Цасум Лингпа
Цасум Тердак Лингпа (тиб. རྩ་གསུམ་གླིང་པ, Вайли: rtsa gsum gling pa, 1694-1738)
Джамгон Конгтрул Лодро Тае "Сто тертонов":
Цасум Тердак Лингпа, также называемый Гарванг Намчак Дордже, был эманацией Нупчена Сангье Еше. Он родился в семье махасиддхи Лангчен Палгьи Сенге в окружении чудесных знамений вблизи Зегьяла, священного места на юго-западе Нангчена. Обет упасаки и имя Таши Пунцок он получил от владыки дхармы Гелукпы, который, по преданию, являлся эманацией Нгок Лодена Шерапа. Учился он немного. Когда великий тертон Такшам Нуден Дордже посетил столицу Нангчен, Цасум Тердак Лингпа установил с ним дхармовую связь. Позже он отправился в Дрикунг и стал полагаться на Кёнчока Тринлея Зангпо как на Гуру. От него он получил дхарму, особенно подробные наставления по линии передачи шёпотом учения о пране Джатавиры. Он оставался там в течение трёх лет, практикуя это учение; опыт и реализация вспыхнули внутри него. Чудеса и сверхсознание возникали без особых усилий.
Опираясь на своевременное пророчество, Цасум Тердак Лингпа начал заниматься дисциплиной осознанности. Он также посетил множество святых мест без каких-бы то ни было препятствий. Во время своего путешествия, основываясь как на терма, так и на пророчестве, он сначала открыл Садхану Собрания Сердца Гуру и цикл Спонтанного Исполнения Желаний из Самье Чимпху. Затем он открыл Очень Глубокий цикл учений Падма Херуки, включающий глубокие и краткие тантры, агамы и упадеши, из Пиршественного Зала Шотё Тидро. Затем он открыл обширные тантры, агамы и упадеши Тайного Всепревосходящего Йидама: "Восемь дарований из Лотосового Сада Ущелья Пово"; этот цикл состоит из семи томов.
Он также явил из различных мест сокрытия множество циклов наделения силой и наставлений, касающихся безграничных трех корней, включая
- "Темно-красную реликвию Херуки и Килы", четыре аюсадханы, такие как: "Побеждающая смерть Аюсадхана", "Махакаруника, побеждающий самсару и нирвану", "Хаягрива - Сущность Солнца", "Хаягрива, Воплощающий Силу Всех Гневных Царей", "Свет Мудрости Ваджрасаттвы", "Очень Тайный Могущественный Гневный Падма", его цикл Дордже Дроло, "Ямантака - Огненная Ядовитая Гора", "Тайная Мудрость: Высшая драгоценность исполнения желаний", "Гневная Дакини укротительница Мар", "Садхана богатства Гуру" и цикл "Защитник царства Дхармапал".
Все эти расшифрованные им с пергаментов тексты, составляют восемнадцать томов. Линия их наделения полномочиями и передачи, по-видимому, не прерывалась в Дошуле, Кхьюнгпо и Пово.
Цасум Тердак Лингпа сделал своей главной резиденцией Пово Тромзик Нгамчен. Хотя он собрал множество учеников, и его деятельность процветала, он скончался на сорок четвертом году жизни. Таким образом, получается, что его деяния остались незавершенными. Мероприятия, связанные с его кончиной, были хорошо исполнены его учениками.
У Цасума Тердака Лингпы было три эманации. Эманацией его тела был Ронгнён Угьен Рикдзин, который жил в резиденции в Тромзике. Эманацией речи Цасума Тердака Лингпы был Кунзанг Чиме Норбу, который, по преданию, появился в районе Гавалунг в Пуво, но нет никаких свидетельств о продолжении этой линии эманации. Эманацией ума Цасума Тердака Лингпы был видьядхара Мижик Дордже, живший в районе Кхьюнгпо. Линии эманации тела и ума продолжаются до настоящего времени.
Главным учеником Цасума Тердака Лингпы был его духовный сын, видьядхара Тукчок Дордже, который передал большинство глубоких терма Цасума Тердака Лингпы Зунгхару Текчену Лингпе и другим, распространив их линию. У Цасум Тердака Лингпы было еще несколько учеников, способных распространять учение, в том числе Кёнсенг Пандита, владыка Кунга Лодрё и Еше Гьялцен.
Из-за частичного сходства имени Цасума Тердака Лингпы и великого видьядхары Тердака Лингпы из Миндролинга высказывались предположения о том, не были ли они противоречивыми. Однако ни в одном из их пророчеств нет никаких свидетельств противоречии между ними, так что эти рассуждения - не более чем принятие собственной тени за плотоядного духа.
Когда Цасум Тердак Лингпа посетил Цурпху, чтобы поднести свои терма Гьялвангу Кармапе и Шамарпе, ему не позволили это сделать их сопровождающие. Кроме того, он отличался непостоянным нравом и не делал ничего, чтобы сгладить свой путь. В результате он не выполнил пророческого предписания о подношении им своих терма, но не сделал ничего, что было бы им неприятно, и хорошо известно, что он был подлинным тертоном. Поэтому я установил с ним дхармическую связь, получив сущностную силу из его цикла "Падма Херука".