Сонам Тобче

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Благородная Госпожа Тара Сэрмо Сонам Тобче, золотая, приумножающая силу благих заслуг
Мантра Сонам Тобче
Простираюсь перед золотой Тарой,
Чья рука украшена голубым лотосом.
Той, что являет суть деяний щедрости, усердия, аскезы,
Умиротворения, терпения и созерцания.

Первое: внешний, или буквальный смысл

Кто является здесь объектом поклонения? Та, чьё несравненное прекрасное тело обладает цветом чистейшего золота из реки Джамбу. Её левую руку украшает рождённый из воды голубой лотос утпала. Она осуществляет практику шести парамит причины – щедрости, усердия, аскезы (или безупречного поведения), умиротворения, терпения и созерцания (медитации), освобождая всех существ и приводя их на путь [Дхармы]. Овладев десятью непревзойдёнными силами, она достигла обширного слов- но океан совершенства в поведении бодхисаттв. Пред тобой, Бхагавати, Благородная Госпожа Тара, простираюсь!

Десять сил бодхисаттвы – это полное овладение: 1) продолжительностью жизни, 2) умом, 3) всем необходимым для жизни, 4) поступками, 5) рождением, 6) преданностью, 7) устремлением, 8) магическими способностями, 9) изначальной мудростью и 10) Дхармой.

Второе: внутренний, общий смысл, наставления для визуализации согласно стадии зарождения в практике Махайоги

На троне из лотоса и луны возникает Сонам Тобче, золотого цвета, с одним ликом и двумя руками. Она в позе царского наслаждения, её правая рука сложена в мудру наивысшего даяния, а левая – в мудру Трёх Драгоценностей и держит лотос утпала. В центре лотоса – драгоценность, исполняющая желания, одаривающая каждого всем, о чём он мечтает. Тело благородной госпожи излучает свет, подобно восходящему солнцу, дарующий силу исполнить обширные как океан деяния бодхисаттв. Созерцая так, повторяйте мантру, представляя при этом, что обретаешь качества десяти сил Будды.

Третье: тайный, скрытый смысл согласно стадии завершения с признаками в практике Ануйоги

Лотос, рождённый из воды, – это тайный лотос. Рука, [держащая его], означает ваджр. Из их союза возникают неизменное [безупречное] поведение – дисциплина (аскеза); созерцание (медитация), которое есть сущность блаженства; мудрость единства блаженства, ясности и пустоты вне умопостроений; радостное усердие – неизменное пребывание в нераздельности блаженства и пустоты; терпение, равностно принимающее как счастье, так и страдания; и щедрость блаженства бессамостности. Таково поведение сыновей Победоносных, бодхисаттв, приводящих практику шести парамит к полному совершенству. Если вы хорошо знакомы с практикой каналов и ветров из раздела внутренней тайной мантры, то сможете развязать все узлы каналов в вашем теле. Сущность чудесно обретённого совершенства двух накоплений – это незапятнанная вместерождённая мудрость блаженства и пустоты, благородная госпожа Тара. Таково объяснение данного способа практики.

Четвёртое: окончательный, сокровенный смысл согласно стадии завершения без признаков в практике Атийоги

Подобно тому, как лотос самопроизвольно очищается [от донного ила], исконное состояние пребывает естественно, «как есть», свободное от загрязнённости двойственностью субъекта и объекта. Это простор несотворённой самовозникшей мудрости, где нечего добавить или убавить. В результате пребывания в этом состоянии все шесть парамит, а также пути и уровни достижения становятся едины и совершенны в пространстве основы Самантабхадри, которая есть сама Благородная Госпожа Тара.

Из махаянской сутры Вопросы благородного Брахмавишеши:

Беззаботность – это щедрость, непривязанность – поведение, непребывание – терпение, [действие] без усилий – усердие, немышление – медитация, нецепляние – мудрость.