Карсей Конгтрул

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Карсей Конгтрул 1902-1952)

Карсей Конгтрул (Вайли: kar sras kong sprul, 1902-1952), который был также известен как Джамгон Палден Кхьенце Озер (Вайли: dpal ldan mkhyen brtse'i 'od zer), являлся непосредственным воплощением первого Джамгона Конгтрула. Он был рождён в качестве сына XV Кармапы, Какьяба Дордже, который и возвёл его на трон в возрасте двенадцати лет. Карсей Конгтрул проживал в Цадра Ринчен Драк, место своего предшественника в восточном Тибете. Он получил полное образование и линии передачи от Кармапы. Среди других его учителей был Сурманг Трунгпа Чоки Ньиндже, 10-й Тулку Трунгпа. Он достиг окончательной реализации , был одним из самых известных мастеров Махамудры и передал сокровенные учения XVI Кармапе, Рангджунгу Ригпе Дордже. Во многих случаях, он давал учения, посвящения, передачи чтением из старых и новых традиций, таких как Драгоценная Сокровищница Терма (Ринчен Тердзо). Также он восстановил ритритный центр Цадра Ринчен Драк, его резиденция выше монастыря Палпунг. Карсей Конгтрул умер 10 мая 1952 г. в возрасте 49 лет.

Из воспоминаний Тулку Ургьена Ринпоче

Джамгона Конгтрула считают воплощением Вайрочаны, выдающегося переводчика учений Будды, жившего во времена, когда Лотосорождённый Гуру прибыл в Тибет. Вайроцана же, в свою очередь, считается воплощением Будды Вайрочаны. Конгтрул сумел обнаружить огромное количество кладов-терма. Однажды он нашёл пророчество Падмасамбхавы, в котором предсказывалось, что ему, Конгтрулу, предстоит составить пять великих сокровищ учения. По его мнению, более старые терма имеют огромную ценность, и он пожелал объединить их все в собрание, которое должно было получить заглавие «Сокровищница драгоценных терма» и охватывать три внутренние тантры: Маха-, Ану- и Ати-йогу.

Поэтому Конгтрул написал Чокгьюру Лингпе послание: «Вы часто встречаетесь с самим Падмасамбхавой. Не будет ли вам угодно спросить его, могу ли я составить „Сокровищницу драгоценных терма“?
Вскоре Чокгьюр Лингпа прислал ответ: «Я спросил Падмасамбхаву. Он сказал: „Великолепно!“ Поскольку это так, вам обязательно нужно взять на себя эту задачу».
В то время как Конгтрул собирал эти тексты-терма, линии передачи многих из терма прежних тертонов давно исчезли, и некоторые – уже столетия назад. Кхьенце возродил их как «вновь открытые клады» и тем самым восполнил важные недостающие места для «Сокровищницы драгоценных терма», а Чокгьюр Лингпа испросил на неё разрешение у Лотосорождённого Гуру. Таким образом, невероятно важное собрание, ныне известное как «Сокровищница драгоценных терма», было плодом совместных усилий всех трёх великих мастеров.
Карсэй Конгтрул, перевоплощение Конгтрула Старшего и знаменитый сын пятнадцатого Кармапы, был одним из моих учителей. Он заведовал библиотекой в Подобной Цари Драгоценной Горе, и там ещё хранилась переписка Конгтрула и Чокгьюра Лингпы, темой которой была просьба задать вопрос Падмасамбхаве о «Сокровищнице». Однажды, передавая мне эту самую «Сокровищницу драгоценных терма», он рассказал мне приведённую выше историю, и при этом присутствовал шестнадцатый Кармапа.
Если говорить об эрудиции, то в этом Конгтрул был практически непревзойдён, что доказывает история о нём и учёном Мипаме. После того как Мипам сочинил «Руководство по логике», сложный и изощрённый философский текст, он принёс его Конгтрулу, чтобы узнать его мнение.
– Книга производит впечатление чрезвычайно выверенного и яркого труда, – заметил Конгтрул. – Но если честно, то не мне судить. Я мало смыслю в буддийской логике, потому что никогда не изучал этот предмет. А вы знаток искусства обоснования, и я уверен, ваша книга очень хороша.
Однако Мипам не принял скромности Конгтрула и попросил:
– Ринпоче, дайте мне, пожалуйста, передачу-лунг этой книги.
– Как же я могу это сделать? – ответил Конгтрул. – Вы автор. Если бы я её написал, то мог бы дать передачу. Наоборот, это вы должны прочитать её мне.
Так что Мипаму пришлось прочитать этот текст вслух. В конце Конгтрул вдруг воскликнул:
– Ха-ха! Давайте попробую это объяснить.
– Пожалуйста, сделайте это, Ринпоче, – ответил Мипам. – Пусть вы не изучали логику как словесную науку, но, конечно же, знаете смысл.
– Нет-нет, – возразил Конгтрул, – я не сведущ ни в словах, ни в смысле. Но сегодня такой хороший день, и настроение у меня прекрасное. Давайте я попробую.
Когда он закончил своё объяснение, Мипам был поражён:
– Ринпоче, как вы могли так блестяще всё прояснить, если не изучали логики?
– Но ведь это не совсем так, что я никогда не изучал логики. В прошлой жизни, когда я был Сакья Пандитой, я очень много её изучал. На самом деле это знание переполнило меня, когда вы читали. Обычно у меня нет такой способности, вот почему я хотел дать объяснение, когда у меня произошёл этот проблеск. После этого события Мипам увидел Конгтрула в совершенно новом свете, и его восхищение и вера в него ещё больше выросли. Мипам говорил так: «Наше умственное понимание – совсем другое дело. Знания этого человека простираются на много жизней назад, чего совершенно нет у обычных учёных, которым только довелось прочитать кое-какие книги в этой жизни».

