Упагупта
После ухода Шанегёчена Упагупта пересёк Гангу и двинулся на север. В одной местности домохозяин по имени Васусара воздвиг храм и обеспечивал сангху всем необходимым. Упагупта оставался и учил там в течение затвора, проводившегося в сезон дождей, в результате чего 1000 человек достигли состояния архата. Затем он отправился на гору Гандхара, где снова учил людей и многих привёл к реализации. Оттуда он вернулся в Матхуру (тиб. Чолмаг), что в Центральной Индии.
Два знаменитых ученика Шанегёчена – Ната и Бхата – были богатыми купцами. Они построили храм и очень хотели, чтобы великий архат Упагупта его увидел. Однажды они заметили вдалеке человека, идущего прямо к ним. Он казался спокойным и умиротворённым. Ната и Бхата задумались: «А что, если это Упагупта?» Они пошли навстречу, поклонились и спросили: «Вы Досточтимый Упагупта?» Упагупта, а это действительно был он, ответил: «Вот как я известен в этом мире!» Ната и Бхата предоставили ему храм в пользование, а также снабдили сангху всем необходимым. Упагупта даровал там множество учений. Многие приняли духовный сан и реализовали свою истинную природу.
Однажды Упагупта даровал учение для тысяч людей, но в эту местность прибыла семья из тридцати шести мар – отец, мать и множество их детей, которые начали показывать гимнастические трюки и завораживающие танцы, сопровождаемые прекрасной музыкой. Все так увлеклись спектаклем, что никто не явился на учения Упагупты.
Тогда Упагупта подошёл к марам и сказал: «Как чудесно, что вы здесь. Я хотел бы поднести вам гирлянды из цветов». Он надел цветочные гирлянды на шеи всем тридцати шести марам, а затем силой своей медитации сделал маров уродливыми, источающими такое зловоние, что зрители стали испытывать тошноту. Упагупта сказал марам: «Зачем вы тревожите моих слушателей?» Мары отвечали: «Мы сожалеем. Пожалуйста, прости нас и избавь от заклятия». Упагупта ответил: «Я освобожу вас, но только если вы пообещаете никогда больше не мешать моим Учениям». «Не будем, вплоть до самой смерти», – пообещали Мары. Упагупта ослабил свою концентрацию и мары обрели прежнюю, естественную красоту. Они сказали: «Мы пытались помешать Будде, когда он был уже близок к Пробуждению, но он продолжал созерцать в состоянии любящей доброты и это помешало нам. Ученики Будды так же жестоки. Мы играем, шутим с тобой, а ты связываешь нас своими чарами!» Мары стали дискутировать о Дхарме. Упагупта говорил: «Я видел Будду в теле дхармакаи, но не в его физическом теле. Мары, поскольку вы видели его тело, могли бы вы проявить его так, чтобы я увидел?» Мары немедленно приняли форму тела Будды. Упагупта преисполнился благоговения и преданности, его глаза наполнились слезами. Упагупта молвил: «Воздаю почтение Будде». Он сложил руки и поклонился. Мары не могли вынести такого почтения от реализованного существа – они упали в обморок и исчезли. Будучи свидетелями этого, тысячи существ достигли Первой Бхуми.
Упагупта продолжал оставаться в храме и даровал обеты многим ученикам. Всякий раз, когда один из них достигал состояния архата, он клал деревянную палочку в особой комнате. Наступил момент, когда вся комната оказалась заполнена, и свободного места больше не осталось. Тогда Упагупта сказал Дхитике: «Скоро я уйду в Махапаринирвану. Так же, как великий архат Шанегёчен передал учения Будды мне, я передаю их тебе. Храни, поддерживай, оберегай и распространяй эти учения, а затем ты передашь эту линию преемственности Кришне».
После того, как ушёл Упагупта, ученики кремировали его тело со всеми деревянными палочками из особой комнаты. Его кости затвердели и слились в цельную массу. Сам Будда предсказывал, что Упагупта станет буддой без основных и дополнительных признаков. Но и без них благие деяния Упагупты были несравненны – со времён Будды никто не помог стольким людям достичь состояния архата.
- "Отворяя дверь в Сокровищницу Дхармы", Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче