Полу Кхенпо Дордже

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Бомта Кхенпо (1897-1970)
Бомта Кхенпо (1897-1970)
Бомта Кхенпо (1897-1970)

Полу Кхенпо Дордже (тиб. སྤོ་ལུ་མཁན་པོ་རྡོ་རྗེ་, Вайли: spo lu mkhan po rdo rje) или Тхуптен Кунга Гьялцен (тиб. ཐུབ་བསྟན་ཀུན་དགའ་རྒྱལ་མཚན་, Вайли: thub bstan kun dga' rgyal mtshan, 1897(6)-1970) был одним из главных учеников Кхенпо Нгаванга Палзанга. Он считался одним из самых выдающихся мастеров дзогчен последнего времени. Из-за его благодетелей Бомта Цанг, одной из самых богатых семей Тибета, его иногда называют Бомта Кхенпо (སྦོམ་མདའ་མཁན་པོ་, sbom mda' mkhan po).

Краткая биография

Полу Кхенпо Дордже родился в 1897 году в долине Полу (spo lu) в Дерге, восточный Тибет. В детстве он поступил в монастырь Полу (spo lu dgon), принадлежащий Сакья, в современном округе Джомда. Там он учился у Гончен Шар Ламы Джамьянга (dgon chen shar bla ma 'jam dbyangs), который был учеником великого ученого Мипама Гьяцо (mi pham rgya mtsho, 1846–1912). Около десяти лет он изучал традиционные области науки, философию мадхьямаки, Пять трактатов Майтреи (byams chos sde lnga) и системы тантры.

Примерно в то время, когда ему было четырнадцать, он отправился в трехлетний ретрит в неизвестном месте, за это время у него было много глубоких медитативных переживаний. Однако, когда его ретрит закончился, он заподозрил, что уровень его реализации ограничен, и почувствовал вдохновение искать учения Дзогчен у одного величайшего мастера того времени, Кхенпо Нгаванга Пелзанга (mkhan po ngag dbang dpal bzang, 1879–1941), который в 1909–1922 годах был настоятелем монастыря Каток (KaH thog dgon).

Он отправился в Каток примерно в 1914 году, когда ему было семнадцать. Однако из-за известности и плотного графика Кхенпо Нгаванга Пелзанга Кхенпо Дордже сначала не смог получить к нему доступ. Поэтому он попросил себе скромную должность подносить чай Кхенпо и в течение следующих восьми лет использовал любую возможность, чтобы незаметно задавать во время перерывов на чай вопросы о тончайших моментах медитации Дзогчен. Таким образом, Кхенпо Дордже стал одним из наследников линии Нгаванга Пелзанга.

Получив таким образом обширные наставления по Дзогчену от Кхенпо Нгаванга Пелзанга, он погрузился в их практику, чтобы стабилизировать свой ум в естественном состоянии. Ньошул Кхенпо (smyo shul mkham po, 1931–1999) рассказывает историю о том, как в это время Кхенпо Дордже посетил монастырь Сакья Докол (rdo khol dgon) в районе Тром Докок (khrom rdo khog) в Литанге (li thang), где он встретил йогина, известного как Ньонпа Нгаванг Чиме (smyon pa ngag dbang 'chi med). Этот йогин был известен в этом районе как безумец (нёнпа означает «безумный» или «сумасшедший»), хотя большинство сомневалось, что он был реализованным практикующим. Тем не менее, Кхенпо Дордже потянулся к нему и попросил высказать свое мнение о его практике медитации.

Йог проигнорировал его попытки заговорить, по-видимому, не обращая внимания на его присутствие. Наконец, Кхенпо Дордже надел одежды йогина, сказал ему, что собирается сидеть там в своей лучшей медитации, и попросил его хотя бы кивнуть головой, если он на правильном пути. При этом йог признал Кхенпо Дордже, который затем изо всех сил старался оставаться в состоянии осознания, распознаванию которого научил его Кхенпо Нгаванг Пелсанг. Не впечатленный, йог покачал головой. Через несколько минут, почувствовав пренебрежение йогина, Кхенпо Дордже почувствовал депрессию и страх, что зря потратил наставления своего драгоценного учителя и годы обучения и практики. Отказавшись от желания получить признание йогина, он просто позволил себе погрузиться в глубокую преданность Кхенпо Нгавангу Пелзангу и мастерам своей линии. Эта преданность росла и наполняла его разум, пока он не оказался в естественном состоянии природы ума. Затем он почувствовал, что его тянут за руку, повернул голову и увидел сияющее одобрением лицо йога. Ньошул Кхенпо делает вывод, что этот эпизод является прекрасным примером того, насколько трудоемкая интеллектуальная медитация является тупиком, и что преданность гуру — самый надежный путь к просветлению.

