Бодхичарьяаватара глава 9 строфа 12

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 06:51, 16 октября 2024; Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Строфа 9.12 тиб. == :སྔགས་སོགས་རྣམས་ལ་ནུས་མེད་ཕྱིར། ། :སྒྱུ་མའི་སེམས་ནི་འབྱུང་བ་མེད། ། :སྣ་ཚོགས་རྐྱེན་ལས་བྱུང་བ་ཡི། ། :སྒྱུ་མ་དེ་ཡང་སྣ་ཚོགས་ཉིད། ། :རྐྱེན་གཅིག་གིས་ནི་ཀུན་ན...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Строфа 9.12 тиб.

སྔགས་སོགས་རྣམས་ལ་ནུས་མེད་ཕྱིར། །
སྒྱུ་མའི་སེམས་ནི་འབྱུང་བ་མེད། །
སྣ་ཚོགས་རྐྱེན་ལས་བྱུང་བ་ཡི། །
སྒྱུ་མ་དེ་ཡང་སྣ་ཚོགས་ཉིད། །
རྐྱེན་གཅིག་གིས་ནི་ཀུན་ནུས་པ། །
གང་ན་ཡང་ནི་ཡོད་མ་ཡིན། །

Перевод Урбанаевой И.С.

[Возражение:] Невозможно возникновение иллюзорного сознания,
Так как мантры и прочие методы в этом бессильны.
[Ответ:] Есть всевозможные виды иллюзий,
Что возникают из разнообразных условий.

Перевод Жиронкиной Ю.С.

“Возникновение иллюзорного сознания невозможно,
Ибо мантры и заклинания не способны его породить”.
Иллюзии возникают из разнообразных условий,
И потому иллюзии многообразны.

Машинный перевод

Нет силы в таких вещах, как заклинания, Поэтому миражоподобные умы не возникают через них. Иллюзии возникают из разных причин; Поэтому иллюзии бывают разных видов.

Комментарий Кхенпо Кунпела

Поскольку в заклинании или в материальных ингредиентах для магического представления нет ничего, что обладало бы силой вызывать разум к существованию, никакой иллюзорный разум не проявляется. Напротив, причина разумных существ обладает такой силой. Однако нельзя сказать, что вещь реальна только потому, что она произведена чем-то, способным производить разум, и нельзя сказать, что вещь не реальна, если эта способность отсутствует. Множественность причин порождает соответствующую множественность иллюзий.

Комментарий Мипама Ринпоче

Затем утверждается, что если призрачные люди и живые существа одинаковы в своей нереальности, то не имеет смысла говорить, что один наделен разумом, а другой нет. И наоборот, можно утверждать, что поскольку у живых существ есть разум, они не похожи на иллюзии.

Верно, что живые существа обладают разумом, но эти разумы сами по себе подобны иллюзиям. Так почему это [обладание таким разумом] должно означать, что чувствующие существа действительно существуют? Конечно, в заклинании и материальных ингредиентах для магического проявления нет возможности вызвать иллюзорный разум к существованию. Но нельзя сказать, что вещь реальна только потому, что она произведена чем-то, способным производить разум, и, с другой стороны, сказать, что вещь не реальна, когда эта способность отсутствует. Иллюзии, которые проявляются по разным причинам, не все одинаковы. Они действительно появляются по-разному.

Комментарий Перри Шмидт-Лейкеля

Четвертое возражение, связанное с религиозной практикой, появляется под номером пять в последовательности, в которой утверждается, что всеобщая пустота подрывает всю цель стремления к освобождению (ст. 13б-15а). Пятое возражение появляется под номером четыре и тесно связано с третьим возражением: Оно отрицает возможность рассматривать сам ум как иллюзию (ст. 12-13а) и таким образом предвосхищает последующий спор с Йогачарой. Ответ Шантидевы на четыре возражения относительно религиозной практики, в некотором смысле, довольно прост: все остается на месте, но как условная реальность. Почитание Будды создает кармические заслуги независимо от того, является ли существование Будды «реальным» или «иллюзорным». Аналогично, чувствующее существо, которое зарабатывает заслуги или недостатки и испытывает соответствующие результаты в течение нескольких перерождений, не становится более реальным (обратите внимание, что оппонент признает иллюзорную природу «я»!) просто потому, что континуум факторов продолжается в течение длительного времени. И даже если сансарные существа уже освобождены в конечном смысле (ст. 13, см. также ст. 104б, 150-151), это не означает, что они не должны продолжать стремиться к пробуждению, пока они пойманы в сети иллюзии.