Абхидхармадипа

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску

АБХИДХАРМАДИПА

На санскрите «Светильник АБХИДХАРМЫ»; индийский схоластический трактат, составленный, вероятно, между 450 и 550 годами нашей эры. Сохранились только фрагменты трактата (шестьдесят два из 150 листов); они были обнаружены в Тибете в 1937 году. Трактат состоит из двух частей: «Абхидхармадипа», написанной в стихах (карика), и прозаического автокомментария «Вибхашапрабхавритти», — обе из которых, вероятно, были написаны одним и тем же анонимным автором. Автором, который называет себя просто «Дипакара» («автор Дипы»), может быть Вималамитра, неизвестный в других отношениях ученик САНГАБХАДРЫ.

Структура текста смоделирована по образцу влиятельного АБХИДХАРМАКОШАБХАШЬИ, и почти половина стихов карика, включенных в Абхидхармадипу, практически идентичны тем, которые можно найти в Абхидхармакоше. Хотя Дипакара свободно заимствует у Коши, он резко критикует Васубандху (которого он называет «Кошакарой», или «автором Коши») Абхидхармакошабхашьей с точки зрения Сарвастивады абхидхармы. Васубандху критикуют за тенденции Саутрантики, проявленные в его доктринальном анализе, а также за то, что он является махаянистским приверженцем учения о «трех природах» (ТРИСВАБХАВА). Таким образом, автор Абхидхармадипы, по-видимому, был последователем НЬЯЯНУСАРА САМГАБХАДРЫ, и текст помогает прояснить позиции Сангхабхадры и ортодоксальных вайбхашиков. Дипакара разделяет стремление последнего обеспечить как систематическое толкование теории абхидхармы, так и энергичную полемическую защиту доктринальных позиций сарвастивады.

Поскольку Абхидхармадипа представляет теории других мыслителей, не включенные в Абхидхармакошабхашью, она служит важным источником для изучения истории индийской абхидхармы. Например, в своем обсуждении одноименной позиции Сарвастивады, согласно которой «все существует» во всех трех временных периодах (ТРИКАЛА) прошлого, настоящего и будущего, Дипакара также критикует три конкурирующие позиции: ВИБХАДЖЬЯВАДА и Дарштантики, которые утверждают, что только « часть» существует (а именно, настоящее); Вайтулика и Айогашуньятавада, которые говорят, что ничего не существует; и ПУДГАЛАВАДА, которые предполагают, что существование неопределенно (АВЬЯКРТА).

Принстонский словарь буддизма