Храм Махабодхи

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Махабодхи Махавихара
Ступа Махабодхи

Храм Махабодхи (буквально: «Храм Великого Пробуждения») или Махабодхи Махавихара, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, — древний, но перестроенный и отреставрированный буддийский храм в Бодх-Гайе, штат Бихар, Индия, отмечающий место, где, как говорят, Будда достигли просветления. Бодхгая находится в 15 км от Гаи и примерно в 96 км от Патны. На этом месте находится потомок Дерева Бодхи, под которым Будда обрел просветление, и оно уже более двух тысяч лет является основным местом паломничества буддистов.

Некоторые элементы оформления относятся к периоду Ашоки (умер около  232 г. до н.э.). То, что сейчас видно на земле, относится к VI веку нашей эры или, возможно, раньше, а также к нескольким крупным реставрациям, начиная с XIX века. Однако структура также потенциально включает в себя значительную часть более ранних работ, возможно, относящихся ко 2-му или 3-му веку нашей эры. Археологические находки на этом месте указывают на то, что это место было местом почитания буддистов, по крайней мере, с периода Маурьев. В частности, Ваджрасана, расположенная внутри самого храма, датируется третьим веком до нашей эры.

Многие из самых старых скульптурных элементов были перенесены в музей рядом с храмом, а некоторые, такие как резные каменные перила вокруг основного сооружения, были заменены точными копиями. Сохранность главного храма особенно впечатляет, поскольку он в основном был построен из кирпича, покрытого лепниной, материалов, которые гораздо менее долговечны, чем камень. Однако понятно, что от оригинального скульптурного декора сохранилось очень мало.

Храмовый комплекс включает в себя две большие прямые башни-шикхара, самая большая из которых имеет высоту более 55 метров (180 футов). Эта стилистическая особенность сохранилась в джайнских и индуистских храмах до наших дней и оказала влияние на буддийскую архитектуру в других странах в таких формах, как пагода.

Будда

Традиционные источники говорят, что около 589 г. до н.э. Сиддхартха Гаутама, молодой принц, который видел страдания мира и хотел положить им конец, достиг лесистых берегов реки Пхалгу, недалеко от города Гая в Индии. Там он сидел в медитации под деревом пипул (Ficus religiosa или Священный инжир), которое позже стало известно как дерево Бодхи. Согласно буддийским писаниям, через три дня и три ночи Сиддхарта достиг просветления и ответов, которые искал. В этом месте храм Махабодхи был построен императором Ашокой примерно в 260 году до нашей эры.

Затем Будда провел следующие семь недель в семи разных местах поблизости, медитируя и обдумывая свой опыт. Несколько конкретных мест в нынешнем храме Махабодхи связаны с традициями, окружающими эти семь недель:

  1. Первую неделю провели под деревом Бодхи.
  2. В течение второй недели Будда продолжал стоять и непрерывно смотрел на дерево Бодхи. Это место отмечено ступой Анимешлоча, то есть ступой или святыней, к северо-востоку от храмового комплекса Махабодхи. Там стоит статуя Будды, устремившая взгляд на дерево Бодхи.
  3. Говорят, что Будда ходил туда и обратно между ступой Анимешлоча и деревом Бодхи. Согласно легенде, на этом маршруте выросли цветы лотоса; теперь это называется Ратначакрама или прогулка с драгоценностями.
  4. Четвертую неделю он провел возле Ратнагар Чайтьи, на северо-восточной стороне.
  5. Шестую неделю он провел рядом с прудом с лотосами.
  6. Седьмую неделю он провел под деревом Раджятна.

Дерево Махабодхи

Дерево Бодхи в Бодхгае напрямую связано с жизнью исторического Будды Сиддхартхи Гаутамы, который достиг просветления или всеведущей мудрости, когда медитировал под ним. Храм был построен прямо к востоку от дерева Бодхи, предположительно прямого потомка первоначального Дерева Бодхи.

Согласно буддийской мифологии, если на этом месте не растет дерево Бодхи, земля вокруг дерева Бодхи лишена всех растений на расстоянии одной королевской карисы. По земле вокруг дерева Бодхи не может пройти ни одно существо, даже слон.

Согласно Джатакам, в этом месте лежит пуп земли, и никакое другое место не может выдержать мощи достижений Будды. Другая буддийская традиция утверждает, что, когда мир разрушается в конце кальпы, Бодхиманда является последним местом, которое исчезает, и будет первым, которое появится, когда мир снова возникнет. Традиция также утверждает, что там расцветет лотос, и если Будда рождается во время новой кальпы, цветы лотоса расцветают в соответствии с ожидаемым числом будд. Согласно легенде, в случае с Гаутамой Буддой дерево Бодхи выросло в день его рождения.

Строительство храма

Установка во времена Маурьев

Около 250 г. до н.э., примерно через 200 лет после того, как Будда достиг просветления, император Ашока из Империи Маурьев посетил Бодхгаю, чтобы основать монастырь и храм на святом месте, которые сегодня исчезли.

Однако остался Ваджрный трон, который он установил у подножия дерева Бодхи. Считается, что Ваджрный трон, или Ваджрасана, был построен императором Ашокой Империи Маурьев между 250 и 233 годами до нашей эры, в месте, где Будда достиг просветления. Ему поклоняются по сей день, и он является центром многих праздников в храме.

Изображения ранней храмовой структуры, предназначенной для защиты дерева Бодхи, можно найти в Санчи, на торанах Ступы I, датируемых примерно 25 годом до н. э. (185–73 гг. до н.э.).

Расширение построек во времена Сунга

Колонны с горшкообразными основаниями

Реконструкция колонн периода Сунга в Бодхгае по данным археологии (слева) и художественного рельефа (справа). Они датируются I веком до нашей эры. Реконструкция выполнена Александром Каннингемом.

Дополнительные структуры были построены во времена тунга. В частности, вокруг Ваджрного трона были обнаружены колонны с горшковидными основаниями. Считается, что эти колонны датируются I веком до нашей эры, ближе к концу эпохи Сунга. Эти колонны, обнаруженные в результате археологических исследований на Аллее Будды в храме Махабодхи, совершенно точно соответствуют колоннам, описанным на рельефах, найденных на колоннах ворот.

Перила

Перила вокруг храма Махабодхи в Бодхгае довольно древние. Это старые столбы из песчаника, датируемые примерно 150 годом до нашей эры, в период Сунга. Есть резные панели, а также медальоны со многими сценами, похожими на сцены на современных перилах Сунга в Бхархуте (150 г. до н. э.) и Санчи (115 г. до н. э.), хотя рельефы в ступе Санчи № 2 часто считаются самыми старыми из всех существующих. Перила были расширены в течение следующего столетия, вплоть до конца периода Гупта (7 век), грубым гранитом, украшенным сложными лиственными орнаментами и небольшими фигурками, а также ступами. Многие части первоначальных перил были демонтированы и сейчас находятся в музеях, таких как Индийский музей в Калькутте, и были заменены гипсовыми копиями.

Фотография 1903 года.
Оригинальные перила из Бодхгаи, Индийский музей, Калькутта.

Основной храм

Хотя Ашока считается основателем храма Махабодхи, нынешняя пирамидальная структура датируется империей Гуптов, в V-VI веках нашей эры. Он идентичен архитектурным стилям индуистских храмов, которые до сих пор строятся в Индии.

Однако это может представлять собой реставрацию более ранних работ II или III века: мемориальная доска из Кумрахара, датированная 150–200 годами нашей эры, основанная на датированных надписях Харошти и объединенных находках монет Хувишки, уже показывает храм Махабодхи в его нынешнем виде как ступенчатая усеченная пирамида и небольшая полусферическая ступа с венцом наверху. Это подтверждается археологическими раскопками в Бодхгае.

Считается, что храм в форме усеченной пирамиды был заимствован из конструкции ступенчатых ступ, возникших в Гандхаре. Храм Махабодхи адаптировал гандхарский дизайн последовательности ступеней с нишами, содержащими изображения Будды, чередующимися с греко-римскими колоннами, и вершиной ступы, как это видно в ступах Джаулиана. Структура увенчана формой полусферической ступы с навершиями, образующими логическое продолжение ступенчатых ступ Гандхары.

Эта конструкция усеченной пирамиды также ознаменовала эволюцию от аниконической ступы, посвященной буддийским реликвиям, к культовому храму с многочисленными изображениями Будды и Бодхисаттв. Этот дизайн оказал большое влияние на развитие более поздних индуистских храмов. Башня «шихара» с амалакой наверху сегодня считается более характерной для индуистских храмов. Храм был восстановлен Великобританией и Индией после обретения независимости.

Времена упадка

Буддизм пришел в упадок, когда пришли в упадок покровительствующие ему династии, после вторжений Хуна и ранних арабских исламских вторжений, таких как вторжение Мухаммеда бин Касима. Сильное возрождение произошло при Империи Пала на северо-востоке субконтинента (где расположен храм). Буддизм Махаяны процветал при Пала между 8 и 12 веками. Однако после поражения Пала династией Сена позиции буддизма снова начали разрушаться и почти исчезли в Индии. В XII веке нашей эры Бодхгая и близлежащие регионы были захвачены и разрушены армиями турок-мусульман во главе с Кутб ад-Дином Айбаком и Бахтияром Хилджи из Делийского султаната. В этот период храм Махабодхи пришел в упадок и был практически заброшен. Последним настоятелем храма Махабодхи был Шарипутра, который покинул Индию и отправился в Непал в 15 веке. В течение следующих столетий должность настоятеля или маханта монастыря стала занимать основной землевладелец этого района, который претендовал на владение территорией храма Махабодхи.

В 13 веке бирманские буддисты построили храм с таким же названием по образцу первоначального храма Махабодхи.

Озеро Мукалинда

Говорят, что через шесть недель после того, как Будда начал медитировать под Древом Бодхи, небеса потемнели на седьмой дней, и пошел сильный ливень. Однако могучий царь змей Мукалинда вышел из-под земли и защитил своим капюшоном того, кто является источником всякой защиты. Когда великая буря утихла, царь змей принял человеческий облик, поклонился Будде и в радости вернулся в свой дворец.

Сюжет Будды, медитирующего под защитой Мукалинды, очень распространен в иконографии Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде.

Реставрация

Храм таким, каким он был в 1899 году, вскоре после реставрации в 1880-х годах.

В течение 13 и 19 веков бирманские правители предпринялись за реставрацию храмового комплекса и окружающей стены. В 1880-х годах тогдашнее британское колониальное правительство Индии начало восстанавливать храм Махабодхи под руководством сэра Александра Каннингема и Джозефа Дэвида Беглара. В 1884 году большое изображение Будды периода Пала, вероятно, ранее перенесенное в резиденцию Маханта из святилища храма, было восстановлено. Плиты с изображениями были реконструированы, и части дарственной надписи вставлены в их нынешнее положение. Надпись свидетельствует о повторном освящении изображения Питхипати Джаясеной в 13 веке. В 1886 году это место посетил сэр Эдвин Арнольд под руководством дост. Велигама Шри Сумангала опубликовал несколько статей, привлекших внимание буддистов к плачевным условиям в Бодгхае. С тех пор скульптура была отремонтирована, окрашена и позолочена, и ей активно поклоняются в святилище.

Архитектурный стиль

Храм Махабодхи построен из кирпича и является одним из старейших кирпичных сооружений, сохранившихся в восточной Индии. Он считается прекрасным примером индийской кирпичной кладки и оказал большое влияние на развитие более поздних архитектурных традиций. По данным ЮНЕСКО, «нынешний храм является одним из самых ранних и самых впечатляющих сооружений, полностью построенных из кирпича периода Гуптов» (300–600 гг. н. э.). Центральная башня храма Махабодхи возвышается на 55 метров (180 футов) и была капитально отремонтирована в 19 веке. Центральную башню окружают четыре башни поменьше, построенные в том же стиле.

Храм Махабодхи окружен со всех четырех сторон каменными оградами высотой около двух метров. Перила делятся на два разных типа, как по стилю, так и по используемым материалам. Самые старые из них, сделанные из песчаника, датируются примерно 150 г. до н.э., а остальные, построенные из неполированного грубого гранита, предположительно относятся к периоду Гуптов. На старых перилах изображены такие сцены, как Лакшми, индуистско - буддийская богиня богатства, купающаяся со слонами; и Сурья, индуистский бог солнца, едущий на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми. На более новых перилах изображены фигуры ступ (святилищ-реликвариев) и гаруд. Также часто встречаются изображения цветов лотоса.

Изображения этого места включают Авалокитешвару (Падмапани, Кхасарпана), Ваджрапани, Тару, Маричи, Ямантаку, Дзамбхалу и Ваджраварахи.

Управление и контроль

На протяжении веков до своего повторного «открытия» европейцами храм был активным местом поклонения шиваитов и вайшнавов, которые также считали Будду воплощением Вишну. В 1891 году была начата кампания по возвращению контроля над храмом буддистам, несмотря на возражения индуистов. Сэр Эдвин Арнольд, автор книги «Свет Азии», начал выступать за восстановление этого места и возвращение его под опеку буддистов. Арнольд был направлен на это начинание Велигамой Шри Сумангала Тхера. В 1891 году Анагарика Дхармапала совершил паломничество в недавно отреставрированный храм Махабодхи. [40] Здесь он испытал шок, обнаружив, что храм находится в руках шиваитского священника, изображение Будды превратилось в индуистскую икону, а буддистам запрещено поклоняться. В результате он начал агитационное движение.

