Хеваджра

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Хеваджра традиции кагью, Тибет, XIII век

Шри Хеваджра — главное медитационное божество классификации Ануттарайога в буддийской тантре. Согласно системе Сакья, Хеваджра принадлежит к подклассу «недвойственных» тантр. Система Кагью классифицирует Хеваджру как тантру «Мудрости-матери». Из многочисленных текстов цикла Хеваджры коренная тантра «Двух разделов» является наиболее важной.

"...Шри Хеваджра с телом синего цвета, восемью лицами, шестнадцатью руками и четырьмя ногами. Главное лицо синее, правое белое, левое красное, верхнее лицо дымчатое; две оставшиеся пары лиц черные. У каждого лица три глаза и четыре обнаженных клыка; желтые волосы струятся вверх; макушка головы отмечена вишваваджрой. Шестнадцать рук держат шестнадцать чаш из черепа. Первая правая держит белого слона, первая левая держит желтого Бога Земли; эти двое обнимают Мать. Во второй правой - синяя лошадь; третья - осел с белым пятном; четвертая - желтый бык; пятая - пепельный верблюд; шестая - красный человек; седьмая - синяя шарабха; восьмая - кошка с белым пятном. Во второй левой руке - белый Бог Воды; третья - красный Бог Огня; четвертая - зеленый Бог Воздуха; пятая - белый Бог Луны; шестая - красный Бог Солнца; седьмая - синий Яма; восьмая - желтый Держатель Богатства. Каждая голова имеет корона из пяти сухих человеческих черепов; и ожерелье из пятидесяти свежих голов; шесть костяных украшений; две правые ноги вытянуты, на бедрах пальцы двух согнутых левых ног прижаты в позе полуваджры в танцевальной манере; обладающая девятью чувствами танца: грация, сила и уродство; смех, свирепость и ужас; сострадание, ярость и мир. На коленях находится мать Ваджра Найратмья, с телом синего цвета, одним лицом, двумя руками, тремя глазами; желтые волосы струятся вверх; справа изогнутый нож, левая держит чашу из черепа и обнимает отца; пять сухих человеческих черепов как корона; ожерелье из пятидесяти сухих [черепов]; пять костяных украшений; левая нога вытянута, а правая поднята, обнимая отца. Оба стоят в середине пылающего огня изначального осознания». (Нгагванг Легпа, 1867-1941).