Третий Буддийский Собор

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Третий Буддийский Собор

После Второго Буддийского Собора учение Будды стремительно развивалось по всей Индии и за ее пределами. Распространение буддийской философии, с ее академическими и интеллектуальным аспектами, проис- ходило естественным и мирным путем – через любовь, радость и понимание. Каждая из соседних стран принимала послание Будды с восхищением как дар для всех сограждан – мужчин и женщин.

Все шло гармонично и прекрасно до тех пор, пока разногласия относительно учений Винаи не проявились вновь. На тот момент после Махапаринирваны Будды прошло уже около двухсот лет. Противоречия усугублялись в течение примерно ещё сотни лет, и тогда был созван Третий Буддийский Собор. Около пятисот реализованных архатов и 16 000 членов сангхи собрались в местечке неподалеку от Кашмира. В древности оно называлось Джаландхара и находилось совсем рядом с современной Дхарамсалой, где сейчас живет Его Святейшество Далай Лама. Организовал и устроил Собор царь Канишка – один из великих правителей Северной Индии, — для того чтобы поправить и откорректировать учения Трипитаки.

Третий Буддийский Собор состоялся главным образом потому, что весьма эрудированный монах по имени Лхаченпо внес в учения Трипитаки множество изменений. В первой половине жизни он был успешным купцом, деловым человеком, но позже стал монахом. Обладая острым умом, он изучил все буддийские учения и стал в них практически экспертом.

Однако в молодые и даже в зрелые годы, находясь на стадии обучения, он совершал много плохих поступков, которые тщательно скрывал. Став знатоком учений, он прибыл в Кашмир и начал наставлять других людей, и множество их собиралось послушать, как поменялось учение Будды. По мере того, как эти изменения распространялись, у Лхаченпо появился последователь по имени Зангпо, а его ученики, в свою очередь, стали утверждать еще более того, что говорил сам Лхаченпо, тем самым всё сильнее противореча учению Будды. Вскоре все подразделения, поя- вившиеся внутри ранних буддийских школ, начали спорить между собой, выясняя истинность учений. По мере этих обсуждений, естественно, рождалось все больше таких подразделений.

Четыре главных разногласия известны как Четыре Основных Коренных Раздела Винаи.

  • 1. Первый из этих разделов – буддийская школа Сарвстивадинов (Сарвастивада или Вайбхашика), или, по-тибетски, Ши Тамче Йопар Мава.
  • 2. Вторая известна как Нетенпа, или Буддизм Тхеравады.
  • 3. Третья – это Самитья (Саматья), или, на тибетском, Манпо Курпа.
  • 4. Четвёртой стала Палченпа, или Махасангхика.

Эти четыре направления стали первыми буддийскими школами, которые, разделившись, начали развиваться самостоятельно. Дискуссии вокруг нерешённых вопросы возникали все чаще, школы раннего Буддизма разделялись снова и снова, пока наконец не раскололись на восемнадцать различных групп. Каждый говорил об аутентичности своей школы. Каждый хотел следовать учению Будды, утверждая при этом, что лишь его школа правильна, а остальные заблуждаются.

Когда мы сегодня читаем тексты различных школ, то вообще не видим в них больших различий. Но их адепты, тем не менее, говорили об обратном, обостряя разногласия. В то же время именно по причине этих различий все учения быстро развивались, и каждое – по-своему. Они не разрушали основного учения Будды, но помогали ему расти и быстро распространяться подобно корням травы. Из этих корней впоследствии развилось множество буддийских групп по всей Индии. Некоторые группы подчеркивали различия в языках Древней Индии. Например, школа Сарвастиватдинов делала акцент на санскрите, поскольку он был языком, которым пользовался Будда Шакьямуни, давая учения. Саравастивадины подчёркивали, что на этом языке Будда говорил со своим сыном Рахулой, и потому санскрит является основным языком Буддизма.