Общество Маха Бодхи в Коломбо было основано в 1891 году, но его офисы вскоре были перенесены в Калькутту в следующем, 1892 году. Одной из его основных целей было восстановление под буддийским контролем храма Махабодхи в Бодхгае, главного из четырех древних буддийских святых места. Чтобы добиться этого, Дхармапала инициировал иск против священников - брахманов, которые контролировали это место на протяжении веков. После длительной борьбы это удалось только после обретения Индией независимости (1947 г.) и через шестнадцать лет после смерти Дхармапалы (1933 г.), с частичным восстановлением этого места под управление Общества Маха Бодхи в 1949 году. Именно тогда управление храмом в Бодхае было поручено комитету, состоявшему из равного числа индуистов и буддистов. Кампания была частично успешной в 1949 году, когда контроль перешел от индуистского маханта к правительству штата Бихар, которое учредило Комитет по управлению храмом в Бодхгае в соответствии с Законом о храме от 1949 года. В состав комитета входят девять членов, большинство из которых, включая председателя, по закону должны быть индуистами. Первым старшим монахом Махабодхи в составе управляющего комитета был Анагарика Муниндра , бенгальец, который был активным членом Общества Махабодхи.

В 2013 году правительство Бихара внесло поправки в Закон о храме в Бодхгае от 1949 года, разрешив неиндусу возглавить храмовый комитет. Также в 2013 году тысяча индийских буддистов протестовали возле храма Махабодхи, требуя передать контроль над ним буддистам. В число этих буддистов входили такие лидеры, как Бханте Ананд (президент Ахил Бхаратия Бхиккху Махасангх, влиятельной организации монахов), а также президент Бодхгаи Мукти Андолан Самити. Кроме того, уроженец Японии Сурай Сасаи стал важным буддийским лидером в Индии, поскольку и он, и Бханте Ананд стали двумя из самых известных лидеров этой кампании по освобождению храма от индуистского контроля.

Текущий статус и управление

Правительство штата Бихар взяло на себя ответственность за защиту, управление и мониторинг храма и его собственности, когда Индия обрела независимость. В соответствии с Законом о храме в Бодхгае от 1949 года, такие обязанности разделены между Комитетом по управлению храмом в Бодхгае и консультативным советом. Комитет, срок полномочий которого составляет три года, по закону должен состоять из четырех представителей буддистов и четырех представителей индуистов, включая главу монастыря Шанкарачарья Матх в качестве члена индуиста по должности. Поправка 2013 года к Закону об управлении храмом в Бодхгае позволяет магистрату округа Гая быть председателем комитета, даже если он не индуист. Консультативный совет состоит из губернатора Бихара и двадцати-двадцати пяти других членов, половина из которых из зарубежных буддийских стран.

В июне 2002 года храм Махабодхи стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все находки религиозных артефактов в этом районе находятся под правовой защитой в соответствии с Законом о сокровищницах 1878 года.

Главный монах храма, Бхиккху Бодхипала, подал в отставку в 2007 году после того, как ему было предъявлено обвинение в регулярной обрезке ветвей Святого Дерева Бодхи и продаже их иностранцам за значительные суммы денег. Газета утверждала, что богатые тайские покупатели купили филиал при содействии старших членов комитета управления храма. Хотя представитель храма заявил, что ботаники обрезали дерево, министр внутренних дел Бихара приказал осмотреть дерево. Против Бодхипалы было возбуждено уголовное дело.

После истечения срока полномочий комитета в сентябре 2007 года правительство Бихара отложило назначение нового комитета, и окружной судья управлял храмом до такого назначения. В конце концов, 16 мая 2008 г. правительство объявило о назначении нового Комитета по управлению храмом.

По состоянию на июнь 2017 года настоятелем храма был бхиккху Чалинда.

Последние события

В 2013 году верхняя часть храма была покрыта 289 кг золота. Золото было подарком короля Таиланда и преданными из Таиланда и установлено с одобрения Археологической службы Индии.

Атака

7 июля 2013 года в храмовом комплексе взорвались десять бомб малой мощности, ранив пять человек. Одна бомба находилась возле статуи Будды, а другая — возле дерева Махабодхи. Также были обнаружены и обезврежены три неразорвавшиеся бомбы. Взрывы произошли между 5.30 и 6.00 утра. Главный храм не пострадал. Разведывательное бюро Индии, возможно, предупредило государственных чиновников о возможных угрозах примерно за 15 дней до взрыва. 4 ноября 2013 года Национальное агентство расследований объявило, что ответственность за взрывы несет исламская террористическая группировка «Индийские моджахеды».