Правильное и неправильное

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску

Кагегории правильного и неправильного охватывают все познаваемые объекты. Они являются различием между тем, что происходит и не происходит из данной причины. Например, правильно (сказать), что из добродетели происходит счастье, а не страдание; что из рисового зерна появляется росток риса, а не ячменя. Правильно, что освобождение достигается индивидуумом, реализовавшим отсутствие «Я», а не тем, кто цепляется за существование «Я». Правильно, что огонь горячий, и неправильно, что он холодный. Все познаваемые объекты содержат различные категории правильного и неправильного.

Чтобы это продемонстрировать, были даны семь зависимостей:
1. Зависимость нежелаемого — это, например, перерождение в низших мирах в силу неблагой кармы.
2. Зависимость желаемого — это, например, рождение в высших мирах в силу благой кармы.
3. Зависимость полной чистоты означает то, что полная чистота не достигается без устранения омрачений.
4. Зависимость одновременного появления означает, например, что в результате непревзойдённого накопления (благой) кармы может появиться либо Будда, либо Правитель Миром (Чакравартин), но одновременно они появиться не могут.
5. Зависимость управления означает, например, что с опорой физического тела женщины невозможно овладеть драгоценными достояниями (Вселенского Монарха, Чакравартина), типа драгоценного колеса и т.д. 6. Зависимость достижения значит, что. например, состояние пратьекабудды не достигается в теле женщины.
7. Зависимость поведения означает, например, что благородное существо не совершает (негативных потупков) типа убийства и т.д.
Всё это происходит в зависимости от того, что правильно и неправильно, а не по чьему-то желанию или велению, — такова природа вещей. На этих примерах следует понять, что все явления, каковы бы они не были, имеют правильные и неправильные аспекты.
Правильно, что страдание возникает из причины (истины) происхождения, и что его прекращение происходит в результате пути. Неправильно (думать), что страдание происходит в результате пути, и что прекращение (страдания) возникает из его происхождения. Таким образом, сюда сводится всё, что включено в прогрессивный и регрессивный порядок четырёх (благородных) истин в манере взаимозависимого происхождения.

Вкратце, все науки познаваемых объектов предназначены для понимания того, что есть правильно и что неправильно.
Благодаря науке исскуств мы понимаем хорош ли произведённый объект или нет.
Благодаря медицинской науке и диагностике мы понимаем противоядия, излечивающие или не излечивающие данную болезнь.
Благодаря лингвистической науке мы понимаем, что есть правильно и неправильно в отношении природы слов, условий их сочетания, склонений и спряжений.
Благодаря науке логики мы понимаем каким образом делаются или не делаются определённые выводы на основе определённых предпосылок.
Благодаря внутренней науке мы понимаем природу вещей, а также правильно постигаем главную цель, к которой (надо) стремиться — путь и прекращение (страданий).
Таким же образом, благодаря науке синонимов мы понимаем, как различные слова подразумевают или не подразумевают определённый смысл.
Благодаря науке математики мы понимаем правильность различных вычислений.
Благодаря театральному искусству мы разбираемся в разнообразных тональностях голоса.
Благодаря поэзии мы узнаём об элегантных или не красноречивых выражениях.
Благодаря граматике мы различаем между навороченными и изящными предложениями.

Сейчас я кратко опишу философские традиции в контексте внутренней науки. Если вы разберётесь в них, то будете сведущими в смысле правильного и неправильного.
Существует два типа философских традиций:
внешние школы, которые следует оставить, и внутренние школы (Буддизма), которые необходимо усвоить. Разница между внешними и внутренними школами заключается в принятии Трёх Драгоценностей как истинных объектов прибежища. Внешние философские школы имеют множество классификаций, — на шестьдесят два воззрения и т.д., которые могут быть сведены к пяти группам Тарка. В них существует множество индивидуальных верований, но в своём корне все они сводятся к двум, — этернализму и нигилизму.
Проповедники этернализма (постоянства или вечности) верят, что весь этот мир создан неким постоянным творцом, типа создателя Вишну, Брахмы, Всемогущего, Времени или Атмана. Для того, чтобы достичь подобного уровня вечности, они используют имеющиеся пути ублажения бога, практикуя концентрацию и т.д.
Проповедники нигилизма утверждают, что этот мир образовался сам по себе, вне (зависимости) от причин прошлой кармы и т.д. Также они говорят, что ум возникает временно из четырёх (физических) элементов, и раз он исчезает в момент смерти, то нет смысла усердствовать на (духовном) пути для достижения освобождения. Тем не менее, они тоже утверждают существование «Я».
Когда эти (утверждения) анализируются буддистами, (обнаруживается), что такая постоянная причина не может функционировать в создании мира. (Это обьясняется тем), что весь мир не появился мгновенно, а развивался постепенно. Соответственно, его причина не может быть постоянной.
С другой стороны, если сам творец имеет другую причину, то таким творцам не будет конца, и они не будут постоянными. Если у творца нет никаких причин, то невозможно установить повод для его существования. Более того, если (Бог или т.п.) созидает преднамеренно, то всё зависит от его намерения, и соответственно непостоянно. Также нет никакой логики в том, что он создаёт страдающих живых существ. Если же тот творец не создаёт преднамеренно, то значит, что у него нет независимой власти, таким образом от почитания (такого бога) не будет никакой пользы. Так что (идея творца) опровергается посредством этой и другой истинной логики.
Происхождение без причины невозможно. Если бы это было возможным, то что-либо могло бы появляться идентичным образом во всех местах и всё время без различия, потому что в этом случае последует утверждение, что все явления существуют по своей природе даже без причин. Если так, то будет следовать, что ростки и т.д. не смогут существовать ни в каком месте и ни в какое время, потому что (согласно теории безпричинности) зерно, вода и т.д. не являются причинами (ростка и т.д.), и поэтому не могут произвести что-либо.Таким образом, все вещи существуют в том месте и в то время, когда когда сложились требуемые причины и условия. Если они не сложились, то (вещи) не будут существовать. Так как (существование и отсутствие вещей) чередуется друг с другом, то установлено, что (все явления) происходят из причин.
Утверждение (нигилистов) о том, что сознание происходит из четырёх элементов как нечто новое, противоречит их собственному утверждению о беспричинности явлений. Так как текущее сознание происходит и продолжается из предыдущего (момента) сознания, — своей побуждающей причины, — то невозможно, чтобы оно произошло из (неодушевлённой) материи без своей особой побуждающей причины, в равной степени, как появление ростка из камня или света из темноты.
Очевидно, что ясная и познающая длительность сознания происходит непрерывно в манере следующего момента возникающего из предыдущего, также как (последовательно) происходит (процесс) чтения и т.д. Так как же (сознание) может оборваться в момент смерти, когда его (побуждающие) причины в полном наличии? (Поймите это на примере) безупречного зерна при наличии условий земли и воды, или непрерывного потока великой реки.
В результате исследования при помощи формальной логики, основанной на фактах, вы увидите, что явления происходят в прямой зависимости от наличия собственных причин и не появляются, когда их причины отсутствуют. Они не происходят из таких причин, типа Всемогущего Ишвары и т.п., равно как и без причин вообще.
По этой причине, пять зависимо-возникающих совокупностей лишены как «Я», так и творца, которые не идентичны со скандхами и не отличны от них.


Четыре философские традиции Буддизма

Вайбхашика

Последователи Вайбхашики утверждают, что пять основ познаваемых вещей и три времени имеют субстанциональное существование. Согласно их утверждениям существуют установленные базисы (мельчайшей частицы и момента времени), имеющие собственные свойства. Такая вещь, типа сосуда, который можно разбить на части либо фактически, либо интеллектуально, имеет относительное существование. То, что не разбивается на части, а именно два вида неделимых частиц, — мельчайший атом и неделимый момент (сознания) — имеют абсолютное существование, будучи составляющими компонентами всех вещей.
(В Вайбхашике) утверждается, что ни относительное, ни абсолютное существование не является пустотным, так как сущность каждого явления существует субстанционально. Также там считается, что «Я» индивидуума не имеет субстанционального существования, так как не идентично со скандхами и не отлично от них. Сознание, опирающееся на орган глаза и другие (органы), прямо постигает объект, одновременный самому себе, без (ментального) образа (этого объекта). Они утверждают, что не существует само-осознавания, а также, что характеристики возникновения, (пребывания и исчезновения) отличны от самих вещей. У них существует множество систем обусловленных утверждений.

Саутрантика

Последователи Саутрантики схожи с вышеописанным образом утверждений по поводу отсутствия «Я» у индивидуума и в отношении двух типов неделимых частиц. Они считают несопутствующие образования и необусловленные явления лишь ярлыками, не имеющими субстанционального существования.
Несопутствующие (образования) всего лишь ярлыки, приписанные ситуациям (имеющим оба аспекта) материи и сознания, и несуществующие независимо от (этих ситуаций). Необусловленные явления всего лишь ярлыки, приписанные противоположностям отрицаемых (аспектов). Текущее сознание глаза происходит из совмещения предыдущего объекта, органа (зрения) и сознания. Это сознание схватывает образ объекта, появившийся в уме, а не сам объект. Таким образом, объект, являющийся причиной (ментального) образа, имеет скрытое существование.
(Последователи Саутрантики) утверждают, что все сознания само-осознающие, а также, что все вещи происходят из четырёх условий и по своей природе обладают свойством моментального исчезновения. Вещи не отличаются от своих характеристик возникновения (пребывания и исчезновения), являющихся лишь ярлыками, (приписанными вещам) посредством противопоставления. Саутрантики имеют несколько способов правильной оценки сущности вещей:
они оценивают внешние объекты при помощи логики формального факта и посредством понимания, что все ярлыки лишены субстанционально существующей природы. Поэтому (Саутрантика) превосходит философскую систему Вайбхашика.
Следует понять важный момент в отношении несопутствующих образований:
несмотря на то, что они являются ярлыками, раз их названия схожи с объектами, то Саутрантики должны согласиться с тем, что свойства существуют в самих вещах. Как говорят Вайбхашики, если бы (свойства) были исключительно ярлыками, то вещи были бы лишены (свойств типа) непостоянства. Подобно этому, (Саутрантикам) следует считать, что не обусловленные явления типа пространства имеют условное существование.

Читтаматра

В традиции Читтаматра считается, что все эти проявления — лишь привычные тенденции разнообразных концептуальных процессов, внедрённые в сонание всеосновы с безначальных времён. В силу этих (тенденций) ни что иное, как ум или сознание всеосновы возникает в форме проявлений местности, объектов (чувств) и (физического) тела. Поэтому всё — это лишь манифестация ума, примером чему могут служить сновидения. Они также утверждают, что внешние объекты не существуют где-либо, кроме как в сознании (все-основы). Два вида неделимых составляющих компонентов грубых вещей (т.е. атомы и моменты) также не имеют абсолютного существования.
Давайте рассмотрим ситуацию, когда неделимый атом формирует грубую вещь. Единый центральный атом окружён шестью или десятью атомами в разных направлениях. Если каждые из этих различных атомов имеют части, которыми они соприкасаются, то (центральный атом) также имеет части. Если же они не (соприкасаются с центральным атомом), то сколько бы атомов не сгруппировалось, они не приведут к увеличению. Таким образом, (абсолютное существование) неделимого и нерушимого атома не может быть установлено, — он имеет лишь приписанное существование. Теперь рассмотрим кратчайший момент времени. Если (единицы времени), предшествующие ему и следующие за ним, имеют различные части, обращённые в сторону (этого момента), то получается, что и он имеет части. Если же они не (имеют частей), то не будет никакой временной продолжительности, независимо от количества собранных моментов, потому что каждый из них будет лишь единичнымым моментом. Все явления заключены во времени и пространстве, будучи лишь проявлениями ума.
(Среди трёх типов Природы) к Зависимой Природе относятся взаимозависимые проявления, потому что они возникают посредством взаимозависимости (причин и условий), а не сами по себе. К Надуманной Природе отнесены два вида «Я», т.е. ярлыки, приписывающие зависимым явлениям независимую сущность или сущность различных обусловленных и необусловленных вещей. Абсолютная Природа — это (реальная сущность) зависимого сознания, пустотного от двух видов надуманного «Я».
Таким образом (в традиции Читтаматра) утверждается, что лишь самоосознающее сознание, не являющееся сферой умопостроений, и свободное от двойственного восприятия, имеет абсолютное существование.

Мадхьямика

Последователи традиции Мадхьямика считают, что подобно несуществующим внешним объектам, ум, который их воспринимает, также не существует истинно. (Объекты) схожи с (умом) в том, что они появляются взамозависимо, не имея собственной природы. (В отличие от утверждения Читтаматры они считают), что субстанциональное (или абсолютное) существование «сознания, не являющегося сферой умопостроений», — это лишь ярлык.
Анализируя сущность любой вещи, которую можнопроанализировать,, невозможно установить даже толику ее истинного существования.Все явления возникают незыблемым образом в силу взаимозависимого происхождения. Будучи пустотными, они по своей природе лишены даже толики истинного существования.
Пустота и взаимозависимое происхождение описываются раздельно лишь с с точки зрения их противоположности. На самом деле они являются единством с неразличимой сущностью. Свободная от умопостроений реальность (этого единства), которую следует осознать индивидуально, называется Дхармадхату, — пространством явлений. Это (пространство явлений) свободно от крайностей, типа этернализма и нигилизма, проявленности и пустотности, и представляет собой цель реализации Мадхьямики, — Срединного Пути. В состоянии реализации (Дхармадхату) пустота и взаимозависимое происхождение едины, неделимы и равны.
Мадхьямика превосходит все остальные философские традиции, так как точно определяет природу явлений.

Вайбхашика и Саутрантика являются школами Хинаяны. Мадхьямика и Читтаматра относятся к традиции Махаяны, так как они единогасны в том, что практика пяти путей и десяти буми Махаяны происходит на (основе) развития двух типов относительной и абсолютной Бодхичитты. В результате этого достигается плод просветления, непребывающей нирваны.

Существует множество отличающихся утверждений в различных традициях Мадхьямики, Читтаматры и других, но здесь я не буду вдаваться в детали. Основываясь на (понимании) прогрессивного превосходства этих филисофских традиций, вы сможете безошибочно реализовать природу (категорий) относительного и абсолютного существования. В результате этого вы станете сведущими в правильных и неправильных аспектах всех явлений.

Это был раздел правильного и неправильного.

Обратно к списку тем->