Ступа Боднатх

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ступа Боднатх
Символика различных частей ступы Боднатх
Ступа Боднатх, фото 1870 года
Ступа Боднатх, фото 1913 года
Ступа Боднатх во время восстановления семьей Шакья-Шри, фото 1920 года
Ступа Боднатх, фото 1979 года

Ступа Боднатх, также известная как Боудханатх или Джьярунг Кхашор, находится примерно в 8–9 км к северо-востоку от центра долины Катманду в Непале.

Боднатх также является одной из старейших ступ с древними легендами и фактами, связанными с ее происхождением и историей. Великолепный купол также делает ее одним из крупнейших и самых значимых буддийских памятников в мире.

Это буддийское наследие было главной достопримечательностью для местных и иностранных туристов в течение очень долгого времени. Но никто точно не знает, сколько лет ступе Боднатх. После того, как ЮНЕСКО включило ее в список всемирного наследия в 1979 году, ее популярность возросла, сделав ее одним из выдающихся буддийских наследий в мире.

Символика различных частей ступы Боднатх

  • Мандала — дворец Будды;
  • Купол — Символ вселенной или Ваза великого сокровища;
  • Два глаза — Символ метода и мудрости;
  • Хармика (верхняя квадратная ограда) — Символ восьми благородных путей (правильный взгляд, мысль, речь, действие, образ жизни, стремление, осознанность и правильное медитативное сосредоточение);
  • Символ, похожий на нос — Символ Нирваны;
  • Тринадцать ступеней (в навершии) — Тринадцать бхуми Бодхисаттвы для полного просветления;
  • Лотос — Символ сострадания и чистоты;
  • Зонтик — Защитник трех драгоценностей: Будды, Дхармы и Сангхи
  • Вершина — Символ горы Сумеру (Короля гор.)

Вот некоторые другие части Будды:

  • Молитвенные флаги (лунгта): молитвенные флаги известны как носители мантр и молитв. Когда ветер развевает флаги вокруг ступы, считается, что он распространяет молитвы и позитивные вибрации.
  • Два круглых постамента: два круглых постамента поддерживают ступу прямо под куполом и символизируют элемент воды.
  • Уменьшающиеся платформы: три уменьшающиеся по размеру большие платформы у основания ступы символизируют элемент земли (или основу).

Краткая история и происхождение Великой ступы Боднатх

Существует множество историй и преданий о происхождении и истории Боднатха.

История Ма Джазимы

Согласно «Скрытому сокровищу Гуру Падмасамбхавы», вдова по имени Ма Джазима стремилась сделать большое подношение Боудхе и, используя свои с трудом заработанные сбережения на птицеводческой ферме, обратилась за разрешением к местному королю. Хотя ей и дали разрешение, оно было с условием, что она должна использовать землю, измеряя ее только размером с одну бычью шкуру. Однако Джазима разрезала бычью шкуру на тонкие полоски и заявила права на землю, окруженную полосками, которые она положила встык.

Одно лишь стремление этой женщины построить такой великолепный памятник, подношение Будде, вызвало большую зависть между богатыми и могущественными людьми того времени. Завистливый земледелец попросил короля остановить строительство, но король отклонил его просьбу.

Оставшиеся работы по строительству ступы Боднатх были завершены четырьмя сыновьями Джазимы. Это были в предыдущих воплощениях: Трисонг Децен, Шантаракшита, Гуру Падмасамбхава и Бами Тисер. Эта история очень популярна в гималайском буддийском собществе.

Связи Личхави с историей и происхождением Боднатха

Самые ранние исторические упоминания ступы Боудханатха можно найти в хрониках неварского общества.


Во-первых, Боудха упоминается как одна из четырех ступ, найденных царем Личхави Врисадевой (ок. 400 г. н. э.) или Викрамджитом.
Во-вторых, в неварском повествовании происхождение ступы приписывается сыну царя Дхармадевы, Манадеве. Он был великим царем Личхави, военным завоевателем и покровителем искусств, правившим около 464-505 гг. н. э. Манадева также связан со Сваямбху Чайтьей из Гум Бахала.
В-третьих, другой великий царь Личхави, Шивадева (590–604 гг. н. э.), связан с Боудхой с помощью надписи; он, возможно, восстановил ступу.
Наконец, в археологическом отчете тибетского реставратора XVI века Сакья Зангпо есть утверждение, что он обнаружил в Ступе реликвии царя Личхави Амсувармы. Камней Личхави не осталось в окрестностях Будды. Хотя в восточной части Ступы есть несколько обновляемых, но несомненно древних камней с мантрами, а на юге есть небольшие Чайтьи в стиле Личхави, которые, возможно, можно датировать XIII веком.

В заключение, хотя нет никаких эпиграфических, археологических или литературных свидетельств происхождения Ступы от Личхави, ее прошлая история полностью основана на устных рассказах.

Неварская этимология и связь происхождения ступы с народом кхас

Ключи к происхождению и истории ступы Боднатх можно получить из этимологии неварского названия ступы Кхас или Кхасти Чайтья, «ступа капли росы». Некоторые полагают, что название произошло от Кашьяпы, Будды Мануши Двапара-юги, чьи реликвии, как говорят, хранятся в ней.

Согласно неварской этимологии, оно происходит от неварского слова «роса», упомянутого в летописях, в которых упоминается, что когда ступа находилась в процессе строительства, случилась засуха, и рабочие были вынуждены расстелить белую хлопчатобумажную ткань, чтобы собрать утреннюю росу, которую затем выжимали, чтобы облегчить дневное строительство.

Некоторые говорят, что Кхаса — это имя тибетского ламы, чьи реликвии хранились здесь. Таким образом, некоторые полагают, что происхождение Боднатха связано с городом Кхаса, расположенным на современной границе Непала и Китая.

История Боднадха согласно хроникам Гопала Раджа

Согласно хроникам Гопала Раджа, во время правления царя Личхави Дхармадевы (ок. 4 в. н. э.) говорится, что царь установил «каменные желоба Нараянхити», но вода не текла. Поэтому царь посоветовался со своими астрологами и им было велено принести в жертву самого добродетельного человека в царстве ради воды.

После неутешительных результатов царь решил, что только он и его сын подходят в качестве жертв. Старый царь решил, что умереть должен он. Поэтому он поручил своему сыну одним ударом обезглавить закутанную в саван фигуру, которую он найдет лежащей возле дворца той ночью.

Принц Манадева подчинился приказу отца и ужаснулся, увидев, как голова отца отлетела от трупа. Она приземлилась в храме Ваджрайогини в Санкху. Богиня тогда сказала ему, что единственный способ, которым он может искупить свои грехи, это выпустить петуха и построить ступу для своего отца, где бы петух ни приземлился. Петух приземлился в Боднатхе, и царь Манадева построил там великолепную ступу.

Реставрация ступы Боднатх

Нгакчанг Сакья Зангпо (первый Йолмо Тулку), который был мастером тантры школы Ньингма, открыл и восстановил раскрытую легенду о Великой ступе. Нгакчанг жил во второй половине XV века и первой половине XVI века. Он построил ступу, вероятно, в том же виде, в котором она стоит сегодня.

В 1818–19 годах Джогчен Шьябкар Чокдрул Рангдол хранил позолоченную медь в Хармике ступы.

До 1919 года Тогден Шакья Шри внес вклад в реставрацию этой ступы. Аналогичным образом, после его кончины в 1919 году н. э. его сыновья завершили оставшуюся работу над ступой.

Современная история ступы Боднатх связана с традицией Чиния-ламы. В 1859 году нашей эры премьер-министр Рана назначил Чинию Тай Фо Синга священником ступы Боднатх. Он и его поколение внесли вклад в сохранение этой великой ступы. Аналогичным образом, различные мастера дхармы сыграли важную роль в восстановлении и сохранении этой великой ступы.

Среди людей, которые поклоняются ступе и сохраняют ее, местная община тамангов играет важную роль. Однако тибетцы сейчас составляют численно доминирующую группу и являются наиболее активным сообществом преданных.

Невары и шерпы также являются частью многих этнических групп, которые поддерживают древнюю ступу Боднатх, как и столетия назад.

Недавние реставрации являются попыткой сохранить этот памятник для многих будущих поколений.

