III Чангкья Ролпей Дордже
Третий Чангкья, Ролпей Дордже (lcang skya 03 rol pa'i rdo rje) родился в 1717 году на территории Драккар монастыря Нуб Падмо Де (nub Padmo'i sde dgon) недалеко от Лянчжоу (lang gru), современный Увэй. Нуб Падмо Де был одним из четырех монастырей, которые основали в регион в тринадцатом веке. Его отцом был Цангпа Гуру Тензин (tshangs pa gu ru bstan 'dzin, du), а мать звали Букьи (bu skyid). Его семья происходила из Монгуора.
Ролпей Дордже был признан реинкарнацией Второго Чангкья, Нгаванга Лобзанг Чодена (lcang skya 02 ngag dbang blo bzang chos ldan, 1642-1714) в 1720 году и доставлен в его монашеское место, Гонлунг Джампа Линг (dgon lung byams pa gling), один из четырех самых важных монастырей гелук в Амдо.
Он был доставлен к императорскому двору Цин в 1724 году, после того как его родной монастырь был разрушен цинскими войсками в ответ на восстание под предводительством Лобзанга Даньцзина (blo bzang dan jin, d.u.). Позднее Ролпей Дордже был идентифицирован как воплощение великого ученого и государственного деятеля школы Сакья Пакпы Лодро Гьелцена ('phags pa blo gros rgyal mtshan, 1235-1280).
При дворе императора Юнчжэн Ролпай Дордже получил образование в непосредственной близости от принца, который в конечном итоге стал императором Цяньлун (乾隆, годы правления 1735-1796). Эти отношения оказались чрезвычайно важными; Чангкья был главным буддийским учителем и советником Цяньлуна по вопросам, связанным с буддизмом, включая искусство, литературу, религиозные посвящения и практики, а также дипломатию. Его образование включало обучение большинству языков, использовавшихся при Цин, включая маньчжурский, китайский, монгольский и тибетский, а также различные буддийские темы, подходящие для его роли ламы.
В 1734 году Чангкья совершил свою первую поездку в Лхасу, когда Юнчжэн разрешил ему сопровождать Седьмого Далай-ламу Келзанг Гьяцо (tA la'i bla ma bskal bzang rgya mtsho, 1708-1757) в тибетскую столицу. Эта поездка дала Чангкье возможность учиться у Далай-ламы, а также сделать подношения главным монастырям Лхасы и вручить подарки от императора Цин. В 1735 году Чангья отправился в Шигадзе, где встретился с Пятым Панчен-ламой Лобзангом Еше (paN chen bla ma 05 blo bzang ye shes, 1663-1737) в монастыре Ташилхунпо. Чангкья принял обеты послушника у Панчен-ламы, который назвал его Еше Тенпей Дронме (ye shes bstan pa'i sgron me). Несколько дней спустя он принял обеты полностью посвященного монаха под руководством Панчен-ламы и других высоких лам. Когда Юнчжэн умер в 1736 году, Чангкья был вынужден отказаться от своих планов учиться у Панчен-ламы и вернулся в Пекин. Далай-лама и Панчен-лама преподнесли религиозные статуи и другие важные дары в качестве прощальных подарков.
Когда Чангкья Ролпей Дордже прибыл в Пекин, его ровесник детства, император Цяньлун, только что взошедший на трон, назначил его главным административным ламой в столице. В начале своей карьеры в качестве администратора Чангкья убеждал Цяньлуна передать спорные приграничные территории Далай-ламе. Хотя император отказался предоставить землю, он частично последовал совету Ролпея Дордже, предоставив Далай-ламе значительное ежегодное пособие. После того, как внутриполитическая напряженность в Лхасе достигла апогея в 1751 году с казнью светского лидера Гьюрме Намгьяла ('gyur med rnam rgyal), Цяньлун официально назвал Далай-ламу политическим и религиозным лидером Тибета. Ученик и биограф Ролпея Дордже, Третий Тукван Лобсанг Чокьи Ньима (thu'u bkwan 03 blo bzang chos kyi ny ma, 1737-1802) утверждает, что это важное решение было во многом обусловлено советом Ролпея Дордже. Судя по всему, император Цяньлун, разгневанный убийством своих представителей в Лхасе — амбаней, готовился передать полную административную власть в Тибете представителям Маньчжурии. Чангкья преклонил колени перед Императором и умолял его не делать этого, а вместо этого наделить Далай-ламу политической властью.
