Двенадцать деяний Будды
Согласно буддийской истории, в этой счастливой кальпе появится 1000 будд. Из этой тысячи четвёртым является Будда Шакьямуни, основатель буддизма. Когда-то Будда Шакьямуни был самым обычным человеком, подобно многим из нас, но он развил великую бодхичитту, превосходное наме-ренье любви, сострадания и мудрости, помышляя обо всех живых суще-ствах. На протяжении трёх безмерных кальп он шел через многие испыта-ния и трудности, но с отвагой и преданностью непрерывно поддерживал и сохранял свое превосходное намерение – бодхичитту. Благодаря реши-мости, мужеству и устремлённости он накопил такие запасы заслуг и му-дрости, что достославно обрел состояние будды. Достигнув пробуждения, высочайшего состояния реализации, он на-чал проявляться в этой вселенной в форме нирманакаи. Окинув оком любви и сострадания всех живых существ из Небес Тушита, что в мире Богов, он приготовился проявиться как Будда Шакьямуни и принести благо в мир людей. Он назначил Будду Майтрею своим преемником – тем, кто станет пятым буддой нашей эпохи. Родившись как Будда Шакьямуни, или Сиддхартха, он совершил две-надцать главных деяний, которые продемонстрировали его стремление, поиск и достижение пробуждения ради всех существ. Сошествие с Небес Тушита в образе белого слона с шестью бивнями стало его первым деянием. Вторым было вхождение в чрево его матери, Царицы Маядеви в Капилавасту, в Северной Индии, теперь это место на-ходится недалеко от границы Непала с Индией. Спустя десять месяцев пребывания во чреве матери он родился чудесно, не причиняя ей никако-го вреда. Напротив, его рождение сопровождалось удовольствием и сча-стьем, и это было его третьим деянием. Взрослея, он изучил все большие и малые науки, существовавшие в то время. Он стал экспертом во всех аспектах знания, мастерства: лёгкой атлетики, боевых искусств, гимнастики, искусства и культуры, геометрии, внешних и внутренних наук. Превратившись в самого искусного и обра-зованного человека, он совершил свое четвёртое деяние. Затем, согласно пожеланиям своего отца-царя, а также всей его свиты и подданых, он женился на очень красивой, развитой, сильной, умной и искусной царевне Яшодхаре. Женитьба была его пятым деянием. Но даже обладая всей роскошью и комфортом, день и ночь окружённый всеми мыслимыми объектами пяти чувственных удовольствий, в пер-вую очередь он желал помогать своим подданым и принести мир и счастье всем живым существам. Пребывание в царстве наслаждений не могло уто-лить его глубокой тоски о принесении пользы всем живым существам. Из любви и сострадания к ним он решил искать цель и смысл жизни. Во время своих поисков он вопрошал друзей, слуг, мудрецов: «поче-му мы страдаем? почему у каждого так много тревог и беспокойств?» И ни один из них не мог дать удовлетворительный ответ. Осознав, что во дворце он не отыщет решения, как принести постоянное счастье и мир живущим на Земле, в возрасте 29 лет Сиддхартха покинул царство, и это было его шестым деянием. Он стал скитаться по миру как простой человек. Встречаясь со мно-гими великими мастерами, задавая им вопросы, он по-прежнему не мог получить истинных ответов. Наконец он понял, что ответы эти никогда не будут найдены снаружи – их можно обнаружить лишь в собственном уме. И тогда его седьмым деянием стала медитация в уединённой аскезе в течение шести лет на берегу реки Ниранджана. Спустя эти годы Будда продолжил следовать к своей конечной цели – пробуждению и отправился к Дереву Бодхи. В учении говорится – пробуж-дение, которое каждое живое существо способно в себе открыть, столь уни-кально и глубоко, что и окружающая обстановка должна быть особенной, прекрасной, соответствующей нашему постижению и поддерживающей его. Чтобы достичь конечной цели, Будда искал такое совершенное место повсюду, и наконец однажды узрел Бодхгаю и Дерево Бодхи. Путь к Дереву Бодхи и окончательное достижение – это восьмое деяние Будды. Достигнув Дерева Бодхи, он разложил подстилку из травы куша, вос-сел на нее в ваджрной позиции и произнёс: «Что бы не происходило, даже пусть кости мои развалятся и треснет земля, я не сдвинусь ни на пядь с моего места, пока не достигну конечной цели – пробуждения». И как толь-ко он это произнёс, земля содрогнулась. Это было его девятым деянием. В тот же самый момент 80 миллионов мар – демонических сил – раз-ными способами постарались воспрепятствовать реализации его плана, но силой свей медитации, основанной на любви и сострадании, он усми-рил все их попытки. Он продолжал созерцать весь вечер, всю ночь, и на рассвете достиг просветления как Будда, полностью пробуждённый, что стало его десятым деянием. В течение сорока девяти дней после пробуждения Будда никому не го-ворил о своем опыте – он пребывал в глубоком, умиротворённом состоя-нии покоя. Он решил: «Даже если я поделюсь постижением с другими, никто не поймет. Поэтому я буду хранить молчание». В этот момент и Брахма, и Индра – Царь Богов, обратились к Будде Шакьямуни с просьбой повернуть Колесо Дхармы. Будда услышал их и стал даровать учение в разных краях вплоть до своей Махапаринирваны – это известно как его одиннадцатое деяние. Учения Будды можно разделить на три группы: 1. Первым поворотом Колеса Дхармы является учение о четырёх бла-городных истинах. К нему относятся все учения Винаи, которые впервые были дарованы в Оленьем Парке в Варанаси. 