Эта великая ступа Боудханатх была сильно повреждена разрушительным землетрясением 25 апреля 2015 года. Тем не менее, она была отреставрирована Комитетом по развитию района Боднатх при технической поддержке Департамента археологии и взносах различных организаций и буддийских преданных. Реставрация началась 24 мая 2015 года и была завершена 15 ноября 2016 года, общая стоимость составила 230 миллионов рупий. Затем она была открыта тогдашним премьер-министром Непала в благоприятный день Лхабаб Дучен (день, когда Будда сошел с Небес Тушита).

Польза от обхода и подношений ступе Боднатх

Согласно скрытому сокровищу Гуру Ринпоче, Будды и Бодхисаттвы трех времен растворились в этой чудесной ступе. Она подобна драгоценности, исполняющей желания, которая автоматически отвечает на любую просьбу или молитву, обращенную к ней.

Поэтому даже Будда трех времен не мог полностью выразить или перечислить пользу, которую можно получить, когда некоторые живые существа с чистым умом обходят ее и делают ей подношения. Это высшая ментальная точка фокусировки для всех Будд трех времен, поле подношения всех существ, включая богов.

Любые просьбы и молитвы, обращенные к Боднатху, будут автоматически реализованы. Она дарует все высшие и обычные достижения. Все рождения в низших мирах будут остановлены для любых живых существ, которые молятся и обходят эту великую Боудду, которая подобна «драгоценности, исполняющей желания».

Тот, кто слышит и упоминает о Боднатхе, поместит в свой ум семя просветления. Все те, кто вспомнит её, будут спасены от приступов безумия и паралича и обретут особую сосредоточенность. Все те, кто сложит руки в знак уважения к ней, встанут на правильный путь.

Тот, кто предлагает простирания в знак почтения к Ступе, родится как владеющий чакрой монарх тысячи мировых систем.

Все те, кто обойдет Ступу Будды, обретут семь качеств высших существований. Тот, кто вознесет ей молитвы, без усилий достигнет двух целей. Все те, кто сделает ей подношения, родятся в месте, где нет засухи.

Тот, кто поднесет цветы, обязательно получит превосходное человеческое рождение со всеми условиями, необходимыми для практики Дхармы.

Все те, кто поднесет благовония, обязательно обретут чистое нравственное поведение. Тот, кто поднесет масляные лампы, рассеет тьму своего невежества.

Все, кто подносит ароматизированную воду, будут освобождены от всех форм умственного беспокойства и страдания.

Все, кто подносит Мандалы пяти драгоценных субстанций, никогда больше не будут страдать от бедности или лишений, но получат доступ к сокровищнице богатств, столь же безграничной, как небеса.

Все, кто подносит лампы, напрямую увидят лики всех Будд и Бодхисаттв в десяти направлениях. Тот, кто подносит масляные лампы, может быть уверен, что все омрачения их невежества будут очищены. Те, кто подносит тканевые доспехи и побелку Ступе, обеспечат себе физическое сияние и великолепие, а также господство над богами, демонами и людьми.

Все, кто получает благословения от Боднатха, получат посвящение от всех Будд в десяти направлениях.

Чудесное рождение в центре лотоса в чистой северной земле Сукхавати, ожидает каждого, кто вспомнит эту ступу в момент смерти.

Но те, кто причинит ей вред, в той же жизни станут объектами всех видов недобродетели. Затем, в своем будущем существовании, они родятся в Аду Непрекращающихся Мучений Авичи, состоянии, из которого не будет возможности сбежать и не будет средств искупления за действия, которые привели их туда.

Подводя итог, можно сказать, что этот великий объект наследия в Непале напоминает легендарную драгоценность, исполняющую желания. Если вы вложите в неё деньги, у вас будет сила добиться любого требуемого достижения, будь то высшее или обычное, и способность ответить на любую мольбу. Отныне ступа Боднатх известна как «ступа, которая отвечает на все молитвы».

Важные места вокруг главной ступы

Храм Аджима

Храм Аджима расположен к северу от главной ступы Боднатх. Это храм богини Мамо Пукаси, которая известна как защитница территории ступы. Она также известна как «богиня, исполняющая желания». Лама (священник) совершает подношения и молится богине Аджима каждое утро за благополучие всех живых существ.

Исторический пруд и парк мира Гьоилисанг

Этот пруд расположен к северо-западу от ступы Боднатх и имеет площадь 15745 кв. футов. Этот пруд называется Гьоилисанг на местном языке тамангов. Почва этого места использовалась при строительстве ступы, затем образовался пруд. Таким образом, этот пруд имеет историческую ценность.