После смерти Седьмого Далай-ламы Цяньлун отправил Чангкью со второй миссией в Лхасу. Среди тибетских чиновников шли дебаты по поводу того, будет ли регент нового Далай-ламы обладать как религиозной, так и светской властью. Калон (bka 'blon) или члены кабинета министров стремились взять на себя светский контроль и позволить Далай-ламе решать только религиозные вопросы. Чангкья посоветовал императору доверить регенту полную религиозную и светскую власть, чтобы избежать конфликтов между членами кабинета министров. Император предоставил регенту религиозную власть и полагался на амбаней (послов при дворе Цин в Лхасе), чтобы ограничить власть членов кабинета светской элиты.
В 1757 году Чангья снова отправился в Лхасу, на этот раз с большой свитой, включавшей министра, нескольких чиновников и двух императорских врачей. Во время этого пребывания Чангкья выполнял различные религиозные и политические задания для императора, держа Цяньлуна в курсе ситуации в различных регионах Внутренней Азии, вплоть до Ладакха. Он принимал активное участие в идентификации Восьмого Далай-ламы Джампела Гьяцо (ta lai bla ma 08 'jam dpal rgya mtsh0, 1758-1604) и написал биографию Седьмого Далай-ламы. В то же время Чангкья учился у крупных лам, в первую очередь у Шестого Панчен-ламы Лобзанг Пелден Еше (paN chen bla ma 06 blo bzang dpal ldan ye shes, 1738–1780). В 1779 году Чангкья организовал поездку Панчен-ламы в Пекин, чтобы отпраздновать день рождения Цяньлуна. В честь визита в Джехоле был построен монастырь по образцу Ташилунпо. Во время визита Панчен-ламы Чангкья Ролпей Дордже выполнял религиозные и дипломатические функции, такие как инструктирование ламы о том, как обращаться к императору, и перевод учений Дхармы между ними. Во время этого визита Панчен-лама заразился оспой и скончался.
Одними из главных учителей Ролпея Дордже были Лобсанг Еше (blo bzang ye shes, 1663–1737), Нгаванг Джампа (ngag dbang byams pa, 1682–1762), Лобзанг Чодзин (blo bzang chos 'dzin, 1717–1786). Помимо Цяньлуна и Третьего Туквана, среди учеников Ролпея Дордже были Кончок Джигме Вангпо (dkon mchog 'jigs med dbang po, 1728-1791) и Келсанг Тубтен Джигме Гьяцо (skal bzang thub bstan 'jigs med rgya mtsho, 1743-1811). Собрание его сочинений насчитывает более двухсот работ.
Работа Чангкья как переводчика ни в коем случае не ограничивалась устными переводами, хотя это было одной из его основных обязанностей при дворе. Он также курировал создание (монгольский, тибетский, маньчжурский, китайский и чагатайский языки) словарей и переводов буддийских учений в текстовой форме. Будучи буддийским администратором в Пекине, он сыграл важную роль в основании Юнхэгуном, монашеского колледжа для монгольских, маньчжурских и китайских монахов. Как и в Утай-Шане (ri bo rtse lnga, 清凉山), этот колледж сочетал в себе императорский дворец и тибетский буддийский монастырь. Он также сыграл важную роль в разработке систем иконографии, каталогизации и надписей, которые оказались столь важными для проектов императора Цяньлуна в буддийском искусстве.