Геце Пандита Гьюрме Цеванг Чокдруб
Геце Гюрме Цеванг Чокдруб (dge rtse 'gyur med tshe dbang mchog grub) или Геце Махапандита родился в 1761 году в племени кочевников геце. Племя геце проводило по крайней мере часть года в высокогорьях северного округа Кандзе, а другие периоды, вероятно, проводило в регионе Серта. До рождения Геце Пандита его отец Лобзанг Цултрим (blo bzang tshul khrims), бывший монах, имел множество конфликтов со своей семьей, племенем и правительством Дерге, вплоть до того, что был заключен в тюрьму на несколько лет. К тому времени, когда родился Геце Пандит, он уже вернулся к благосклонности общины и был вождем племени. Его мать, Дохома (rdo kho ma), была дочерью вождя рода чакмо Голока (lcags mo 'gu log). Геце был вторым ребенком после рождения сестры. За ними последовали четыре младшие сестры.
В своей автобиографии Геце написал, что в детстве он играл в монаха и был очень этичен. Члены его семьи обратили на это внимание, и в какой-то момент его дядя по отцовской линии спросил: «Кто ты?» на что ответил: «Я Цеванг Тринле» (tshe dbang phrin las). Его родители, подозревая, что он перевоплощенный лама, боялись потерять сына и наследника монастыря. Это действительно было роковое заявление, указывающее на его будущее в монастыре Каток (kaH thog dgon); Цеванг Тринле был племянником Лонгсела Ньингпо (klong gsal snying po, 1625–1672), человека, чьи откровения имели центральное значение для общества, и служил управляющим Катоком после смерти сына Лонгсела Ньингпо Сонама Децена (bsod nams lde 'у бцан, начало 1670-х–1723 гг.).
Первым ламой, признавшим в ребенке тулку, был Дзогчен Вон Падма Кундрол Намгьял (rdzogs chen dbonpad+ma kun grol rnam rgyal, р. 1706), который посетил племя геце, когда мальчику было около шести или семи лет. После публичного посвящения лама заметил Геце и, проведя очищающий ритуал Видарана, сказал: «Конечно, этот ритуал принесет пользу учению Катока. Ему не следует жить дома. Он должен пойти туда».
Два лидера Каток того времени — Дриме Чингкёнг Гонпо (дри мед жинг Скьонг Мгон По, р. 1724) и Мокца Намкха Чованг (рмог ртсе нам мха' чос дбанг, ум. 1784) — впоследствии подтвердили признание. Говорят, что Мокца имел видение, указывающее, что юный сын вождя племени Геце действительно был реинкарнацией Цеванга Тринле, и официально закрепил признание. Дриме Чингкён и Мокца назвали мальчика Ригдзин Мингьюр Еше (rig 'dzin mi 'gyur ye shes). [4] Ламы преодолели нежелание родителей принять признание, угрожая, что, если мальчик не посетит Каток в том же году, то в семье начнутся беспорядки. [5] Таким образом, отец Геце впервые отвез его в Каток в 1767 году, когда Геце было семь лет.
Геце и его отец покинули Каток в конце года, остановившись в монастыре Дзогчен (rdzogs chen dgon) на обратном пути домой. Там их принял Падма Кундрол Намгьял, лама, который первоначально узнал его. Геце всю свою жизнь поддерживал тесные отношения с ламами Дзогчен.
Вернувшись домой, Геце встретил еще двух высоких лам из Катока. Первым был Чжичен лама Кунзанг Тензин (gzhi chen bla ma kun bzang bstan 'dzin, ум. 1776). Чжичен Лама подстриг Геце волосы, даровал ему обет прибежища и дал ему имя Гьюрме Цеванг Чокдруб («гьюр мед тше дбанг мчог личинка»). [6] Чжичен также передал Геце передачу чтения сокровищ Лонгсела Ньингпо, но время не позволило этому ламе дать сопутствующие посвящения. Чакца Кунзанг Нгедон Вангпо (phyag tsha kun bzang nges don dbang po) тоже пришел навестить ребенка.
В 1769 году отец Геце отправился к царю Дерге (или, возможно, к его представителям) в Хорхок (хор хог), чтобы формально, хотя и неохотно, выдать своего сына Катоку и правительству Дерге, под контролем которого действовал монастырь. Сдержанность отца объяснялась не только потерей сына. У него были основания опасаться, что признание будет воспринято как молчаливая капитуляция его племени под власть Дерге, действующая аналогично брачному союзу между Дерге и ранее беспокойным племенем Геце. [7] Вскоре после завершения переговоров Геце навсегда переехал в Каток.
