Будда Аватамсака сутра

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 09:06, 6 августа 2024; Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Эта очень длинная работа в 45 главах заполняет не менее четырех томов Деге Кангьюра. В своем нынешнем виде она представлена как единая обширная сутра (vaipulyasūtra), но, вероятно, она развивалась как энциклопедическое слияние более коротких работ, многие из к...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Эта очень длинная работа в 45 главах заполняет не менее четырех томов Деге Кангьюра. В своем нынешнем виде она представлена как единая обширная сутра (vaipulyasūtra), но, вероятно, она развивалась как энциклопедическое слияние более коротких работ, многие из которых распространялись независимо и до сих пор рассматриваются как самостоятельные тексты. Вся работа классифицируется тибетскими редакторами как принадлежащая третьему повороту колеса Дхармы Будды.

Тибетский перевод начала 9-го века имеет тот же размер и содержание, что и китайский перевод конца 7-го века Шикшананды, оба они больше, чем более ранний китайский перевод Буддхабхадры (начало 5-го века). Китайские переводы отдельных произведений, которые позже были включены в Буддха-аватамасаку, были сделаны еще раньше (в конце 2-го - начале 4-го века) и могут свидетельствовать о постепенной эволюции сутры из ее составных частей. Ни одна версия ни на одном индийском языке не сохранилась, и индийские трактаты цитируют только некоторые из его составляющих текстов, а не всю работу под названием Будда-аватамсака.

Тибетская историческая традиция, описанная Таранатхой и кратко упомянутая в каталоге Деге Кангьюра, говорит нам, что в Индии коллекция не только существовала, но первоначально была намного больше, со ста главами (согласно каталогу Кангьюра) или одной тысячей (Tāranātha), но теперь она неполна, потому что поджог библиотеки в Наланде сократил ее до тридцати восьми сохранившихся глав. Дата этого события, которое, как говорят, было ответственно за уничтожение многих других писаний (включая большую часть Ратнакуты), помещается за некоторое время до жизни Асанги и Васубандху, наряду с рассказами о других катастрофических эпизодах в период политической турбулентности и нестабильного покровительства буддийскими учреждениями в Индии.

Будда-аватамсака изучалась в Китае гораздо шире, чем в Тибете, создавая обширный корпус комментаторской литературы, и на ней основана целая школа китайского буддизма, Хуаянь. Несмотря на то, что в Тибете его очень уважали, он был очень мало изучен в целом, и только некоторые из более поздних глав были широко известны и процитированы. Она была полностью переведена на тибетский язык Джинамитрой, Сурендрабодхи и Еше Де, почти наверняка с санскритского оригинала. Тибетский перевод содержит две главы, 11 и 32, которых нет ни в одном из китайских переводов.

Согласно китайской традиции с ее несколькими версиями, вся работа разделена на 34 или 39 глав, сгруппированных в восемь или девять «собраний» в зависимости от мест и случаев, где происходили учения, которые они касаются.

То, как текст разделен на главы, отличается в тибетской версии. В некоторых каталогах Кангьюра первые 29 глав упоминаются как составляющие собственно Буддхавататасака и добавляются различные альтернативные названия для работы, такие как sangs rgyas smag chad (отсутствие завес у будд), smad chad или rmad gcad (универсальное содержание, последнее является формой, используемой в первой строке каждой брошюры), а также snyan gyi gong rgyan (украшения для ушей) и padma'i rgyan (орнаменты лотоса). Следуя обеим сохранившимся ранним текстовым описям, Пхангтхангме и Денкарме, они затем называют подборку более поздних глав, оставляя неоднозначным их статус как текстов, независимых от самой Будда-аватамсаки или ее части. Сам текст не дает своим составным частям ни одного из атрибутов независимых текстов, таких как санскритские заголовки или обычные вступительные фразы. Однако, поскольку некоторые из последующих глав, как известно, распространялись независимо в Индии, а также в Китае и Тибете, разумно говорить о Будда-аватамсаке как о «семье» текстов, даже если мало что известно о том, как и почему они были сгруппированы таким образом.

