Камень дзи

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Иллюстрация изображает 55 разновидностей узоров камней зи (дзи)

Камень дзи (зи) или бусина Дзи (Зи)

Травлёный агат, известный как тибетский камень зи, используется как защитный амулет от всевозможных болезней и недугов, припадков, потерь и неудач, одер- жимости духами и негативных планетарных влияний. Камни зи носят как украшения на шее или распилива- ют пополам и венчают короны священных образов божеств, как, например, у статуи Джово Ринпоче в Лхасе. В общем, камни зи классифицируются на две основные разновидности: цилиндрический коричневый (или чёрный) с белыми полосками и круглыми «глазами» (тиб. mig) агат и округлый халцедон или разновидность сердолика со спиралевидным узором цвета красной охры, золота или серебра. Зи также делятся по форме на «женские» зи тонкие и заострённые и «мужские» зи, которые толще и имеют форму бочонка. На санскрите «зи» известны как мечака, драгоценные сине-чёрные камни, напоминающие глаза павлина.

Цилиндрические коричневые (или чёрные) зи и их белые разновидности обычно отмечены белыми «глазами» или кольцами, которые вместе с полосками образуют симметричные угловые узоры. Число «глаз» может достигать двенадцати, но самыми ценными считаются зи с девятью «глазами» они используются в качестве защитных талисманов против демонических влияний. Девятиглазые камни невероятно редки и дороги, в Тибете их рыночная стоимость приравнивалась к стоимости скромного дома или нескольких фунтов серебряных слитков.

Источник происхождения этих камней окутан тайной и мифами. Подобные формы травлёного агата встречаются в регионе Гималаев и на равнинах Индии, Пакистана, Афганистана и Ирана. Техники травления агатов были известны на обширной территории между долиной Инда и дельтой реки Тигр с третьего тысячелетия до нашей эры. Однако тибетские торговцы зи утверждают, что тибетские зи гораздо плотнее и твёрже и обладают иными качествами, нежели их центральноазиатские собратья. Поскольку зи часто встречаются вблизи древних захоронений или на вспахиваемых полях, считается, что они имеют доисторическое происхождение. Тибетские источники описывают несколько возможных происхождений зи. По одному преданию, это живые создания или черви, которые превращаются в камень, как только их впервые замечают или прикасаются к ним. Поскольку зи почти всегда имеют изъяны, считается, что боги небес избавляются от них, сбрасывая на землю, когда камни изнашиваются, становятся старыми, повреждаются или от них откалывается кусок. Существует также версия, что камни зи - это упавшие плоды с древа, исполняющего желания. Другое поверье считает зи разбросанными по земле Тибета сокровищами легендарного героя Гесара из Линга, который похитил их из сокровищницы владыки царства Таджик (Персия). Менее известная версия происхождения зи гласит, что эти камни являются испражнениями сказочной птицы Гаруды, которые падают на землю, когда он летает в небесах.

В районе долины Инда используются некоторые техники для травления узоров в сердолике, халцедоне и непрозрачном агате или кварце. Сначала тростниковой ручкой или кисточкой наносится узор из густого раствора карбоната натрия (хозяйственная сода). После застывания пасты камень на длительное время помещается в раскалённые угли. После охлаждения и очищения на тёмном камне остаётся белый глазурованный или втравленный узор.

Обратный процесс может производиться помещением камня целиком в раствор карбоната натрия, вытравливания добела через нагревание и нанесения чёрных узоров на белом камне при помощи раствора нитрата меди. Самые ранние узоры зи состояли из полос и пятиугольных структур. Лучшие камни - непрозрачные, без щербинок, с узорами, глубоко погружёнными внутрь камня, и с гладкой глянцевой патиной.

Тибетское слово «зи» означает «ярко отполированный» или «травлёный». Тибетские художники используют отшлифованный и заострённый фрагмент камня зи, имеющий форму кисти с серебряным наконечником и деревянной ручкой, для полировки золота, применяемого в тханка-живописи. Считается, что использование зи, или благоприятного агата, в качестве полирующего инструмента придаёт священное сияние золотым элементам тханки или статуи.

Зи в виде порошка, смешанного с молотым золотом, серебром и жемчугом, используется для изготовления «медицинских пилюль» (тиб. ril bu) с сильными целебными свойствами.