Первый этап обучения и карьеры Геце
В образовании и обучении Геце, а также в его дальнейшей карьере в качестве высшего ламы Катока можно увидеть два основных этапа. Первый этап охватывает период от его детства до смерти его учителя Чингкёна в 1786 году, когда Геце было двадцать шесть лет. В этот формирующий период своей жизни обучение Геце ритуалам и созерцанию было сосредоточено на сокровищах Лонгсела и циклах сокровищ более ранних лам Ньингма. На втором этапе своей карьеры, напротив, Геце посвящает свои значительные институциональные ресурсы возрождению камы ( bka'ma ) или полученных учений, а также установлению в Катоке баланса между традициями камы и сокровищ ( gter ma ), или откровения.
Главными учителями Геце были четыре выдающихся ламы-реинкарнации Катока, все из которых принадлежали к первым поколениям своих линий тулку. Его обучение ритуалам, медитации и тантре началось в двенадцать лет. В 1772 году Чактса Тулку дал ему передачу для чтения девяти томов цикла сокровищ «Восьми заповедей» ( bka' brgyad ). Чактса Тулку также научил его напряженным практикам йоги тонкого тела ( rtsa rlung ) из сокровищ Дудула Дордже (bdud 'dul rdo rje, 1615–1672). Геце говорит, что освоил практику тепловой йоги всего за один месяц тренировок. В том же году Мокца Тулку передал ему передачи для чтения литургий цикла Восьми Заповедей Ньянгрела Ньима Возера (nyang ral ny ma 'od zer, 1124/1136–1192/1204), названного «Собрание Сугатов» ( bde gzhegs 'dus). pa ) и все тринадцать томов «Собрания намерений Гуру» ( bla ma dgongs 'dus ).
В начале 1772 года Геце присоединился к делегации каток-лам в поездке в монастырь Пелпунг (dpal spungs dgon), чтобы встретиться с Тринадцатым Кармапой Дудулом Дордже (karma pa 13 bdud 'dul rdo rje, 1734–1798). Геце был подарен Ситу Панчену Чокьи Джунгне (si tu paN chen chos kyi 'byung gnas, 1700–1774), основателю Пельпунга, который был впечатлен ребенком. [8] Геце также завязал дружбу с Бело Цевангом Кунхьябом ('be lo tshe dbang kun khyab), великим учеником и биографом Ситу Панчена. Ситу Панчен был известен как великий ученый (панчен) отчасти благодаря своему необычайному мастерству в области классических исследований, включая санскрит, перевод и редактирование канонических произведений, поэтику, медицину и искусство. Ситу, возможно, является ламой, наиболее ответственной за то, что Дерге стал оплотом искусства и литературы в последние века домодернистского периода.
Учитывая важность, которую он придавал этим предметам, Ситу Панчен поручил Мокце Тулку проследить за тем, чтобы юный Геце получил образование в области литературного искусства. В конечном итоге Геце изучал грамматику и поэтику санскрита у нескольких разных мастеров, а позже стал востребованным учителем этих предметов. Последний том его Собрания сочинений содержит, например, его почти 300 комментариев на санскритской грамматике Сарасвати . Геце также составил мастерскую «тетрадь упражнений» из орнаментов и дополнительных украшений (поэтических фигур), изложенных в Кавьядарше . В этом тетради Геце объединяет эрудицию и преданность, делая Падмасамбхаву темой каждого отдельного стиха, которых насчитывается более 125.
В следующем, 1773 году, Геце воссоединился с Чжиченом Кунзангом Тензином. Это был лама, которого Геце встретил много лет назад, когда он был еще ребенком и жил со своими родителями и который только что завершил девятилетний ретрит. Чжичен, кажется, был самым образованным из тулку Каток, и Геце начал под его руководством короткое, но познавательное обучение. Этот лама научил молодого Геце множеству важных литургий и созерцаний, основанных на сокровищах, в дополнение к Махамудре и историям предыдущих жизней Будды.
