Видьяттама тантра

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Старое изображение Важдракилы, XIV век.

Тантра Высшего Знания или Видьяттама тантра (санскр.; тиб. རིག་པ་མཆོག་གི་རྒྱུད་, rigpa chok gi gyü , Wyl. rig pa mchog gi rgyud) — одно из основных учений о Ваджракилае.

Происхождение Тантры

Согласно одному из рассказов о происхождении учений Ваджракилае, сам Будда Шакьямуни учил тантрам Ваджракилы. В рамках линии прямой передачи ума, или дхармакаи, Будда Шакьямуни и Ваджракилая представляют собой одну и ту же основную природу, без каких-либо разделений или различий в реализации. Будда Шакьямуни в роли Ваджракилаи дал сто тысяч различных учений Килы, которые сжаты в Тантре Высшего Знания, которую иногда называют Видьяттама тантрой в 100 000 разделов. Итак, существует много разных учений о Ваджракилае.

Тантра Высшего Знания была частью тантр Ваджракилаи восьми садхан Кагье, содержащихся в костяной шкатулке, или бирюзовой шкатулке (в зависимости от источников), которая была сохранена в ступе Шанкаракута и позже передана великим мастерам Прабхахасти и Гуру Ринпоче как часть всей передачи Кагье, которую он получил. Гуру Ринпоче получил ее снова от Прабхасти, и эту тантру он попросил принести в Янглешё для практики устранения препятствий на пути к достижению просветления через практику Янгдак Херуки.

Оргьен Тобгьял Ринпоче говорит:

Первым мастером, получившим Ваджракилайя-тантру, спрятанную в бирюзовой шкатулке, был Прабхахасти. Следующим был Гуру Ринпоче, который, получив тантру, применил ее на практике и тем самым стал неотделим от Ваджракилаи – его биографии подробно описывают, как он продвигался по четырем уровням видьядхары. Сегодня вечером мы озабочены достижением Махамудры уровня видьядхары – или, другими словами, «состояния будды».
Чтобы достичь состояния будды, Гуру Ринпоче отправился в место на территории современного Непала, которое мы сейчас называем Парпинг. Во время его медитации возникло множество препятствий, и, хотя сам Гуру Ринпоче остался незатронутым, народы Индии, Непала и даже Тибета оказались под угрозой опустошительной засухи, голода, болезней и других бедствий. Чтобы предотвратить эти препятствия, Гуру Ринпоче отправил послов в Индию с инструкциями найти очень мощные учения, которые чрезвычайно эффективны для устранения препятствий. Они вернулись с многими томами текстов из цикла Ваджракилаи, главным образом с Видьяттама-тантрой, которая содержит сто тысяч тантрических учений о Ваджракилае. В тот момент, когда тексты прибыли в Парпинг, еще до того, как их открыли, не говоря уже о прочтении, все препятствия исчезли. Затем, после шести месяцев Ваджракилаи и шести месяцев практики Янгдак, «Гуру Ринпоче проявил высшее достижение видьядхары Махамудры», то есть достиг просветления.

Классификация

По мнению всеведущего Лонгченпы восемнадцать тантр Махайоги можно соотнести с пятикратным набором просветленного тела, речи, ума, благородных качеств и деятельности Будды. Каждая категория подразделяется на три и соотносится с просветленным телом, речью и умом, так что, например, для просветленного тела существует триада: просветленное тело просветленного тела, просветленное тело просветленной речи и просветленное тело просветленного ума. Эта же схема воспроизводится и в других четырех категориях: речь, ум, благородные качества и деятельность. Получившиеся пятнадцать категорий соответствуют первым пятнадцати тантрам, а оставшиеся три тантры называются «общими тантрами», которые также делятся на три: просветленное тело, речь и ум.

Тантра Ваджракилаи принадлежит к подкатегории просветленного ума категории просветленной деятельности, или, другими словами, к «просветленной деятельности просветленного ума». Эта тантра называется Видьяттама тантрой и имеет сто тысячи разделов, все посвящены Ваджракилае. Знаменитая Гухьягарбха тантра, с другой стороны, классифицируется как «общая тантра просветленного ума».

Значение названия

Хотя санскритское слово видья (санскр. видья) в этом контексте означает знание, его тибетский перевод как ригпа (тиб. rig pa) может означать как знание, так и осознание. Тибетские авторы часто предпочитали читать в названии «высшее осознание», а не «высшее знание». Согласно Кхенпо Палдену Шерабу, основная природа всех живых существ — это великая чистота. Эта базовая чистота известна как «высшее осознание». Постоянное высшее осознавание является основной природой каждого чувствующего существа. В этом состоянии нет различий между сансарой и нирваной или между буддами и живыми существами. Все является непрерывным высшим осознаванием.

Подразделения

Тантра Ваджракилаи разделена на различные группы, такие как корнная тантра, тантра ствола, тантра ветвей, тантра листьев, тантра цветов и тантра плода.