Помимо Кхенпо Нгаванга Пелзанга, Кхенпо Дордже получил обширные посвящения, передачи и наставления от Джамьянга Кьенце Чоки Лодро ('jam dbyangs mkhyen brtse chos kyi blo gros, 1893–1959) и Второго Пенора, Ригзина Пелчена Дупы (pad nor 02 rig 'dzin). dpal chen 'dus pa, 1887–1932), оба из которых были близкими соратниками его коренного учителя.

В 1922 году Кхенпо Нгаванг Пелзанг ушел с поста руководства Катоком. Скорее всего, именно тогда Кхенпо Дордже закончил обучение и получил степень кхенпо. Неясно, получил ли он степень в Катоке или Полу, где он принял должность преподавателя, за что получил имя Полу Кхенпо Дордже. Продолжительность его пребывания там также не ясна; Ньошул Кхенпо говорит лишь, что преподавал там «долгое время». Поскольку в период с 1922 по 1940-е годы о жизни Кхенпо Дордже мало что известно, вполне вероятно, что большая часть 1920-х и 30-х годов была проведена преподаванием в Полу.

В какой-то момент в 1940-х годах Кхенпо Дордже оставил свой пост в монастыре Полу и жил странствующим йогином в У, Цанге, Дакпо, Конгпо, Лходрак Карчу и в знаменитых пещерах Чимпу вокруг Самье (bsam yas mchims phu). Говорят, что в этот период его реализация расширилась, и он приобрел обширный опыт, включая встречу в чистом видении с великим мастером Дзогчена восьмого века Вималамитрой.

Во второй половине того же десятилетия он обнаружил в восточном Тибете реинкарнацию Кхенпо Нгаванга Пелзанг, Текчок Тенпей Гьялцена (theg mchog bstan pa'i rgyal mtshan, р. 1944/5). В конце 1940-х или начале 1950-х годов он обучал многих учеников в центральном Тибете, в том числе Тинлея Норбу (phrin las nor bu, 1931–2011), который учился в Миндролинге, и Таклунг Цетрула Ринпоче (stag лунг rtse sprul phrin nyin byed bzang po, 1926–2015) из Дордже Драка (rdo rje brag), которого он наделил полномочиями наследника линии.

В 1955 году, находясь в Лхасе в качестве гостя у богатой семьи Помдацанг (spom mda' tshang), Кхенпо Дордже встретил Чагдуда Тулку Пема Гарги Вангчука (lcags mdud sprul skupad+ma gar gyi dbang phyug, 1930–2002), который недавно прибыл из Кхама и совершил ретрит в Чимпу. Кхенпо Дордже предложил Чагдуду Тулку разделить его комнату и в течение года в Лхасе и окрестностях учил его почти ежедневно, ов основном Дзогчен. Из-за преданного покровительства семьи Помдацанг Кхенпо Дордже, он стал известен также как Помда Кхенпо, что в мемуарах Тулку Ургьена пишется как «Бомта».

В 1956 году, когда китайское присутствие в Тибете росло, Кхенпо Дордже и Чагдуд Тулку решили покинуть столицу и переехать в юго-восточный регион Конгпо с намерением поселиться в отдаленной скрытой земле Пемако (pad+ma bkod), где многие Тибетцы верили, что они будут в безопасности от китайского вторжения. Прибыв в Конгпо, он и Чагдуд Тулку вместе прожили в небольшом монастыре около шести месяцев, прежде чем Кхенпо Дордже вернулся в Лхасу в начале 1957 года, чтобы завершить некоторые свои дела и организовать транспортировку его книг и ценностей. Его возвращение в Конгпо было отложено до конца года из-за политического кризиса и надвигающейся китайской оккупации. Когда он позже прибыл в Конгпо в конце 1957 года, он рассказал истории о боях, которые вспыхнули на окраине самой Лхасы.

Во время большой религиозной церемонии в начале 1959 года община Кхенпо Дордже в Конгпо подверглась нападению китайских войск. Когда бойцы сопротивления Кхампа отступили, все, кто мог, бежали к индийской границе. Кхенпо Дордже пришлось оставить все свои книги, статуи и реликвии в Конгпо. В большой группе со своим братом, племянником и Чагдудом Тулку он пересек перевал Дакпо (dwags po la) в направлении монастыря Санг-нгак Чолинг (gsang sngags chos gling) недалеко от границы с Аруначал-Прадешем. Преследующие китайские войска захватывали в плен всех, кто отставал. Они пересекли перевал Лунджук и остановились возле горы Сару в пограничном районе Аруначал-Прадеш/Нагаленд недалеко от Бутана. Еды было очень мало, а климат для горных тибетцев был жарким. Наконец, они достигли лагеря индийской армии, где пробыли несколько дней, прежде чем он был атакован гораздо более сильными китайскими войсками. И Индия, и Китай продолжают отстаивать суверенитет над Аруначалом, который де-факто является территорией Индии.

