Раздел пачиттия
Раздел пачиттия (требующее признания) - один из восьми разделов Пратимокша сутры.
1. Намеренная ложь требует признания.
2. Оскорбление требует признания.
3. Распространение завистливых слухов среди монахов требует признания.
4. Если какой-либо монах декламирует с мирянином Дхамму строка за строкой, это требует признания.
5. Если какой-либо монах спит в одном помещении с мирянином более чем две или три ночи подряд, это требует признания.
6. Если какой-либо монах отдыхает в одном помещении с женщиной, это требует признания.
7. Если какой-либо монах произносит женщине более чем пять или шесть строк из Дхаммы - если при этом не присутствует знающий мужчина, - это требует признания.
8. Если какой-либо монах сообщает мирянину о действительном достижении сверхнормальных человеческих состояний, такой поступок требует признания.
9. Если какой-либо монах сообщит мирянину о серъёзном нарушении, совершённом другим монахом - если это не было утверждено монахами, - такой поступок требует признания.
10. Если какой-либо монах копает или вскопал почву, - такой поступок требует признания.
11. Нанесение вреда живому растению требует признания.
12. Уклончивая речь и необщительность требуют признания.
13. Клевета или выражение недовольства действиями должностного лица общины требуют признания.
14. Если какой-либо монах сидел на кровати, скамье, тюфяке или табуретке, принадлежащих общине, на открытом месте и затем ушёл, не убрав их в надлежащее место, такой поступок требует признания.
15. Если какой-либо монах выставляет или выставил принадлежности для сна в помещении, принадлежащем общине, и затем уходит, не убрав их в надлежащее место, такой поступок требует признания.
17. Если какой-либо монах, рассерженный и недовольный, выгоняет или выгнал другого монаха из жилища, принадлежащего общине, такой поступок требует признания.
18. Если какой-либо монах сидит или лежит на кровати или скамье с отдельными ножками, на ненастеленном чердаке жилища, принадлежащего общине, такой поступок требует признания.
19. Когда монах строит для себя большое жилище, он должен исполь- зовать не более двух или трёх слоёв штукатурки. Если он применил большее количество штукатурки, такой поступок требует признания.
20. Если какой-либо монах сознательно льёт или вылил воду, содержащую живых существ, на траву или глину, такой поступок требует признания.
21. Если какой-либо монах, специально не утверждённый общиной для этой цели, поучает монахинь, такой поступок требует признания.
22. Если какой-либо монах, даже утверждённый общиной для этой цели, поучает монахинь после захода солнца, такой поступок требует признания.
23. Если какой-либо монах, придя в жилище монахини, поучает её - за исключением надлежащего случая, - такой поступок требует признания. Надлежащий случай здесь таков: монахиня больна.
24. Если какой-либо монах утверждает, что монахи поучают монахинь для своей собственной выгоды, такой поступок требует признания.
25. Если какой-либо монах даёт монахине, не состоящей с ним в родстве, ткань для одежды, за исключением случая обмена, такой поступок требует признания.
26. Если какой-либо монах изготавливает или изготовил одежду для монахини, не состоящей с ним в родстве, такой поступок требует признания.
27. Если какой-либо монах, по договорённости, путешествует вместе с монахиней, даже на расстояние от одной деревни до другой, за исключением надлежащих случаев, такой поступок требует признания. Надлежащий случай здесь таков: эта дорога считается опасной и рискованной, и по ней следует путешествовать караваном.
28. Если какой-либо монах, по договорённости, плывёт в одной лодке с монахиней вверх или вниз по реке, за исключением случая переправы на другой берег, такой поступок требует признания.
29. Если какой-либо монах сознательно ест пищу, выпрошенную для него монахиней, за исключением случая, когда домохозяева заранее предназначали пищу для него (т. е. до её просьбы), такой поступок требует признания.
30. Если какой-либо монах сидит с монахиней в уединённом месте, такой поступок требует признания.
31. Монах, который не болен, может есть не более одного раза подряд в общественном центре раздачи подаяния, в ином случае такой поступок требует признания.
32. Групповое принятие пищи, за исключением надлежащих случаев, требует признания. Надлежащие случаи здесь таковы: время болезни, время даяния одежды, время изготовления одежды, время нахождения в странствии, время путешествия на лодке, экстраординарные случаи.
33. Если какой-либо монах получил приглашение на обед, в этом случае принятие пищи в другом месте, до назначенного срока, требует признания.
34. В случае, если монаха, пришедшего в семью домохозяина, угощают выпечкой и другой приготовленной пищей, он может принять две или три чаши, если пожелает. Если он примет большее количество пищи, такой поступок требует признания. Приняв две или три чаши и забрав их оттуда, он должен разделить их среди монахов. Такова надлежащая процедура здесь.
35. Если какой-либо монах, поев и отказавшись от дальнейшего угощения, затем будет есть в другом месте, такой поступок требует признания.