В 1774 году Чингкёнг дал Геце посвящение в одну из центральных кама-тантр — « Собрание намерения Гуру» ( dgongs 'dus ). [9] Чингкёнг также дал ему передачу для чтения « Общего изложения Посвящения Сутры » Лочен Дхармашри (blo chen dharma ShrI, 1754-1717) ( mdo dbang spyi don ). Кроме того, Чингкьонг дал Геце передачу для чтения важного дополнительного комментария к Гухьягарбха-тантре : Общее изложение Рабджама Оргьена Чодрака (rab 'jam o rgyan chos grags, р. 1676) Орнамента Лочен Дхармашри, изображающего намерение Владыки Тайн. . Чингкёнг посоветовал Геце выучить текст наизусть, потому что позже ему придется преподавать Гухьягарбху на многих собраниях.
Всего в четырнадцать лет Геце давал наставления по практике использования сокровищ Лонгсела Ньингпо ( klong gsal khrid ) монахам в Голоке. [10] Это было первое в жизни учение о сокровищах Лонгселя, которое Геце давал по всему Кхаму и Голоку. В следующем, 1775 году, Чжингёнг дал Геце еще много передач для чтения, в том числе для книги Нгари Панчена Пема Вангьела (ngari paN chenpadma dbang rgyal, 1487–1542) « Утверждение трех обетов» ( sdom gsum rnam par nges pa ), Дудул. «Триада Мирных и Гневных Божеств и Килайи» Дордже ( zhi khro phur gsum ), « Внутреннее Сердце Великого Сострадательного » Лонгсела Ньингпо ( thugs chen yang snying ) и литургический сборник Миндролинга « Превосходная ваза исполнения желаний» ( «dod» jo bum bzang ) .
В 1775 году Чжичен дал Геце наставления по Гухьягарбха-тантре , одной из центральных тантр традиции Ньингма. Чжичен научил его содержанию « Украшения намерения Владыки Тайны» Лочена Дхармашри , более короткого из двух его комментариев Гухьягарбхи. Эти недавно составленные трактаты о Миндролинге (смин грол глинг) заменили комментарии, написанные прошлыми мастерами Каток, и Геце утверждал, что он принадлежит к линии передачи, которая произошла от Миндролинга, а не к первоначальной линии Каток, которая, по-видимому, была заброшена в период после Управление монастырем Лонгселом Ньингпо. [11]
В том же году, в возрасте пятнадцати лет, Геце провел свой первый стодневный тренинг по сокровищам Лонгселя. Это произошло в долине Сангшар (gsang shar mda') в Дралаке (grwa lag) в рамках тура за милостыней по его родному региону. На протяжении своей карьеры он проводил подобные тренировки по всему Кхаму.
Начав преподавать, он продолжал получать наставления и передачи от множества лам. Он также обучался общественным ритуалам, включая Великий фестиваль Десятого дня ( tshes bcu chen mo ). [12] Ранее он изучал традицию Це ( rtse lugs ) литургий Великого Десятого дня под руководством ламы из монастыря Дордже Драк (rdo rje brag dgon). Позже Геце учредил этот фестиваль как ежегодное в Катоке, причем первоначальное финансирование поступило от королевского двора Дерге. В 1778 году было освящено недавно отреставрированное здание Кумбум Рингмо (sku 'bum Ring mo) в Катоке. За год до этого Геце составил из него опись ( дкар чаг ), которая была нарисована сбоку от главной двери.
Осенью 1778 года отец Геце приказал ему вернуться в Дралак для преподавания, видимо, в ответ на конфликт между местными жителями и Мокца Тулку. В следующем году он основал монастырь Дралак (grwa lag dgon), который стал его вторым домом на всю оставшуюся жизнь – поступок, который, похоже, ослабил напряженность. Весной Чингкён посетил Дралак и заявил, что это место действительно является главной резиденцией Геце. Он дал монахам своего нового монастыря передачу чтения Винайи перед тем, как вернуться в Каток с наступлением зимы. [13]
В 1780 году Геце, которому тогда было двадцать лет, совершил свою первую поездку в южный Кхам, в Литанг и Батанг. С этого момента Геце каждые несколько лет ездил в южный Кхам, делая его основным местом сбора средств и преподавательской деятельности. Поводом для этого первого визита стали похороны вождя Жаксара (гжаг гсар) в Литанге. Лонгсел Ньингпо был родом из этих мест и преподавал в Жаксаре, и во время этой поездки Геце посетил несколько своих сокровищ. В первые месяцы года он провел 100-дневную тренировку в монастыре Дечен (bde chen dgon) в Батанге и вернулся в Каток до конца года.
