Йлунг Сонам Намгьял
Йлхунгпа Сонам Намгьял (тиб. ཡི་ལྷུང་བསོད་ནམས་རྣམ་རྒྱལ།, Вайли: yid lhung pa bsod nams rnam rgyal) принадлежал к клану Такронг (stag rong) в долине Йлхунг (yid lhung) в Кхаме. По словам Тулку Тхондупа Ринпоче (sprul sku don grub, р. 1939), он родился в 1874 году. Тензин Лунгток Ньима (bstan 'dzin lung rtogs nyi ma, р. 1974) называет годом его рождения год железной змеи, 1881-82, и говорит, что его отец, Церинг Вангчук (tshe ring dbang phyug), был потомком дяди Гесара Тротунга, а его мать звали Вангчен Цо (dbang chen mtsho).
Сонам Намгьял вырос обычным мирянином. В юности он вел себя так, о чем позже пожалел, например, рубил деревья и охотился на диких животных. В возрасте около тридцати лет его охватило чувство отречения и сострадания, и он обратился за советом к нескольким учителям. Он получил посвящения и учения, относящиеся к внешним и внутренним предварительным этапам и основной практике Дзогчен, от открывателя сокровищ Якзе Тертона Гарванга Текчога Лингпы (g.yag ze gter ston gar dbang theg mchog gling pa), собрание откровений которого занимает тринадцать томов. Якзе Тертон сам был учеником Якзе-ламы Пелджина (g.yag ze'i bla ma dpal sbyin), которому однажды До Кьенце Еше Дордже (mdo mkhyen brtse ye shes rdo rje, 1800–1866) сказал, что его линия учеников будет включать семь человек, которые обретут «радужное тело» ('ja'lus). Иными словами, в знак высочайшей реализации Дзогчен их тела растворялись после смерти, не оставляя ничего, кроме радужного света.
Сонам Намгьял, очевидно, считал Гарванга Текчока Лингпу своим главным учителем. В более позднем возрасте он вырезал: «О Пема Текчок Лингпа, присмотри за мной!» (pad+ma theg mchog gling pa mkhyen) на скале недалеко от места его медитации, и было слышно, как он произносил подобное выражение незадолго до своей смерти. Однако, как сообщается, он сказал Чатралу Сангье Дордже (bya bral sangs rgyas rdo rje, 1913–2015), что это был Пятый Дзогчен Ринпоче, Тубтен Чокьи Дордже (rdzogs chen grub dbang 05 thub bstan chos kyi rdo rje, 1872–1935), который помог ему понять Дзогчен. Чатрал Сангье Дордже был поражен осознанием Сонама Намгьяла, которое, по его словам, было исключительным для мирянина.
По словам Чогьяма Трунгпы (chos rgya drung pa, 1939–1987), Сонам Намгьел был слугой богатой семьи. Ему приходилось работать долгие часы, но он мог медитировать по ночам, ограничивая себя всего двумя или тремя часами сна. В какой-то момент он оставил своего работодателя и провел три года в ретрите на горе в Илхунге. За это время он испытал признаки, указывающие на его овладение четырьмя видениями ( снанг ба бжи ) Дзогчена. Он также завершил чтение мантр, связанных с практикой Хаягривы из Лонгчен Ньингтик. Он вырезал изображения Хаягривы и написал: «Не отвлекайся!» (sem ma yengs) на стене своей пещеры.
В более поздней жизни он стал странствующим йогином, живя в пещерах на берегу Йилхунг Лхацо (yid lhung lha mtsho), озера недалеко от Маниганго (ma Ni gad 'go), известного своими резными изображениями мантры Авалокитешвары, а также в окрестных горах. Здесь он прочитал знаменитую «Молитву, спонтанно исполняющую желания» (bsam pa lhun grub ma) сто тысяч раз перед изображением Падмасамбхавы, которое он вырезал из камня. Он также читал молитвы собственного сочинения.
В начале 1950-х годов у него начали проявляться признаки болезни. Его сын Лама Гьюрдрак (bla ma 'gyur grags, ум. в 1975 году) покинул ретрит, когда услышал эту новость, и присоединился к другим членам семьи в Маниганго. Никто не подозревал, что Сонам Намгьел может обрести радужное тело, но он оставил указания, что его тело нельзя перемещать в течение семи дней после его смерти. Когда он умер, с его трупом обращались так же, как с трупом любого другого мирянина, и накрывали простой тканью. Хотя в последующие дни эта ткань, казалось, уменьшилась в высоте, никто не обратил на нее особого внимания. Через несколько дней лама из монастыря Лхагьел (lha rgyal dgon) пришел, чтобы провести сложный обряд очищения ( khrus gsol). Затем, через неделю, когда члены семьи вошли в палатку, где хранилось тело, они увидели лучи радужного света. Тело исчезло; остались только волосы и ногти.
Вскоре распространились новости о том, что возможен случай, когда кто-то обрел радужное тело. Когда весть дошла до местного вождя Джаго Тобдена (bya rgod stobs ldan, 1898–1960), он отправился в путь вместе с небольшой группой. Они принесли вазу с сокровищами, в которую положили волосы и ногти, запечатав верх пятицветным шелком. Затем Джаго Тобден отправил гонца в монастырь Дзогчен (rdzogs chen dgon), Дзонгсар (rdzong sar) и другие места, чтобы определить, действительно ли это случай радужного тела. Было решено, что реликвии подлинные, и несколько лам, в том числе Шестой Дзогчен Ринпоче, Джикдрел Джангчуб Дордже (rdzogs chen 06 'jigs bral byang chub rdo rje, 1935–1959), Геманг Тулку Гарванг Лераб Лингпа (dge mang sprul sku 03 гар дбанг лас раб глинг па, 1930–1959) и Нгаванг Норбу (нгаг дбанг нор бу, 1886–1958) приехали, чтобы совершить праздничные подношения и возглавить молитвы устремления.
Реликвии Сонама Намгьела были разделены на пять основных частей: одну предложили Джамьянгу Кьенце Чокьи Лодро ('jam dbyangs mkhyen brtse chos kyi blo gros, 1893–1959) из Дзонгсара; один – Дзогчену Ринпоче; один Джаго Тобдену; один его сыну Дола Церинг Ге (rdo bla tshe Ring dge) и один Церинг Кхандро (tshe Ring mkha' 'gro). Последняя часть была позже приобретена Кхенпо Сонамом Ринченом (mkan po bsod nams rin chen) из близлежащего монастыря Якзе (g.yag ze dgon) и помещена в ступу.
История смерти Сонама Намгьяла пересказывалась много раз. Чогьям Трунгпа включил это в свою автобиографию «Рожденный в Тибете», Дуджом Ринпоче упомянул об этом в своей монументальной Истории школы Ньингма. Согьял Ринпоче, наставником которого был сын Сонама Намгьяла Лама Гьюрдрак, включил эту историю в свой бестселлер « Тибетская книга жизни и смерти» . Тулку Тхондуп описал это событие в нескольких книгах, а также оно фигурировало в исследованиях по феномену радужного тела.