2. Вторым поворотом Колеса Дхармы были учения Сутры, включая Праджняпарамиту, Великую Мать Запредельной Мудрости. Будда даро-вал эти учения на горе Стервятника в Раджагрихе, находящейся в совре-менном штате Бихар, в Северной Индии. 3. Третий поворот Колеса Дхармы состоялся в Вайшали, в Северной Индии, а также в Шравасти в роще Джетавана. В основном это были уче-ния Абхидхармы. Таким образом, с тридцати пяти лет и до Махапаринирваны в возрасте восьмидесяти или восьмидесяти одного года Будда непрестанно даровал учения в соответствии со способностями и готовностью своих учеников. Согласно тантрам, в течение этого же времени Будда даровал и учения Ваджраяны, но эти сокровенные знания не передавались открыто. Тем не менее с момента пробуждения и вплоть до своей Махапаринирваны Будда тайно даровал учения Ваджраяны тем, кто был готов их воспринять. Когда Будде исполнилось восемьдесят лет, он объявил ученикам о том, что собирается уйти в Махапаринирвану и избавиться от всякой остав-шейся привязанности, хотя он уже и достиг нерушимого, трансцендентно-го тела мудрости. Все это время он продолжал учить монахов, монахинь, практикующих мирян, а также невидимых существ. Поскольку учение Будды всецело посвящено любви, доброте, состраданию, уважению и приятию, в них нигде, ни на каком уровне нет никаких предпочтений или дискриминации. Поэтому учения Будды открыты для всех. Учения, данные непосредственно перед Махапаринирваной, известны как Сутры Махапаринирваны, относящиеся к разделу Махаяны. Это об-ширное собрание охватывает 100 000 различных тем и считается послед-ним заветом Будды, наследством для его последователей. По завершении передачи этих учений Будда отправился в Кушинагар, в Северной Индии. В учении говорится, что Будда продлил свою жизнь по просьбе мальчика-кузнеца по имени Чунда, после чего пришёл в Кушинагар, и сказал, что ме-сто меж двух саловых деревьев совершенно для того, чтобы оставить своё тело. Он попросил помощника Ананду сложить его одеяние вчетверо и по-местить на землю между двух деревьев. Ананда все сделал в точности, и тог-да Будда лёг и продолжил давать наставления ученикам, которые последова-ли за ним, узнав о том, что скоро он уйдёт в Махапаринирвану. В окружении преданных последователей, за несколько минут до того, как войти в Махапаринирвану, Будда сказал: «Смотрите на моё тело, слу-шайте мои слова, это последние слова, что вы слышите от меня. Всё со-ставное непостоянно. Если мы родились, мы оставим своё тело. Это есте-ственный ритм. Слушайте и размышляйте. Смотрите и читайте. Те, кто не застал меня, но хотел видеть, смогут увидеть, прочесть и практиковать мои учения, что будет тем же самым, как если бы меня видели и слыша-ли». Так он сказал и вошёл в Махапаринирвану, которая была его двенад-цатым деянием. После этого многие люди, в том числе цари и царицы, захотели воз-дать честь его телу так, как почитают тело вселенского монарха. И хотя все надлежащие приготовления были выполнены, пламя костра для кре-мации не загорелось. Несмотря на усилия, огонь не появлялся до тех пор, пока не прибыл Кашьяпа. Кашьяпа был известен как преемник Будды Шакьямуни. В момент Махапаринирваны Будды он находился в Раджагрихе, в нескольких сот-нях миль от Кушинагара. Но как только Кашьяпа узнал, что Будда ушел в Махапаринирвану, он немедля решил вернуться. Прибыв на место, он со-вершил простирания, обошёл вокруг, сделал подношения, и возжёг огонь, который сразу разгорелся. А когда он погас, на его месте осталось восемь разных реликвий. В их числе – четыре зуба Будды. Они были увезены в четыре разных царства, и один из них попал в Шри-Ланку, где до сих пор сохраняется как национальное достояние. Историческое рождение буддизма в этом мире начинается вместе с Буд-дой Шакьямуни. Согласно принятой в Шри-Ланке хронологической систе-ме, которой следует большинство современных учёных, Будда родился около 2630 лет назад и ушёл в Махапаринирвану 2550 лет назад. В Индии, как и по всему миру, 2006 году придают особое значение, поскольку это годовщина ухода Будды в Махапаринирвану, или состояние Дхармакаи, 2550 лет назад. По этой хронологической системе буддизму 2 630 лет. Но надо заметить, что в буддизме существует много других хронологических систем – возможно, более десяти, – и в данной представлено наименьшее количество лет. Будда даровал учения на протяжении 45 лет. В самом обобщённом виде все они могут быть объединены в Три Корзины: Виная, Сутра и Аб-хидхарма. Также они известны как Трипитака.