Обычно мужчин рукополагают в возрасте двадцати лет, и хотя Геце в некоторых текстах называет себя монахом, он не записал никаких подробностей своего рукоположения. Вероятно, дело в том, что он так и не принял полного монашеского рукоположения.
Зимой 1780–81 гг. Геце начал укреплять свои тесные отношения с королевским двором Дерге. В какой-то момент этого сезона Геце сопровождал Чингкёнга на тщательно продуманную церемонию в королевской резиденции, дворце Чангра (lcang ra pho brang), во время которой производятся и освящаются благословенные пилюли, известные как Мани Бумдруб ( ma Ni bum sgrub ). Главным членом королевской семьи был наследный принц Саванг Зангпо (сад-банг-бзанг-по). Два года спустя Геце присутствовал на свадьбе этого принца и выступал в качестве одного из главных капелланов при нем и его жене. Его невеста, Цеванг Лхамо (tshe dbang lha mo, ум. в 1812 г.), дочь вождя Гардже, расположенного на крайнем юге Дерге, стала ярой сторонницей лам Ньингма в Дерге и одним из главных спонсоров Геце.
В 1785 году Цинван (親王) Сонам Дордже (bsod nams rdo rje), предводитель Знамени левого берега реки Ма (rma chu), [14] обратился к Катоку с просьбой прислать ламу в монгольские районы Амдо. Цинван был высшим званием монгольской знати, званием, присваиваемым княжеским потомкам Гушри-хана , которые были лидерами племен вокруг озера Коконор. Как и некоторые другие вожди ойратских монголов, Сонам Дордже был покровителем лам Ньингма. Геце принял приглашение и провел более года, путешествуя по монастырям и общинам кочевников в Цинхае и Ганьсу, а затем вернулся в Дралак в 1786 году .
В одиннадцатом лунном месяце того же года Чжинкён скончался. Чжичэнь умер в 1776 году, а Чакца и Мокца — немного позже. Таким образом, после смерти Чингкёна двадцатишестилетний Геце оказался во главе монастыря Каток.
Через год после смерти Чингкёнга, в 1787 году, Геце отправился в центральный Тибет, чтобы совершить деятельность по накоплению заслуг от имени своего учителя. Это будет его единственная поездка в этот регион. Там он встретился с Джигме Лингпой ('jigs med gling pa, 1729–1798), самым влиятельным тертоном ( gter ston ), или открывателем сокровищ той эпохи. Геце провел с Джигме Лингпой всего два дня, но за это время открыватель сокровищ посвятил его во все свои сокровища. [16] Несмотря на то, что Джигме Лингпа был опытным тертоном, он посвятил много времени составлению издания «Сборника ньингма-тантр» ( rnying ma rgyud 'bum ), основного раздела камы, и вполне вероятно, что зарождающаяся решимость Геце возродить каму был вдохновлен этой встречей. Спустя годы, когда Геце редактировал издание «Сборника ньингма-тантр» Дерге, его основным источником текстов и моделей аранжировки было рукописное издание Джигме Лингпы. [17]
Позже Геце стал близким соратником главного ученика Джигме Лингпы Додрубчена Джигме Тринле Возера (rdo grub chen 'jigs med 'phrin las 'od zer, 1745–1821) и стал ключевым учителем реинкарнации Джигме Лингпы До Кхьенце Еше Дордже ( мдо мкхьен бртсе йе шес рдо рдже, 1800–1866). Геце надеялся посетить монастырь Миндролинг во время этой поездки, но не смог из-за эпидемии в этом районе. Он вернулся в Каток в конце 1788 года после более чем годичного путешествия, во время которого он встретился с Чанкья Ролпаем Дордже (lcang skya rol pa'i rdo rje, 1717–1786). [18]
Весной после своего возвращения из центрального Тибета Геце сблизился с Третьим Дзогчен Ринпоче Ати Тенпаем Гьелценом (rdzogs chen 03 a ti bstan pa'i rgyal mtshan, 1759–1792), своим будущим партнером в кампании по возрождению камы в Кхаме. . Оба мужчины были вызваны в Дерге в 1790 году вместе с другими придворными капелланами, чтобы провести похороны молодого короля Саванг Зангпо.
Зрелый период: слияние Камы и Терма в Катоке Геце.