Школа Махасангхики, наоборот, утверждала, что Будда не использовал санскрит. Она выдвигала следующий аргумент – санскрит используют высшие слои общества, а Будда, давая учения, пользовался простым языком всех индийцев, известным как пракрит. Кроме того, пракрит был языком Махакашьяпы, которого сам Будда назначил своим первым преемником. Поэтому, согласно последователям Махасангхики, языком буддизма был обычный пракрит.

Адепты школы Тхеравада придерживались иного мнения — Будда учил на языке их ветви, с одной стороны, распространенной и общедоступной, с другой, очень близкой к санскриту. Великий архат Катьяяна, один из первых после Будды Шакьямуни мастеров Тхеравады, говорил именно на языке этой ветви. Тхеравадины считали, что Будда, давая учения, пользовался языком их школы. Современные исследователи называют этот язык пали.

Наконец, последователи школы раннего буддизма Мангпо Курпа утверждали, что Будда давал учения на языке пайшачи (пайшачита), и великий учитель Винаи Упали также говорил на этом языке. Поэтому школа Мангпо Курпа считала языком буддизма пайшачи.

Все эти идеи и ответвления демонстрируют, какими путями происходило развитие буддийской теории. Почти сотню лет школы спорили друг с другом, отделяясь, обособляясь, развиваясь по-своему. Сначала Сарвастивада разделилась на семь разных школ. Затем на пять групп разделилась Махасанхгика, а Тхеравада и Мангпо Курпа – на три группы каждая.

Все заявляли об аутентичности собственной школы, говоря: «Мы – лучшие, а вы – не совсем правы». Многие великие архаты были озабочены тем, что в интеллектуальных спорах об аутентичности и правильности теряется основная суть практики. Примерно тогда и состоялся Третий Буддийский Собор. Кроме того, за три года до этого события было найдено особое учение Будды Шакьямуни под названием «Толкования снов Царя Тити» (Тити – тибетский вариант индийского имени царя Крикри – пер.).

Царь Тити был известным учеником Будды Кашьяпы, третьего будды нашей Счастливой Кальпы. Он увидел десять странных снов, и один из них касался будущего учений Будды Шакьямуни. В этом сне восемнадцать человек схватили большое полотнище белой ткани, и каждый при этом говорил: «Это моё!» Они были очень взволно- ваны и изо всех сил тянули ткань взад-вперед, пока та не разорвалась на восемнадцать частей. В тот же самый момент каждая часть приобрела раз- мер первоначального полотнища. Иными словами, восемнадцать человек получили по целому куску материи. Увидев ее в своих руках, они стали смеяться и шутить друг с другом.

Тут Царь Тити внезапно проснулся и почувствовал сильный испуг – сон был очень странным. Сердце его учащенно билось, и он немедленно рассказал обо всем приключившемся царице, добавив, что сон, должно быть, является знамением для его дворца, царства, или даже жизни, однако не мог его правильно истолковать. Царица предложила спросить об этом их великого Учителя – Будду Кашьяпу. Она утешила Царя, сказав, что ему не нужно волноваться, поскольку Будда Кашьяпа может совершенно точно определить значение сна.

На следующие утро Царь Тити пришел повидаться с Буддой Кашьяпой, как и советовала царица. С великим почтением он сказал: «У меня было десять необычных снов, и я не знаю, что они значат. Возможно, я скоро потеряю царство, близкого друга или семью, а, быть может, умру? Я не понимаю, что все это означает. Пожалуйста, мог бы ты мне сказать, о чем этот сон?» И хотя Будда Кашьяпа уже знал, что это были за сны, он попросил Царя, чтобы тот сам обо всём рассказал. Царь Тити подробно изложил все десять снов, в том числе и сон о белой ткани. Будда Кашьяпа сказал, что к Царю это не имеет отношения, но все эти сны в основном связаны с четвёртым буддой нашей эпохи – Буддой Шакьямуни. Это сны о том, как появится учение Будды Шакьямуни, как его ученики станут оберегать это учение и использовать в будущем.

Почти каждый из десяти снов относился к этим событиям. Например, сон про белую материю Будда Кашьяпа обьяснил так – у всех восемнадцати человек есть учение, ведущее к пробуждению. И хотя каждый доказывал аутентичность собственной интерпретации, однажды приступив к практике, каждый уже облададает всеми учениями безо всяких потерь. То есть все школы были верны, и каждый прав в своем методе достижения состояния архата.