Тем не менее, есть некоторые общие функции. Большинство повествовательных элементов текстов (за исключением Гандавьюхи) происходят в течение нескольких недель после пробуждения Будды. Поскольку традиция гласит, что он не учил в течение этого времени, но молча пребывал в медитации, учения, изложенные в текстах, даны Манджушри, Самантабхадрой и другими бодхисаттвами. Другой общей чертой является мнение, что все будды и бодхисаттвы, где бы они ни проявлялись, являются эманациями Будды Вайрочаны.

Некоторые из глав с известным независимым статусом являются следующими:

Гочарапаришуддха (глава 16) может быть тем же трудом, что и сутра с таким названием, цитируемым в нескольких индийских трактатах. Он указан как отдельный текст Буддхавататасаки в Махавьютпатти, а работа в Тенгьюре (Текст 3965) резюмирует его содержание.

Ваджрадхваджапаринама (глава 30) указана как отдельный текст Буддхаватасаксаки в каталоге «Денкармы» и, вероятно, является Ваджрадхваджасутрой, упомянутой Шантидевой в «Бодхичарьяватаре» (VII.46). Он содержит свой собственный набор из десяти глав.

Известно, что Дашабхумика (глава 31) распространялась как самостоятельная работа в Индии и сохранилась как полная санскритская рукопись в Непале. Он встречается в Кангьюрсе традиции Тхемпангма и независимых Кангьюрах как отдельная сутра, а также главаБудда-аватамсака, причем два тибетских перевода в таких случаях являются разными. Он сам по себе фигурирует в Махавьютпатти.

Недавно был обнаружен санскритский текст Анантабуддхакшетрагунодбхаваны (глава 37) с колофоном на санскрите, описывающим сутру как взятую из Будда-аватамсака; он также существует как два независимых тибетских перевода, Текст 104 и Текст 268.

Буддхадхачинтьянирдеша (глава 39) также находится в разделе «Общая сутра» Кангьюра с тем же названием, что и самостоятельная работа (Текст 187), которая, по-видимому, является близким, но не идентичным переводом того же оригинала.

Самантабхадрачарьянирдеша (глава 42) указана как отдельный текст Будда-аватамсаки в каталоге Денкармы.

Татхагатотпаттисамбхаванирдеша (глава 43) также указана как отдельный текст Буддхавататасаки в каталогах Пхангтхангмы и Денкармы в Махавьютпатти. Он цитируется в нескольких индийских трактатах.

Локоттарапариварта (глава 44) указана как отдельный текст Будда-аватамсаки в каталогах Пхангтхангмы и Денкармы, а также как отдельный в Махавьютпатти.

Примерно последнюю треть Будда-аватамсаки занимает Гандавюха (глава 45), один из самых известных текстов семейства. Он также указан как отдельный текст в каталоге Денкармы, сам по себе фигурирует в Махавьютпатти и цитируется в многочисленных индийских трактатах. Она также сохранилась как полная санскритская рукопись в Непале. Его история, повествующая о духовных поисках юноши Судханы и встречах с пятьюдесятью двумя учителями, подробно изображена на резьбе по камню Боробудура в центральной части Явы.

Бхадрачарьяпанидхана, посвящение «Молитва добрых действий», широко читаемое в тибетской буддийской традиции, является завершением главы 45. Он также встречается сам по себе в разделе Дхарани (Текст 1095).

Другие работы, которые можно считать членами «семьи» Будда-аватамсака, но которые встречаются в других местах в большинстве Кангьюров, включают Ратнолкадхарани (Текст 145 и 847), отрывки из которых встречаются в главах 17 и 20 и которые перечислены как принадлежащие Будда-аватамсаке в каталоге Пхангтхангмы и в Махавьютпатти;
Татхагатагунаджняначинтьявисьяаватараранирдеша (Текст 185); Буддхардхарматьянирдеша (Тtrcn 187), которая является независимой версией главы 39, имеет то же название и близка, но не идентична; и Шраддхабаладханаватарамудра (Текст 201).