36. Если какой-либо монах, сознательно желая, чтобы другой монах совершил ошибку, преподносит пищу этому (второму) монаху, после того как он поел и отказался от дальнейшего угощения, такой поступок требует признания.
37. Если какой-либо монах ест основную или неосновную пищу в неположенное время, такой поступок требует признания.
38. Если какой-либо монах ест запасённую основную или неосновную пищу, такой поступок требует признания.
39. Существуют улучшенные виды пищи, такие как гхи, «масло из плоти», масло, мёд, патока, рыба, мясо, молоко и творог. Если какой-либо монах, не будучи больным, выпрашивает для себя такие улучшенные виды пищи, а затем ест их, такой поступок требует признания.
40. Если какой-либо монах положит себе в рот что-нибудь съедобное, которое не было ему дано, за исключением воды и палочек для очистки зубов, такой поступок требует признания.
41. Если какой-либо монах даёт основную или неосновную пищу обнажённому аскету своей собственной рукой, - такой поступок требует признания.
42. Если какой-либо монах говорит другому монаху: «Пойдем, мой друг, в ту или иную деревню для сбора подаяния», - и затем, независимо от того, получил он подаяние или нет, начнёт прогонять другого монаха, говоря: «Уходи, мой друг. Я не хочу сидеть или разговаривать с тобой. Я предпочитаю сидеть или разговаривать в одиночку»; и если он поступает так по этой причине, а не по какой другой, тогда такой поступок требует признания.
43. Если какой-либо монах сидит, вторгнувшись в семью «во время еды», такой поступок требует признания.
44. Если какой-нибудь монах сидит вместе с женщиной в уединённом, укрытом от посторонних глаз и ушей месте, то такой поступок требует признания.
45. Если какой-нибудь монах сидит вместе с женщиной в уединённом, но не скрытом, месте, то такой поступок требует признания.
46. Если какой-либо монах, будучи приглашённым на обед, приходит в пригласившую его семью до или после времени обеда, то такой поступок требует признания.
47. Монах, не будучи больным, может использовать приглашение о поднесении необходимых монашеских предметов четырёхмесячной давности. Если он использует приглашение по истечении четырёхмесячного срока, - тогда такой поступок требует признания.
48. Если какой-либо монах, без необходимой причины, идёт посмотреть на армию во время боевых или учебных действий, то такой поступок требует признания.
49. Если существуют те или иные причины для нахождения монаха в армии, он может оставаться там не более двух или трёх дней подряд; в ином случае это требует признания.
50. Если монах, остающийся в армии на две или три ночи, пойдёт на поле сражения, на сбор войск, к войску, построенному в боевые порядки, или пойдёт смотреть на сражающиеся войска, то такой поступок требует признания.
51. Питьё алкоголя или перебродившего сока требует признания.
52. Щекотание с помощью пальцев требует признания.
53. Игры в воде требуют признания.
54. Неуважение требует признания.
55. Если какой-либо монах пытается испугать другого монаха, то такой поступок требует признания.
56. Если какой-либо монах ищет тепла для себя и разжигает или разжёг огонь, тогда - если на это нет особых причин - такой поступок требует признания.
57. Если какой-либо монах купается с интервалом менее чем в две не- дели, за исключением надлежащих случаев, то такой поступок требует признания.
58. Когда монах принял новую одежду, она должна быть помечена одним из трёх цветов: зелёным, коричневым или чёрным. Если монах использует новую одежду, не пометив её этими цветами, то такой поступок требует признания.
59. Если какой-либо монах, поместив ткань или предмет одежды под двойное владение с другим монахом, монахиней, послушником или пос- лушницей, затем использует его без отмены двойного владения, то такой поступок требует признания.
60. Если какой-либо монах прячет или спрятал чашу, одежду, футляр для иголок или пояс другого монаха - хотя бы в виде шутки, - то такой поступок требует признания.
61. Если какой-либо монах сознательно лишает жизни животное, то такой поступок требует признания.
62. Если какой-либо монах сознательно использует воду, содержащую живых существ, то такой поступок требует признания.
63. Если какой-либо монах намеренно агитирует за возобновление спорных вопросов, которые ранее уже были правильно улажены, то такой поступок требует признания.
64. Если какой-либо монах намеренно скрывает серьёзное нарушение другого монаха, то такой поступок требует признания.
65. Если какой-либо монах намеренно даёт полное посвящение человеку моложе двадцати лет, то такой человек не считается посвящённым, а монах заслуживает порицания, кроме того, такой поступок требует признания.
66. Если какой-либо монах сознательно и по договорённости путешествует вместе с караваном воров, хотя бы на расстояние от одной деревни до другой, то такой поступок требует признания.
67. Если какой-либо монах сознательно и по договорённости путешествует вместе с женщиной, хотя бы на расстояние от одной деревни до другой, то такой поступок требует признания.