Их значительно сократившийся отряд продолжал двигаться на юг еще двенадцать дней к армейскому посту в Лемиганге, где индийская армия выдавала беженцам документы, удостоверяющие личность, и еду. Кхенпо Дордже, его брат и Чагдуд Тулку не смогли продолжать идти и были доставлены на вертолете в центр беженцев под названием Дакпо Ричок (dwags po ri mchog), где они пробыли месяц, а затем были переведены в большой тибетский лагерь для переселенцев в Миссамари, в индийском штате Ассам. Затем спонсор предложил Кхенпо Дордже и его семье переехать в Калимпонг, куда глава школы Ньингма Дуджом Ринпоче Джикдрел Еше Дордже (bdud 'joms 'jigs bral ye shes rdo rje, 1904–1987) переселялся вместе с десятками тысяч тибетцев и готовился передать Ринчен Тердзо( rin chen gter mdzod ) и Ньингма Кама (rnying ma bka 'ma).

В течение следующих года или двух Кхенпо Дордже был приглашен остаться в Дарджилинге, и через некоторое время переехал в Бутан, где останавливался в основном в ретрите возле королевского дворца Дечен Чолинг (bde chen chos gling) на окраине Тхимпху, который ему предложила королева-мать Аши Пунцо Чодрон (rgyal yum a zhe phun tshogs chos sgron). Он также жил и иногда преподавал в Ташиганге (bkra shis sgang), восточный Бутан. Говорят, что, посещая священную долину Бумтанг, где в четырнадцатом веке жил Лонгченпа (1308–1364), он встретил этого мастера в видении.

В начале-середине 1960-х годов Тулку Ургьен (sprul sku orgyan, 1920–1996) отправился в Бутан, чтобы учиться у Кхенпо Дордже, и провел три месяца в хижине рядом с его домом. От него он получил редкие сущностные наставления Дзогчен Кхенпо Нгаванга Пелзанга, которые перешли к нему от Патрула Ринпоче (dpal spul rin po che, 1808–1887). В это время Кхенпо Дордже сказал Тулку Ургьену:

Я уже старик и говорю вам это без хвастовства, но этот старик — носитель подлинного учения Дзогчен. И все же, какая польза от этого? Никто не приходит сюда, чтобы попросить их, а даже когда они это делают, они редко понимают. Лектор без аудитории — не более чем лающая собака. Какой мне смысл сотрясать воздух?... Кажется, я заберу их с собой, когда умру.

Тулку Ургьен был впечатлен ясными и острыми наставлениями Кхенпо Дордже так же, как и его эксцентричным, необычным поведением. Время от времени Кхенпо Дордже спрашивал Тулку Ургьена, может ли он видеть защитников Дхармы и божеств в пространстве. В другой раз, дав блестящее учение большому собранию лам, он начал кричать на себя, чтобы он перестал так много говорить, одновременно хлопая себя по щеке. Позже он признался Тулку Ургьену, что внутреннее пространство его реализации стало настолько обширным, что он получил доступ к безграничным хранилищам дхармы; если бы он не был осторожен, он мог бы продолжать говорить бесконечно, поэтому иногда он бил себя пощечинами, чтобы закончить свои учения или уложить их в соответствующие временные рамки.

В 1964 или 1965 году, когда жена Тинлея Норбу, Маюм Джамьянг (ma yum 'jam dbyangs), была беременна, Кхенпо Дордже сказал ей, что она носит эманацию Гараба Дордже (dga' rab rdo rje). Ребенком оказался Дунгсе Гараб Ринпоче (gdung sras dga' rab rin po che, р. 1965), важный мастер традиции Дуджом Терсар.

По словам Тулку Ургьена, Кхенпо Дордже испытывал огромную преданность Шестнадцатому Кармапе (karma pa 16, 1924–1981), хотя никогда с ним не встречался. Когда Кармапа приехал в Бутан в 1969 году, Кхенпо Дордже был приглашен на обед с ним. Кхенпо ушел, Тулку Ургьен заметил, что Кармапа выглядел очень грустным, и спросил его, в чем дело. Тот ответил, что Кхенпо Дордже скоро умрет, что и произошло через несколько месяцев, в 1970 году. Его кремацией занимались Дуджом Ринпоче и Дзонгсар Кьенце Норбу (rdzong gsar mkhyen brtse 03 mkhyen brtse nor bu, р. 1961).

Внешние ссылки