Итак, великие архаты нашли описание этих событий в Сутрах, а царь Каништа (Канишка) огранизовал проведение трёхмесячного ретрита в сезон дождей. Все члены сангхи, включая архатов, встретились на общем собрании, чтобы каждый мог прочесть о снах Царя Тити. Также они рассмотрели учения восемнадцати школ, и пришли к выводу, что все они совершенны и аутентичны. Тогда они переписали все учения Трипитаки. Некоторые утверждают, что запись эта началась еще при Первом Буддийском Соборе и продолжалась вплоть до того, пока все учения не были, наконец, полностью записаны и прочитаны каждому.

После этого был проведён большой ритуал соджонг, чтобы привести мир в гармонию, а также совершены ритуалы процветания и благоприятствования. Каждый говорил друг с другом доброжелательно, признавая учения каждой школы правильными и совершенными. В итоге, собравшиеся решили, что теперь нужно сосредоточиться на самой практике, медитации на учении, и так завершился Третий Буддийский Собор.

Две из восемнадцати ранних буддийских школ – Сарвастивада и Тхеравада – по-прежнему существуют, все остальные со временем исчезли. Большинство наставников согласны с тем, что страны тибетского буддизма, где есть Виная, а также страны буддизма Махаяны являются последователями школы Саравастивада (или Вайбхашика). А все те, кто относится к Южным школам буддизма, в их числе – Шри-Ланка, Таиланд, Бирма и т.д., – те, кто носит желтые одеяния, – являются последователями буддийской школы Тхеравада.

Знаменитый учитель Гедун Чопел, живший в ХХ веке, тоже говорил, что на сегодняшний день остались лишь две школы великого учителя Будды Шакьямуни. Он написал замечательный путеводитель для паломничества по святым буддийским местам Индии. В одной из строф он говорит: «Из развившихся восемнадцати различных школ выжило лишь две. В Тибете мы следуем Винае согласно школе Сарвастивада, а южные школы следуют Винае школы Тхеравада, и они являются последними из восемнадцати подшкол раннего буддизма».

Вот, вкратце, рассказ о том, как состоялись Второй и Третий Буддийские Соборы, и каковы были их основные причины. Прямой, непосредственной причиной Первого Буддийского Собора стали слова богов о том, что после ухода Будды и многих великих арха- тов в Махапаринирвану учение стало исчезать. Чтобы возродить отвагу, радость и доверие богам и людям и состоялся Первый Буддийский Собор. Тогда же стали записывать учение, что позволило поддерживать и укреплять его на протяжении долгого времени.

Основной причиной Второго Буддийского Собора стали изменения правил Винаи, внесенные многими членами сангхи, и развившиеся из это-го десять неверных пунктов. В частности, Второй Собор состоялся, чтобы устранить из учений эти неправильные толкования, а в целом – чтобы упрочить и откорректировать философские положения Трипитаки.

Главной причиной Третьего Буддийского Собора явилось разрешение споров между восемнадцатью подшколами относительно подлинности воззрений друг друга, признание этих воззрений правильными и совершенными, поскольку каждое уже было полным учением Будды, так что не возникало никакого повода для дискуссий и разногласий.

Упрочнение учений Будды стало основой для того, чтобы они могли развиваться и распространяться на протяжении долгого времени, а отвага, устремленность и преданность этим учениям, которые были все одинаково совершенны, возрастала.

Великий мастер Дулвей Лха также говорил, что восемнадцать буддийских школ развились столь сильно и стремительно потому, что люди вни- мательно изучали различные положения и темы буддийского учения. Он считал, что появление восемнадцати подшкол стало результатом активности и устремления самого Будды Шакьямуни, и потому все они совершенны. Нам следует быть благодарными, принимая их все с почтением и преданностью, чтобы эти прекрасные учения развивались и приумножались.

"Отворяя дверь в Сокровищницу Дхармы", Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче