Амбапали
Амбапали — щедрая куртизанка
На заре многих религий с заметным постоянством появляется фигура известной куртизанки или гетеры, чье обращение и внутренняя трансформация символизируют триумф истины и добра в борьбе с низменными проявлениями человеческой природы. Это новозаветные Мария Магдалина и Мария Египетская из пустыни Египта, суфийская Раби, а также Амбапали и Сирима, жившие во времена Будды. Их судьбы показывают нам поучительный пример, помогают избавиться от высокомерия и предрассудков и напоминают о том, что потенциал мудрости и святости бывает просто скрыт, а не уничтожен тем образом жизни, который на первый взгляд кажется дурным и ведущим к деградации.
Жизнь Амбапали была необычной с самого начала. Однажды садовник правителя Личчхави из Весали нашел под манговым деревом маленькую девочку и дал ей имя Амбапали: амба означает «манго», а пали — «линия» или «мост». Повзрослев, она стала еще красивее и очаровательнее. Сразу несколько царевичей Личчхави захотели жениться на ней и стали бороться друг с другом, желая заполучить ее. Но никому не удавалось одержать верх, и после долгих обсуждений они наконец решили, что Амбапали будет принадлежать не кому-то одному, а всем вместе. Так ей пришлось стать куртизанкой в первоначальном смысле этого слова: придворной дамой, доставляющей удовольствие мужчинам. В те дни куртизанка имела мало общего с обычной проституткой. Благодаря доброму нраву она оказывала на царевичей Личчхави облагораживающее и умиротворяющее воздействие. Кроме того, она тратила большие суммы денег на благотворительность и фактически стала некоронованной царицей аристократической республики Личчхави.
Слава Амбапали росла, и однажды о ней узнал царь Бимбисара из Магадхи, который захотел заполучить подобное украшение и для своей столицы. Так он нашел молодую девушку по имени Салавати, которая впоследствии родила Дживаку — будущего придворного врача. Сперва, однако, царь Бимбисара захотел лично встретиться с Амбапали. Как и все прочие, он был покорен ее красотой и сполна насладился ее компанией. Амбапали родила ему сына.
Во время своего последнего путешествия Будда остановился в Весали, в манговой роще Амбапали. Когда Амбапали пришла выразить Пробужденному свое почтение, он прочел ей длинную проповедь о Дхамме. Вдохновленная словами Учителя, она пригласила его и всю общину монахов на следующий день к себе на подношение пищи. На своей лучшей колеснице она в спешке выехала из манговой рощи. Царевичи Личчхави тоже держали в то время путь на своих лучших колесницах; поравнявшись с ней, они спросили, куда она так торопится. Амбапали ответила, что завтра к ней в дом придут Пробужденный и его монахи, поэтому ей нужно успеть подготовить все необходимое. Аристократы умоляли Амбапали уступить им эту привилегию и обещали ей сто тысяч золот^іх монет, но она ответила, что даже Весали со всеми его сокровищами не стоит в ее глазах этого обеда. Тогда Личчхави отправились к Будде и предложили ему принять подношение пищи в их доме. Но Благословенный отказал им, поскольку уже принял приглашение Амбапали. Царевичи с досадой щелкнули пальцами и воскликнули: «Обошла нас манговая девчонка!» На следующий день, после того как Будда принял подношение пищи в доме Амбапали, хозяйка подошла к нему и в качестве пожертвования передала общине восхитительный парк — Манговую рощу, где Будда прежде уже читал проповеди.
Сын Амбапали от царя Бимбисары стал монахом по имени Вимала Конданнья и достиг архатства. Впоследствии, услышав одну из проповедей сына, Амбапали тоже вступила в Сангху. В качестве объекта для медитации она выбрала собственное тело и стала размышлять о его непостоянстве и той боли, которую оно вынуждено испытывать. В результате она тоже стала архатом. В своих стихах из «Тхеригатхи», которые Амбапали записала уже в преклонном возрасте, она волнующе описывает то, как старость разрушила ее красоту:
- Мои волосы были черными как смоль,
- И каждый локон завивался.
- А сегодня волосы старухи
- Похожи на пеньку.
- Именно об этом
- Предупреждал Возвестивший Истину.
- Украшенная цветами, моя голова благоухала,
- Как флакон с изысканными духами.
- А теперь старуха пахнет,
- Как собачья шерсть.
- Именно об этом
- Предупреждал Возвестивший Истину.
- Раньше мои брови были восхитительны,
- Как полумесяц, нарисованный рукой мастера.
- А в старости они увяли,
- Испещренные морщинами.
- Именно об этом
- Предупреждал Возвестивший Истину.
- Сверкающие и восхитительные, как драгоценные камни,
- Мои глаза были темно-синими, миндалевидной формы.
- А теперь их поразила старость —
- И вся красота исчезла.
- Именно об этом
- Предупреждал Возвестивший Истину.
- Прежде мои зубы были красивы,
- Как цветы бананового дерева.
- Но время не пощадило их:
- Сейчас они желтые и сломанные.
- Именно об этом
- Предупреждал Возвестивший Истину.
- Некогда упругие, округлые и приподнятые,
- Теперь мои груди свисают,
- Как пустые бурдюки.
- Именно об этом
- Предупреждал Возвестивший Истину.
- Раньше моя кожа сияла,
- Как хорошо отполированный лист золота.
- А сейчас она вся в морщинах.
- Именно об этом
- Предупреждал Возвестивший Истину.
- Прежде мои ноги были гладки,
- Как туфли, набитые ватой.
- А теперь они потрескались
- И покрылись морщинами.
- Именно об этом
- Предупреждал Возвестивший Истину.
- Таково это тело, отжившее свой век,
- Обитель многих страданий.
- Это тело не иначе как старый дом
- С осыпавшейся штукатуркой.
- Именно об этом
- Предупреждал Возвестивший Истину.
Усердно размышляя подобным образом, Амбапали понимала природу жизни все лучше и лучше. Она вспомнила прошлые рождения и увидела все изгибы своего тернистого пути по сансаре: иногда она была проституткой, а иногда — монахиней. Она осознала, что, несмотря на глубины нравственного падения, которое она переживала порой, она вновь и вновь проявляла необычайную щедрость, приносившую свои плоды в последующих воплощениях. Она часто рождалась красавицей, но ее физическая красота каждый раз увядала, не в силах противостоять натиску старости и смерти. И теперь, в своем последнем рождении, она наконец разрушила все иллюзии и обрела вечную красоту окончательного освобождения. Стихи Амбапали говорят о том, что она возвысилась до положения «настоящей дочери Будды»:
- В сопровождении множества живых существ
- Я отреклась от мира и обрела прибежище в учении Победителя.
- Я достигла нерушимого состояния ума,
- Я настоящая дочь Будды.
- Я овладела сверхъестественными силами
- И очищенным элементом пространства.
- Великий мудрец, я обладаю знанием,
- Что охватывает умы других существ.
- Я знаю свои прошлые жизни,
- Мое божественное зрение очищено,
- Все омрачения уничтожены —
- Нет нужды рождаться вновь.