46 текстов подраздела Будда Аватамсака сутра
Текст 44-1: Глава 1: Украшение всех Владык Мира
  • Тиб.: འཇིག་རྟེན་གྱི་དབང་པོ་ཐམས་ཅད་ཀྱི་རྒྱན་གྱི་ཚུལ་ལེའུ། · 'jig rten gyi dbang po thams cad kyi rgyan gyi tshul le'u/
  • Деге Кангьюр 128 стр.
Текст 44-2: Глава 2: Татхагата
  • Тиб.: དེ་བཞིན་གཤེགས་པའི་ལེའུ། · de bzhin gshegs pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 38 стр.
Текст 44-3: Глава 3: Чудестное самадхи Самантабхадры
  • Тиб.: ཀུན་བཟང་ཏིང་འཛིན་རྣམ་འཕྲུལ་ལེའུ། · kun bzang ting 'dzin rnam 'phrul le'u/
  • Деге Кангьюр 11 стр.
Текст 44-4: Глава 4: Учение об океане Царств Мира
  • Тиб.: འཇིག་རྟེན་གྱི་ཁམས་རྒྱ་མཚོ་བསྟན་པའི་ལེའུ། · 'jig rten gyi khams rgya mtsho bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 28 стр.
Текст 44-5: Глава 5: Сущность основы Мира украшенного цветами
  • Тиб.: འཇིག་རྟེན་ཁམས་གཞི་སྙིང་མེ་ཏོག་གི་བརྒྱན་ལེའུ། · 'jig rten khams gzhi snying me tog gi brgyan le'u/
  • Деге Кангьюр 4 стр.
Текст 44-6: Глава 6: Учение об украшении периферии Мира
  • Тиб.: འཇིག་རྟེན་འཁོར་ཡུག་རྒྱན་བསྟན་པའི་ལེའུ། · 'jig rten 'khor yug rgyan bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 3 стр.
Текст 44-7: Глава 7: Учение об украшении основы Океана Мира
  • Тиб.: འཇིག་རྟེན་ཁམས་རྒྱ་མཚོའི་ས་གཞི་རྒྱན་བསྟན་པའི་ལེའུ། · 'jig rten khams rgya mtsho'i sa gzhi rgyan bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 3 стр.
Текст 44-8: Глава 8: Учение о пребывании Непрерывной Сферы
  • Тиб.: ཞིང་གི་རྒྱུད་གནས་བསྟན་པའི་ལེའུ། · zhing gi rgyud gnas bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 14 стр.
Текст 44-9: Глава 9: Учение о непрерывности Мировых Систем
  • Тиб.: འཇིག་རྟེན་ཁམས་རྒྱུད་རྣམ་འགོད་བསྟན་པའི་ལེའུ། · 'jig rten khams rgyud rnam 'god bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 68 стр.
Текст 44-10: Глава 10: О Вайрочане
  • Тиб.: རྣམ་པར་སྣང་མཛད་ལེའུ། · rnam par snang mdzad le'u/
  • Деге Кангьюр 23 стр.
Текст 44-11: Глава 11: Чудесное растворение Татхагаты
  • Тиб.: དེ་བཞིན་གཤེགས་པ་རྨད་གཅད་ལེའུ། · de bzhin gshegs pa rmad gcad le'u/
  • Деге Кангьюр 39 стр.
Текст 44-12: Глава 12: О Будде
  • Тиб.: སངས་རྒྱས་ཀྱི་ལེའུ། · sangs rgyas kyi le'u/
  • Деге Кангьюр 19 стр.
Текст 44-13: Глава 13: Истина Благородного
  • Тиб.: འཕགས་པ་བདེན་པའི་ལེའུ། · 'phags pa bden pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 14 стр.
Текст 44-14: Глава 14: Достижение состояния Будды через излучение Татхагаты
  • Тиб.: དེ་བཞིན་གཤེགས་པའི་འོད་ཟེར་ལས་རྣམ་པར་སངས་རྒྱས་པ་ལེའུ། · de bzhin gshegs pa'i 'od zer las rnam par sangs rgyas pa le'u/
  • Деге Кангьюр 26 стр.
Текст 44-15: Глава 15: Освещение вопросов Бодхисаттвы
  • Тиб.: བྱང་ཆུབ་སེམས་དཔས་དྲིས་པ་སྣང་བ་ལེའུ། · byang chub sems dpas dris pa snang ba le'u/
  • Деге Кангьюр 15 стр.