68. Если какой-либо монах говорит следующее: «Насколько я понимаю Дхамму, преподанную Блаженным, те действия, которые Блаженный назвал препятствиями, на самом деле не являются истинными препятствиями», - тогда монахи должны предупредить его до трёх раз. Если после этого он оставит свои взгляды, то это хорошо, в ином случае такой поступок требует признания.
69. Если какой-либо монах соглашается, вступает в сообщество или отдыхает в одном жилище с монахом, исповедующим такие взгляды, не живущим согласно правилам Пратимокши, то такие действия требуют признания.
70. И если какой-либо послушник будет говорить следующее: «Насколько я понимаю Дхамму, преподанную Блаженным, те действия, которые Блаженный назвал препятствиями, на самом деле не являются истинными препятствиями», - тогда монахи должны сказать ему так: «С этого самого дня, друг послушник, более не говори о Блаженном как о своём учителе, ни даже не старайся провести две или три ночи вместе с монахами. Уходи от нас! Прочь с наших глаз!»
И если какой-либо монах сознательно поддерживает, принимает службу, соглашается или отдыхает в одном жилище с таким послушником, то такие действия требуют признания.
71. Если какой-либо монах, предупреждённый в соответствии в правилами, говорит: «Друзья, я не буду вести себя в соответствии с этим правилом до тех пор, пока я не расспрошу об этом правиле другого монаха, опытного и обученного в дисциплине», - то такой поступок требует признания. Монахи, правила поведения следует понимать, о них следует расспрашивать, о них следует размышлять. Таково надлежащее поведение здесь.
72. Если какой-либо монах, во время рецитации правил Пратимокши, говорит: «Зачем эти меньшие и второстепенные правила поведения, когда они ведут только к беспокойству, озабоченности и замешательству?» - критицизм в отношении правил требует признания.
73. Если какой-либо монах, во время рецитации правил Пратимокши каждые две недели, говорит: «Только сейчас я услышал, что этот случай включён в правила Пратимокши», и если другие монахи знают: «Этот монах уже слышал две или три рецитации правил Пратимокши, если не больше», в этом случае для монаха незнание не может служить оправданием. Кроме того, такой обман требует признания.
74. Если какой-либо монах, рассерженный и недовольный, ударил другого монаха, такой поступок требует признания.
75. Если какой-либо монах, рассерженный и недовольный, поднял руку на другого монаха, то такой поступок требует признания.
76. Если какой-либо монах необоснованно обвиняет другого монаха в совершении нарушения, требующего начального и последующего собрания сангхи, то такой поступок требует признания.
77. Если какой-либо монах сознательно вызывает беспокойство у другого монаха, то такой поступок требует признания.
78. Если какой-либо монах подслушивает других монахов в то время как они спорят, ссорятся или обсуждают что-либо, думая: «Таким образом я выведаю, что они говорят», - то такой поступок требует признания.
79. Если какой-либо монах, выразив согласие, чтобы за него по дове- ренности проголосовали во время вынесения формального акта общины, позднее жалуется на этот акт, то такой поступок требует признания.
80. Если какой-либо монах, во время вынесения формального акта общины, встаёт со своего места и уходит, не выразив своего согласия, то такой поступок требует признания.
81. Если какой-либо монах, действуя как часть общины в согласии во время выдачи одежды отдельному монаху, позднее жалуется: «Монахираспределяют имущество общины несправедливо», - то такой поступок требует признания.
82. Если какой-либо монах сознательно выпрашивает себе подношения, которые предназначались общине, то такой поступок требует признания.
83. Если какой-либо монах, громко не объявив о себе, пересекает освящённый порог спальни благородного правителя, в которой правитель находится со своим сокровищем , то такой поступок требует признания. т. е. с супругой.
84. Если какой-либо монах подбирает или подобрал драгоценность или то, что считается драгоценностью, за исключением территории монастыря или жилища, то такой поступок требует признания.
85. Если какой-либо монах, не взяв оставления у другого монаха, входит в деревню в неположенное время- если на это нет чрезвычайных обстоятельств, - то такой поступок требует признания.
86. Если какой-либо монах имеет футляр для иголок, сделанный из слоновой кости, кости или рога, то такой поступок требует признания, а футляр должен быть разбит.
87. Когда монах делает новую кровать или скамью, ножки у неё должны быть не более восьми пальцев в длину. Излишек должен быть отрезан, а нарушение признано.
88. Если какой-либо монах имеет обитую кровать или скамью, то обивка должна быть снята, а нарушение признано.
89. Когда какой-либо монах делает подстилку для сидения, она должна иметь предписанный размер. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано.
90. Когда какой-либо монах изготавливает ткань, которой оборачивают тело во время болезни, она должна иметь предписанный размер. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано.
91. Когда какой-либо монах делает одежду для купания под дождём, она должна иметь предписанный размер. Если имеется избыток, он должен быть отрезан, а нарушение признано.
92. Если одежда какого-либо монаха превышает предписанный раз- мер, избыток должен быть отрезан, а нарушение признано.