Учёный Таши Осер так отзывался о своём учителе, знаменитом Патруле: «Да может ли быть на земле другой такой учитель? Он невероятно сведущ и совершенен!» Позже, когда он учился у Кхьенце, он сказал: «Это исключительный учитель. Наверное, никто не может его превзойти!» И наконец, когда он учился у Конгтрула, заявил: «Невероятно! Этот человек не имеет себе равных!»
Однажды Таши Осеру довелось спросить Кхьенце:
– Ринпоче, я ученик всех вас – троих великих лам, и в каждом из вас я не вижу ничего, кроме высочайших достоинств. Но скажите мне: если бы вам пришлось соревноваться, кто оказался бы самым сведущим?
– Конечно Патрул, – ответил Кхьенце.
– А кто из вас троих больше всех приносит блага живым существам?
– Ведь Конгтрул – сам переводчик Вайроцана во плоти, а потому никто не приносит живым существам больше пользы, чем он.
– А кто из вас достиг самого высокого уровня реализации?
Кхьенце приосанился, высоко поднял голову и безо всякого лицемерия или тени самодовольства заявил: «Э-э! Кто достиг самой высокой реализации? Это я! Я самый лучший».

Когда Кхьенце Старший умер, пятнадцатый Кармапа узрел в видении, что у того будет не одно воплощение, а сразу двадцать пять, по пять на каждый из пяти аспектов плода: просветлённых тела, речи, ума, качеств и деяний. Из них были признаны и возведены на трон пять главных воплощений. Вот почему в наше время мы встречаем так много тулку с именем Кхьенце.
Говорят, что деяния этих удивительных Кхьенце непрестанны: как луна восходит после захода солнца, так после кончины одного на его место приходит другой. Когда Кхьенце умер, появилось несколько тулку, призванных продолжить его деяния Дхармы. Если смотреть с нашей стороны, то, когда один из них вновь растворяется в состоянии будды, появляется другое проявление, и подчас ещё более блестящее, чем предыдущее. После смерти великого Кхьенце появился Дзонгсар Кхьенце, который был столь же удивительным. После заката Дзонгсара Кхьенце взошёл Дилго Кхьенце.
У Кхакьяба Дордже было похожее видение о том, что после кончины Конгтрула у него тоже появится двадцать пять воплощений. Число таких тулку – «магических тел», которые являют себя, дабы приносить благо существам, – непостижимо.
Больше я ничего не знаю о Конгтруле и Кхьенце. Вы можете найти подробности их жизни в соответствующих биографиях. Ни одну из этих историй я не придумал: я только повторил слова, которые слышал от своих драгоценных учителей.