Текст 44-16: Глава 16: Очищение сферы деяний
  • Тиб.: སྤྱོད་ཡུལ་ཡོངས་སུ་དག་པའི་ལེའུ། · spyod yul yongs su dag pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 19 стр.
Текст 44-17: Глава 17: Бхадрашри
  • Тиб.: བཟང་པོའི་དཔལ་གྱི་ལེའུ། · bzang po'i dpal gyi le'u/
  • Деге Кангьюр 38 стр.
Текст 44-18: Глава 18: Татхагата поднимается на вершину горы Меру
  • Тиб.: དེ་བཞིན་གཤེགས་པ་རི་རབ་རྩེར་གཤེགས་ལེའུ། · de bzhin gshegs pa ri rab rtser gshegs le'u/
  • Деге Кангьюр 4 стр.
Текст 44-19: Глава 19: Стихи Собрания Бодхисаттв
  • Тиб.: བྱང་སེམས་ཚོགས་ཀྱི་ཚིགས་བཅད་ལེའུ། · byang sems tshogs kyi tshigs bcad le'u/
  • Деге Кангьюр 10 стр.
Текст 44-20: Глава 20: Учение о десяти категориях бодхисаттв
  • Тиб.: བྱང་སེམས་རྣམ་དགོད་བཅུ་བསྟན་པའི་ལེའུ། · byang sems rnam dgod bcu bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 27 стр.
Текст 44-21: Глава 21: Чистое поведение
  • Тиб.: ཚང་པར་སྤྱོད་པའི་ལེའུ། · tshang par spyod pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 7 стр.
Текст 44-22: Глава 22: Заслуга от первого порождения бодхичитты
  • Тиб.: བྱང་སེམས་དང་པོ་བསྐྱེད་པའི་བསོད་ནམས་ཕུང་པོ་ལེའུ། · byang sems dang po bskyed pa'i bsod nams phung po le'u/
  • Деге Кангьюр 49 стр.
Текст 44-23: Глава 23: Проявленная Дхарма
  • Тиб.: ཆོས་སྣང་བའི་ལེའུ། · chos snang ba'i le'u/
  • Деге Кангьюр 26 стр.
Текст 44-24: Глава 24: Эманация в Суяме
  • Тиб.: རབ་མཚེ་མའི་གནས་ན་རྣམ་འཕྲུལ་ལེའུ། · rab mtshe ma'i gnas na rnam 'phrul le'u/
  • Деге Кангьюр 5 стр.
Текст 44-25: Глава 25: Стихи о собрания бодхисаттв в Суяме
  • Тиб.: ་མཚེ་མའི་གནས་སུ་བྱང་སེམས་འདུས་པ་ཚིག་བཅད་ལེའུ། · rab mtshe ma'i gnas su byang sems 'dus pa tshig bcad le'u/
  • Деге Кангьюр 12 стр.
Текст 44-26: Глава 26: Учение о практике Бодхисаттвы
  • Тиб.: བྱང་ཆུབ་སེམས་དཔའི་སྤྱོད་པ་བསྟན་པའི་ལེའུ། · · byang chub sems dpa'i spyod pa bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 58 стр.
Текст 44-27: Глава 27: Учение о десяти неисчерпаемых сокровищах
  • Тиб.: གཏེར་མི་ཟད་པ་བཅུ་བསྟན་པའི་ལེའུ། · · gter mi zad pa bcu bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 29 стр.
Текст 44-28: Глава 28: Украшение после ухода Татхагаты
  • Тиб.: དེ་བཞིན་གཤེགས་པ་བཞུད་གཤེགས་བཞུགས་རྒྱན་ལེའུ། · de bzhin gshegs pa bzhud gshegs bzhugs rgyan le'u/
  • Деге Кангьюр 43 стр.
Текст 44-29: Глава 29: Собирание бодхисаттв в Тушите
  • Тиб.: དགའ་ལྡན་གནས་སུ་བྱང་སེམས་འདུས་པའི་ལེའུ། · dga' ldan gnas su byang sems 'dus pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 15 стр.
Текст 44-30: Глава 30: Посвящение Ваджрадхваджи
  • Тиб.: རྡོ་རྗེ་རྒྱལ་མཚན་ཡོངས་བསྔོའི་ལེའུ། · rdo rje rgyal mtshan yongs bsngo'i le'u/
  • Санскит: vajradhvajapariṇāma
  • Деге Кангьюр 363 стр.
Текст 44-31: Глава 31: Десять Бхуми
