчен Нгаванг Лодро Женпен Ньингпо и Драйаб Лодро Гьелцен (хвастовство йаб бло грос rgyal mtshan) также преподавали там. Среди его учеников в новом колледже был Намкай Норбу. [24]
В 1954 году королева Дерге Джамьянг Пелмо ('jam dbyangs dpal mo, 1913–1988) спонсировала строительство около семидесяти новых монастырей для монахов в Лхундрубтенге, а в следующем году она пригласила Чокьи Возера в монастырь для преподавания. Он оставил своего ученика Лоселя Тензина (blo gsal bstan 'dzin) ответственным за Вонто, пока его не было. В Гончене два монаха монастыря, Таши Гьелцен (bkra shis rgyal mtshan) и Гьелцен лама Чодрак Гьяцо (rgyal mtshan bla ma chos grags rgya mtsho), служили его помощниками по обучению. Он был там, когда Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьяцо (ta la'i bla ma 14 bstan 'dzin rgya mtsho, р. 1935) остановился в Дерге по возвращении из Китая, чтобы встретиться с новыми коммунистическими лидерами страны, и участвовал в торжественных церемониях приветствия, которые включали учения и посвящения. [25]
Среди его многочисленных учеников, еще не упомянутых, были Дагчен Ринпоче Нгаванг Кунга Сонам (до сих пор считается одним из первых имен, 1929–2016 гг.) Сакья Пунцок Подранг; Досиб Тубтен (мдо шриб туб бстан); Дежунг Анджам Ринпоче (Sdezhung Anjam Rinpoche, 1885-1952); Дежунг Чопел Джамьянг Кунга Намгьел (поэтому церковь выбрала «пел дбьянгс кун дга» рнам гьял); и Кхангмар Ринчен Дордже (Ринчен Дордже).
В 1959 году, в год земляной свиньи, после нескольких периодов болезни Чокьи Возер начал давать последние советы и наставления. Нюрве Таши Самдрубу (myur ba bkra shis bsam 'grub), который служил ему четырнадцать лет, он подарил бронзовую статую Тары. Лодро Даве (blo gros zla ba), который служил ему семь лет, он подарил статую Тары, которая, как известно, говорила и, как говорят, была сделана собственными руками Атиши. [26]
20 ноября 1958 года, в десятый день десятого месяца года земляной собаки, он был арестован Красной Армией и доставлен в Дерге, где заболел из-за ужасных условий содержания. Некоторые китайские охранники шептали «Амитофо» (Будда Амитабха), что приносило ему некоторое утешение, и всякий раз, когда он мог, он подбадривал своих товарищей по заключению. 17 марта 1959 года, в восьмой день второго месяца года земляной свиньи, он сказал своему сокамернику Драйабу Пеме (хвастайся г.йаб падма), что умрет в этот день. Драйаб Пема попросил у охранника разрешения доставить Чокьи Возера в лазарет, и пятеро китайцев и тибетцев помогли ему, но когда они прошли через дверь зернохранилища, в котором их держали, Кхенпо Чокьи Возер сел отдохнуть на по каменным ступенькам, сидя в позе Майтрейи, он заявил: «Сегодня теплое солнце, много радужных облаков и приятные ароматы». Он выпрямил спину, сложил руки в позу медитации, произнес слог «фат» и скончался. [27]
Присутствовавшие китайские охранники были впечатлены и позволили обернуть его тело, все еще находящееся в позе медитации, в монашеские одежды и доставить в Чунагму (чу наг ма), кладбище за пределами Дерге, расположенное лицом в сторону Вонто. .