В ХХ веке было налажено массовое производство качественных и не очень имитаций камней зи. Копии делаются из фарфора, пластика, смолы, ячьего рога и стекла в Индии, Китае, Непале и Тибете. Экземпляры отменного качества изготавливаются на Тайване с применением оригинальной техники термического травления. Эти прекрасные тайваньские копии стоят немалых денег, но настоящие тибетские зи, особенно украшенные девятью «глазами» или другими редкими узорами, продаются за куда большие деньги. На азиатских рынках антиквариата эти цены в наши дни стали поистине астрономическими и зачастую сопровождаются абсурдными сказками о происхождении или уникальности этих камней вроде истории о том, что именно этот камень является одним из ключей к сундуку сокровищ Гесара из Линга. Среди тибетцев принято тщательно исследовать «родословную» камней зи, некоторые из которых могут стать бедствием, а отнюдь не благословением для его обладателя. В последние годы кражи этих бесценных камней неоднократно сопровождались убийствами. На Востоке существует расхожее мнение, что некоторые драгоценные камни «дурных предзнаменований» приносят своим новым хозяевам «наследство» бед и неудач. Считается, что «кармически отягощённые» зи также могут привлекать те негативные влияния, которые они (в теории) призваны устранять. В книге Джона Р. Р. Толкина «Властелин колец» кольцо Саурона было сказочно красивым, но оно могло очень быстро стать слишком «драгоценным»!

Иллюстрация изображает 55 разновидностей узоров камней зи (дзи):

  • 1-5. Пять иллюстраций «девятиглазых» зи.
  • 6. Округлый зи с двойным лотосовым узором и лотосовыми сердцами.
  • 7. Зи с двойным кольцом одиночного «глаза».
  • 8. «Четырёхглазый» зи с центральным узором в виде волны или лотоса.
  • 9. «Шестиглазый» полосатый зи с симметричным узором.
  • 10. «Шестиглазый» зи с линейным тройным узором.
  • 11. Прямоугольная «земная дверь» с двойным «глазом».
  • 12. «Мужской» «пятиглазый» зи с узором в виде крыла свастики.
  • 13. «Женский» «пятиглазый» зи.
  • 14. Симметричный зи с узором солнца и луны.
  • 15. Широкий зи в виде бочонка с куполообразными прямоугольными узорами.
  • 16. Редкий «ваджрный крюк» в узоре из лотосовых лепестков.
  • 17. Узор «дамару», или «ручного барабана».
  • 18. «Двуглазый» зи с двойным кольцом.
  • 19. Узор перевёрнутого «наконечника стрелы».
  • 20. Узор «наконечника стрелы» внутри кругового мотива.
  • 21. Редкий узор «трезубца».
  • 22. Зи с одним «глазом» и расходящимися кругами.
  • 23. Солнце и луна в дизайне полос-лотосовых лепестков.
  • 24, 25. Узоры «ваджры».
  • 26. Гексагональный «рот» вокруг центрального «глаза».
  • 27. Маленький «четырёхглазый» симметричный зи.
  • 28. «Четырёхглазый» зи с центральным копьём или осью «наконечника стрелы».
  • 29. Узор «рот макары».
  • 30-33. Вариации узоров «глаз».
  • 34. «Небесная дверь» и «земная дверь», основанные на китайских символах круга небес и ква- драта земли.
  • 35. Узор «небесная дверь».
  • 36. «Небесная дверь» внутри узора «земная дверь».
  • 37. Узор «рот макары».
  • 38. Зи с полосатым спиральным узором.
  • 39. Зи с одним «глазом».
  • 40, 41. Два примера узоров волн или зигзагов.
  • 42, 43. Два примера пятиугольных узоров, образованных позитивным и негативным травлением.
  • 44. «Небесная дверь» и «земная дверь» в форме бочонка.
  • 45. Агат с природным образованием в виде глаза.
  • 46. «Чунг зи», что значит «непрозрачный камень зи». Природный полосатый агат с неровными границами.
  • 47. Типичный «чунг зи» с естественными вкраплениями белого кварца внутри объединения охрового, коричневого или чёрного агата.
  • 48. Прозрачный зи с узором из светлой охры.
  • 49. Круглый узор «бумпа», или «сосуд».
  • 50. «Бумпа» с узором лотосовых лепестков.
  • 51. Кольцо из камня зи.
  • 52. Круглый узор лотоса и лотосового листа.
  • 53. Зи с одним «глазом», может использоваться как камень в перстне.
  • 54. Узор круглого «глаза» и лотосовой волны.
  • 55. Узор «бриллианта» и «наконечника стрелы».