  • Тиб.: ས་བཅུ་པ། · sa bcu pa
  • Санскит: Daśabhūmika
  • Деге Кангьюр 235 стр.
Текст 44-32: Глава 32: Учение Самантабхадры
  • Тиб.: ཀུན་བཟང་བསྟན་པའི་ལེའུ། · kun bzang bstan pa'i le'u/
  • Санскит: samantabhadracāryanirdeśa
  • Деге Кангьюр 14 стр.
Текст 44-33: Глава 33: Десять самадхи
  • Тиб.: ཏིང་འཛིན་བཅུའི་ལེའུ། · ting 'dzin bcu'i le'u/
  • Деге Кангьюр 134 стр.
Текст 44-34: Глава 34: Мудрость видения
  • Тиб.: མངོན་ཤེས་ལེའུ། · mngon shes le'u/
  • Деге Кангьюр 24 стр.
Текст 44-35: Глава 35: Терпение (Принятие)
  • Тиб.: བཟོད་པའི་ལེའུ། · bzod pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 34 стр.
Текст 44-36: Глава 36: Учение о расплате из вопросов Царского Ума
  • Тиб.: སེམས་ཀྱི་རྒྱལ་པོ་དྲིས་ནས་གྲངས་ལ་འཇུག་པ་བསྟན་པའི་ལེའུ། · sems kyi rgyal po dris nas grangs la 'jug pa bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 19 стр.
Текст 44-37: Глава 37: О продолжительности жизни
  • Тиб.: ཚེ་ཚད་ལེའུ། · tshe tshad le'u/
  • Деге Кангьюр 3 стр.
Текст 44-38: Глава 38: Обители бодхисаттв
  • Тиб.: བྱང་ཆུབ་སེམས་དཔའི་གནས་ཀྱི་ལེའུ། · byang chub sems dpa'i gnas kyi le'u/
  • Деге Кангьюр 4 стр.
Текст 44-39: Глава 39: Учение о непостижимости Буддадхармы
  • Тиб.: སང་རྒྱས་ཆོས་བསམ་མི་ཁྱབ་བསྟན་པའི་ལེའུ། · sang rgyas chos bsam mi khyab bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 81 стр.
Текст 44-40: Глава 40: Учение Татхагаты об океане основных характеристик
  • Тиб.: དེ་བཞིན་གཤེགས་པའི་སྐུ་མཚན་རྒྱ་མཚོ་བསྟན་པའི་ལེའུ། · de bzhin gshegs pa'i sku mtshan rgya mtsho bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 30 стр.
Текст 44-41: Глава 41: Учение о восьмидесяти малых признаках и светоностности
  • Тиб.: དཔེ་བྱད་འོད་ཟེར་བསྟན་པའི་ལེའུ། · dpe byad 'od zer bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 15 стр.
Текст 44-42: Глава 42: Учение о практике Самантамхадры
  • Тиб.: ཀུན་ཏུ་བཟང་པོའི་སྤྱོད་པ་བསྟན་པའི་ལེའུ། · kun tu bzang po'i spyod pa bstan pa'i le'u/
  • Деге Кангьюр 25 стр.
Текст 44-43: Глава 43: Учение о появлении Татхагаты
  • Тиб.: དེ་བཞིན་གཤེགས་པ་སྐྱེ་འབྱུང་བསྟན་པའི་ལེའུ། · de bzhin gshegs pa skye 'byung bstan pa'i le'u/
  • Санскит: tathāgatotpattisambhavanirdeśa
  • Деге Кангьюр 134 стр.
Текст 44-44: Глава 44: Выход за пределы Мира
  • Тиб.: འཇིག་རྟེན་ལས་འདས་པའི་ལེའུ། · 'jig rten las 'das pa'i le'u/
  • Санскит: lokottaraparivarta
  • Деге Кангьюр 268 стр.
Текст 44-45: Глава 45: Гандавьюха сутра
  • Тиб.: སྡོང་པོས་བརྒྱན་པ། · sdong pos brgyan pa
  • Санскит: Gaṇḍa­vyūha
  • Деге Кангьюр 965 стр.
Текст Тох 44-45а/1095: Молитва добродетели
  • Тиб.: བཟང་སྤྱོད་སྨོན་ལམ། · bzang spyod smon lam/
  • Санскит: bhadracaryāpraṇidhāna
  • Деге Кангьюр 10 стр.

Вернуться к статье СУТРА
Вернуться к статье Кангьюр