Исторический район Тинчули

Название Тинчули произошло от трех больших камней, которые использовались для приготовления пищи рабочими во время строительства ступы. Эти камни и сегодня находятся на том же месте, и Комитет по развитию района Шри Боднатх установил там статую Будды. Это место находится примерно в 1 километре от ступы.

Монастыри четырех традиций в Боднатхе

Монастыри четырех традиций в Боднатхе

Монастырь Гуру Лхакханг

Монастырь Гуру Лхакханг является одним из старейших монастырей Ньингма в районе Боудха. Его также называют монастырем Таманг Боуднатх. Раньше его называли Гуру Мармен Лхакханг.

Главной достопримечательностью монастыря являются прекрасные статуи Гуру Падма Самбхавы, Будды Амитабхи и Арьи Авалокитешвары.

Чиния-лама и местный таманг-лама совершают в этом монастыре традиционные и ритуальные действия. Хотя этот монастырь принадлежит к школе Ньингма, он стал центром различных буддийских традиций или школ.

Его святейшество Трулшик Ринпоче совершил освящение и открыл этот монастырь после того, как он был перестроен в 2003 году. С тех пор монастырь сохраняет свою собственную традицию и ритуал Джанг Тер.

Монастырь Самтенлинг

Монастырь Самтенлинг был основан Его Преосвященством Каченом Еши Гьялценом. Это старейший и первый тибетский монастырь, основанный в Боднатхе. Он расположен к востоку от ступы.

Этот монастырь сохранил свои уникальные традиции песнопений и ритуальных действий. Этот великолепный монастырь принадлежит к традиции Гелуг.

Джамчен Лхакханг

Монастырь Джамчен Лхакханг был основан достопочтенным Чогье Триченом Ринпоче 11 февраля 1986 года. В этом монастыре находится 32-футовая статуя грядущего Будды Майтреи (Гьялва Джампа).

Этот монастырь сохраняет свою собственную традицию песнопений и ритуальных практик Сакья и принадлежит к школе Сакья.

Диляк Эвам (Пайри Такси Мигьюр Дордже Гьялцен Линг)

Этот монастырь был построен в 1966 году недалеко от ступы Мастером Дазангом Нгеденом Чоки Нимой Палсангпо. Диляк Эвам принадлежит к школе Кагью. Все буддийские ритуальные практики и другие дхармические действия проводились здесь. Этот монастырь также известен как Монастырь Тысячи Будд (Dhapsang Monastery of the Thousand Buddhas).

Праздники, отмечаемые на ступе Боднатх:

Мамла Джатра

Мамла Джатра отмечается в полнолуние непальского месяца Магх (январь или февраль) в память о Мамо Пукаси.

Мамо Пукаси — богиня среди восьми других богинь. Считается, что она защищает область Боднатх от зла. Во время празднования колесница Мамо Пукаси и процессия проходит вокруг ступы и ее окрестностей. Наконец, празднование завершается подношениями, ганапуджой и всеобщим ликованием.

Чечу Пуджа (церемония десятого дня Гуру Падмысамбхавы)

Десятый день каждого месяца каждого года — это особый день Гуру Падмысамбхавы. В Боднатхе десятый день очень важен и отмечается подношениями и молитвами Гуру Падмесамбхаве.

Лосар

Гималайские буддисты, такие как таманги, шерпы и тибетцы, с радостью празднуют Лхосар как новый год. Этот праздник проходит между второй половиной января и февралем. Многие люди посещают Бодхант и возносят молитвы в течение дня.

Темал Джатра

Праздник Темал проходит за день до Чайтра Пурнима (полнолуние марта или апреля). Во время Темал Джатры общины тамангов предлагают пуджу и молятся в память о своих предках. Также считается, что этот праздник отмечается в память о посадке 64-х лотосов в Нагдахе Буддой Випаохви.

Будда Джаянти

Этот праздник отмечается в полнолуние в непальский месяц Байсакх (апрель или май). Его также называют Будда Пурнима. Это святое событие в жизни Будды. Будда Джаянти известен как день рождения, просветления и паринирваны Будды. Поэтому его называют «Трисамьог Дивас».