За последние три десятилетия своей жизни Геце возглавил основательную трансформацию «Катока», которая должна была оказать долгосрочное влияние на будущее учреждения. Традиция Ньингма кама вышла из моды с тех пор, как сто лет назад сокровища Лонгселя Ньингпо стали центральными. Геце возродил учение камы в Катоке во многом за счет импорта традиции практики и изучения камы Миндролинг. Это началось в 1791 году с приглашения лам Миндролинга, выданного совместно с Третьим Дзогчен Ринпоче, преподавать в Катоке и Дзогчене. Ламы Миндролинга прибыли в Каток в середине 1791 года и в течение нескольких месяцев обучали класс из пятидесяти монахов Каток. Сам Геце не остался на курсе, а вместо этого отправился в свой личный монастырь Дралак Гон. В своем монастыре Геце провел еще один тренинг по сокровищам Лонгсела Ньингпо, а также составил монашеский обычай для своего ретритного центра. [19]
Учения Гухьягарбхи занимали почетное место в новой формулировке Геце традиции кама в Катоке. Летом 1793 года он отправился в Батанг для дальнейшего обучения экзегетической традиции этой тантры. Он учился в монастыре Качо Цера (mkha' spyod rtse ra dgon) у ламы, имя которого он не назвал, но которого он называл «ученым и превосходным ламой» ( mkhas dbang bla ma mchog ), [20] и которого он отметил, что был одноклассником Чжинкёна. Кажется, этот сеанс знаменует собой последнее его обучение каме; с этого момента он начал передавать посвящения и тантрические толкования традиции. Впервые зафиксировано, что Геце давал учения о каме, среди его слушателей был министр из княжества Гьяронг Цахо (ца хо).
В начале следующего, 1794 года, Геце дал свои первые учения о Гухьягарбхе монахам монастыря Каток. Той весной он начал обучать тантре реинкарнации Чингкёнга и Чактсы. [21]
Еще одним аспектом возрождения камы Геце было составление комментариев к важным ритуалам и тантрам. Ярким примером является его трактат о Гухьягарбха-тантре , написанный в 1814 году и названный «Сборник примечаний [с которыми следует обращаться при даче] Объяснений по обзору Гухьягарбхи» . Геце написал эту работу после того, как обучил тантре воплощение Ньингтрула (snying sprul), своего племянника Пелдена (dpal ldan) и других. Текст читается как лекция по тексту и перемежается множеством подстрочных аннотаций. Некоторые из аннотаций носят дидактический характер и сообщают читателю (который может быть младшим учителем), какие элементы общей проповеди Дхармы необходимо перемежать в этих местах. Другие аннотации поясняют содержимое списков, указанных в основной части текста. В колофоне ясно сказано, что эта работа представляет собой руководство по обучению в традиции Миндролинг.
Наряду с импортом традиции Миндролинг Ньингма Кама, Геце пересмотрел традицию сокровищ Лонгсела Ньингпо таким образом, чтобы сделать их более совместимыми. Он переработал сокровища Лонгсела Ньингпо в обширный репертуар ритуалов и созерцательных руководств, которым он отвел доминирующую роль в религиозной программе Катока. Хотя современники Геце, участвовавшие в откровениях Лонгселя Ньингпо, не имели недостатка в текстах, над которыми можно было размышлять и совершать эти терма, существующие литургии, как правило, не были написаны для исполнения большими монашескими собраниями, такими как Каток и некоторые из его новых монастырей-филиалов, таких как монастырь Геце. собственный монастырь Дралак Гон. Следовательно, если бы Геце хотел исполнить «Сокровища Лонгсела» на больших праздниках и ритуалах в Катоке и при дворе Дерге, то необходимо было бы составить новые ритуальные выражения сокровищ. Таким образом, Геце приступил к композиционному проекту, который обновил корпус сокровищ Лонгселя Ньингпо, чтобы он соответствовал потребностям, как он их видел, сообщества Каток. Чтобы интегрировать отредактированные материалы в монастырскую общину, он включил их в монастырский литургический календарь и использовал их для освящения новых крупных проектов монастыря, таких как огромные статуи божеств и новые здания.
Помимо обучения Додрубчена и До Кхьенце, Геце обучал Шечена Вонтрула Гюрме Тутоба Намгьяла (же чен дбон спрул 'гьюр мед мтху стобс рнам гьял; р. 1787) из монастыря Шечен , который останавливался в ретритном центре Геце, Банго (сбра 'го) , На три года.
Геце Махапандит скончался в 1829 году. Его воплощением был мальчик, родившийся в следующем году, Цеванг Ригдзин Гьяцо (tshe dbang rig 'dzin rgya mtsho, 1830–1885).